рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок его функции и структура

ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют

разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу

составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит

перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных

программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система

законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих

субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы

конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и

государство.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество

между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли

и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция

—экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями

продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с

продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же

потребителям. Конкуренция — состязательная работа между

товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки

сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм

стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует

деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы

контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен,

уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению

научно-технического прогресса. Вместе с тем конкуренция обостряет

противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую

дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек,

побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства

государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для

экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального

стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры"

соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и

потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий

участников конкуренции.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного

производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился

создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в

ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости

мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на

производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется

возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников,

эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В

современных условиях конкуренция также выступает как важное средство

развития производства и существуют в различных формах.

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты

считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства.

Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс,

совершенствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают совершенную и

несовершенную конкуренцию.

Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных

производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Для нее характерны следующие черты:

9. наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара.

Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем

производимой продукции должен быть незначителен;

10. возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным

производственным секретам;

11. однородность продукции, производимой различными предприятиями в

рамках одного производственного сектора, состоящего из множества

фирм;

12. хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-

продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран

была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в.

появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают

отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого

возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она

ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

13. единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным

производителем данного продукта или единственным поставщиком

услуги);

14. нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это

означает, что он должен покупать продукт у монополиста или

обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

15. диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет

значительный контроль над ценой);

16. вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной

единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее

положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на

одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В нашей хозяйственной практике в качестве занимающих доминирующее

положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников

хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень

монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %,

определяется дифференцирование, в частности выявляется их воздействие на

реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его

географических границ.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая

конкуренция. Ее отличительные признаки:

17. существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль

каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически

невозможен тайный сговор;

18. продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и

различающимися условиями их продажи;

19. экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую

конкуренцию;

20. вступление в отрасль является относительно легким. Легкое

вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими

нормальной прибыли в долговременном периоде;

21. тип продукта дифференцированный;

22. неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые

знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической

конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и

стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть

и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения

товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой

характерны:

23. наличие нескольких фирм;

24. тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

25. контроль над ценой;

26. наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

27. типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное

производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого

продукта.

В современных условиях используются различные методы конкурентной

борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента

сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков

рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют

также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных

конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним

относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым

методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных

местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в

основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и

конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка

конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при

сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается

одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной

кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств

для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу,

услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в

рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства

вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и

оборудования, транспортных средств, сооружений производственного

назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при

лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в Беларуси в настоящее время

ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой

степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с

процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими

мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты

национальной конкурентоспособности.

Рынку принадлежит важная позитивная роль. Конкурентная рыночная

система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает

применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме

того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу,

свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально

разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает

"экономического человека", для которого характерны расчетливость и

предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности

за свои действия. Командная же система формирует "человека

административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а

потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства

необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не

знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как

дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие

стимулы для повышения эффективности производства.

Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным

вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого

дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это

саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без

прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для

использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации

производства и в конечном счете полного удовлетворения потребностей

общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в

использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной

деятельности.

Рынок имеет и негативные стороны. При всей своей огромной позитивной

роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических

задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному

самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим

потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему

социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов,

имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к эмпирической дифференциации

производителей, высвобождению работников из производства и безработице,

обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок

благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как

экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются

порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам,

связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством

территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические

идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной

экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования

для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей;

принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает

противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает

антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи

некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает

функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.

Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных

органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования,

связанное, например, с производственной деятельностью: на случай

безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и

утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.

Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской

части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные

благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства

государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов.

Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее

вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения

остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство

необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать.

Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

28. создание, сохранение и совершенствование системы социально-

экономических отношений;

29. составление прогнозов развития своей социально-экономической

системы на перспективу;

30. регулирование процессов использования производительной силы природы

и охрана окружающей человека среды;

31. управление демографическими процессами, обеспечивающими

рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной

силы человека;

32. ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и

мотивов трудовой деятельности;

33. разработка целевых комплексных программ экономического развития;

34. повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении

экономическими и социальными процессами;

35. согласование экономических интересов субъектов производственно-

экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

36. формирование и регулирование системы стимулирования производственно-

экономической деятельности;

37. регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального

развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

38. регулирование процессов по включению страны в международную

экономическую интеграцию.

Известны следующие направления государственного вмешательства в

экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение,

ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.

Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются

монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений,

уголовно-правовые санкции против виновних лиц. В практике государств с

развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется

следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж,

фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах

Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы

другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об

объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для

стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное

налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных

ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый

минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых

налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое

регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание

правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики;

программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная

политика; политика регулирования доходов; социальная политика,

государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства,

управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот,

лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым

посредством законодательных актов и основанных на них действий

исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование

различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с

помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью

эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое

вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в

самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое

участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство

государства — это и принятие законодательных актов, призванных

упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной

системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим

направлениям:

39. стимулирование капиталовложений;

40. обеспечение наиболее полной занятости;

41. стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей

силы;

42. воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;

43. поддержка устойчивого экономического роста;

44. перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным

образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

В странах СНГ, где происходит формирование рыночный отношений, к

перечисленным направлениям государственного регулирования экономики

добавляются новые, связанные с образованием многосекторной экономики и

включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших

звеньев прежнего хозяйственного механизма, применение экономических

регуляторов вместо административных и многое другое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и

Стенли Брю М.: Республика 1992

1. Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.

1. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.:

ИНФРА-М. 1999

1. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.