рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

2). среди продавцов с одной стороны, или покупателей, с другой, не

должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных

условий сделок;

3). всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о

положении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой цене продаёт);

4). все затраты по любой сделке должны покрываться только её

участниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё;

5). государство и общественные организации не должны вмешиваться в

работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются,

то эти механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.

И когда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизнь

общества государства.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство

берёт на себя решение нескольких задач:

1). устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством)

рынка;

2). смягчение неравенства доходов и богатства за счёт их частичного

перераспределения.

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

1). возможности монополизации рынков;

2). трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

3). возникновение внешних эффектов или внешних затрат;

4). образование социально неприемлемых различий в уровнях доходов

граждан.

§ 6. Экономические функции государства.

Чтобы у нас сложилось достаточно ясное представление о роли

государства в экономической системе. Нам должно быть известно пять

экономических функций государства:

1. Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие

эффективному функционированию рыночной экономики (системы).

Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых

важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования

рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как

предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав

частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государство

также устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между

предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе

законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра

в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики

экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих

наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введение

стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы,

облегчающих обмен товаров и услуг.

Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества

продуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдение

условий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли.

Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокую

специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов.

2. Поддерживать конкуренцию.

При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о

предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что

индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь

приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система

регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,

подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций;

уделы же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счёте

банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а

предприятия – их слуга.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация,

при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже

в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на

цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы

могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к

собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью

регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно

ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие

цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает

нерациональное распределение экономических ресурсов.

3. Перераспределять доходы и материальные блага.

Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный

механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать

большее неравенство, чем обществу желательно.

Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко

оплачивается в силу природных способностей и благоприобретённого

образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительное

неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в

распределении национального продукта между индивидуальными и

домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего

изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической

проблемой.

Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходов

в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и

программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остро

нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным

пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение

доходов путём рыночного вмешательства, т. е. путём модификации цен,

устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и

законодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядные примеры

того, как государство фиксирует цены с целью повысить доходы определённых

групп населения.

4. Регулировать распределение ресурсов для обеспечения общественными

товарами и корректировать побочные эффекты.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования

рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система

производила «не те» количества определённых товаров и услуг, либо оказалось

не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство

некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай

связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – с

государственными, или социальными благами.

5. Стабилизировать экономику.

Самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства

заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной

экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень

цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства

непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов.

Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно

увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет

необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и

людских ресурсов. Существуют две неблагоприятные ситуации:

1. Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть

слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае

государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий

объём расходов – частных и государственных – был достаточен для

создания полной занятости. Каким образом государство может это

осуществить? Ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать

тот же метод – государственные расходы и налогообложение, - какой

государство использует для перераспределения ресурсов в

производство общественных благ. Конкретно, государству надлежит, с

одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага

и услуги, а с другой – сократить налоги с целью стимулирования

расходов частного сектора.

2. Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество

попытается расходовать больше, чем позволяют производственные

мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину

продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение

уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный

характер. В этом случае государство обязано ликвидировать

чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом

сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с

целью сокращения расходов частного сектора.

§ 7. Государственное регулирование экономики.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без

государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы

разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем

любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает

выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть

нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если

мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со

стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство –

институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического

вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти

оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного

регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же

время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную

эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств

превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики

проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого

рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы

организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в

государственном формировании свода правил и ограничений рыночной

деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.

Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их

органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок

был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное

регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через

государственное планирование, на основе выпускаемых правительством

нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется

посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы

налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,

необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя

их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы

одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

1. Понятие государственного регулирования экономики.

1. Сущность государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного

хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,

исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными

государственными учреждениями и общественными организациями в целях

стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы

к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись

экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в

национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая

безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на

мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может

основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную

жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-

экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости

ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины

«государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая

политика» в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого

уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается

в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса

воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование

экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных

сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного

регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции,

Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии,

ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от

Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям

Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду,

и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее,

ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения

конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую

экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от

планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному

хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его

субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и

исполнители хозяйственных интересов.

2. Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ).

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы

трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также

центральный рациональный банк.

В государствах с федеративным устройством (С.Ш.А., Россия, Канада,

Индия, Ф.Р.Г., Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и

местные парламенты и правительства, защищающие соответственно

общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция

усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё более

независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся

исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние

субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение

в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся

теоретически в классическую схему парламентской или президентской

республики. Например, создаётся орган из представителей союзов

предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования

тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются

комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из

представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще

всего они формируются центральными и местными властями вместе с

заинтересованными союзами – выразителями экономических интересов.

3. Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов.

Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно

жёсткая.

Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры

хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов

инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся

точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке ГРЭ

средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни

в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные

объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с

предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью

государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы,

являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и

отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в

средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели

голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой

партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных

интересов к правящей партии или партиям – это и есть обратная связь между

ГЭП и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.

1. Объекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и

условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут

возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или

разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно

необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания

социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платёжный баланс;

- цены;

- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер.

Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление

капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и

даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между

профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными

регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования

хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и

депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и

занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные

финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В

условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть

опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение

платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и

отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача

ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по

возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала

и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада

производства, инвестиций и занятости в будущем.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также

осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных

капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.