Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации
опровергнуть. На деле рыночная система является - или, по крайней мере,
может быть - довольно эффективной
1.3 Развитие рыночной системы в Российской Федерации
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень
трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не
пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна
жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или
существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это
даст возможность существованию огромной очень централизованной
государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности,
кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах,
преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой,
государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла
воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения
продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала
система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не
давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и
это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей
части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по
количеству запросам потребителей.
Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а
другого эффективного механизма регулирования и контроля не было.
Неэффективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты
на оборону, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали всю
экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный
уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Востока.
Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт
строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было трудно из-за
нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к
необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики -
с помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были
проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны -
из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый
тип социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал
социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России.
Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран
социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему.
Поэтому ее развал увеличил во много раз количество экономических проблем.
После провала "социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала
"смешанная экономика. Но при переходе к решению широкого комплекса общих
проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых
разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее
важным специфическим чертам России можно отнести следующие.
Во-первых, специфические стороны менталитете значительной части
населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций
и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:
- исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части
населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей,
крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и
соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в
последние несколько десятилетий);
- особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле
антирыночность мышления;
- глубокий след в мышлении и хозяйственной практике страны оставила
практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать
все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к
социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения
(насильственным лишением его реальной собственности), в значительной
степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях,
когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности
существенной части населения в получении правдивой информации, в
неспособности или нежелании критического анализа и практического
использования информации.
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-
географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего
огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся
в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность
национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых
разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.
Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них
производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с
большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме
восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.
Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
- ускоренность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства,
носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская
диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление -
накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный -
конечный продукт" и др.;
- низкие технический и технологический уровни гражданского
производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной
системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и
моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и
экологической безопасностью);
- доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы,
выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных
разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма
опасном экологическом состоянии среды;
- политическая нестабильность, особенно характерная для последнего
времени, отсутствие практических основ для достижения социального и
национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия
вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной
сферах жизни.
Учитывая все эти психологические, социальные и экономические
особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно -
это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом
плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.
Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не
действуют потому, что существует монополия государства почти во всех
отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например,
неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие
организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не
оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но
проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской
экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к
рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества
и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в
борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на
производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее
эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что
будет способствовать повышению значения рынка для экономики.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать
гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать
определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные
кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и
укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной
источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную
внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных
предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы
ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж -
как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные пункты должны были быть включены в программу перехода к
рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла на
проведение экономических реформ, и их ход замедлился.
Одним из направлений реформирования экономики России может стать
внедрение в практику теории «полюсов роста», которая уже апробирована в
Индии и принесла ощутимые результаты. Своеобразными полюсами роста в России
могут стать свободные экономические зоны.
2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской
Федерации
2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон
В соответствие с документами международной конвенции по упрощению и
гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 год) под свободной
зоной (или «зоной – франко») понимается часть территории страны, на которой
товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной
таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому
не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными
словами, свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории страны с
особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное
законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в
СЭЗ, охватывая следующий круг вопросов: таможенное регулирование;
налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую
деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающееся
прав собственности на землю); предоставление концессий; управление
свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты
трудового и социального законодательства.
В современном мире понятие СЭЗ отражает различные формы либерализации
экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда
основы международных экономических отношений была торговля, это
способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто – франко), вольных
городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой
оборачиваемости капитала. Например, зона порто – франко Триест (Италия) –
долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время в
мире свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге.
С середины XX века в международных экономических отношениях на первое
место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ,
осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-
промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных
экономик и служит гарантом мирового сосуществования государств. Экспортно-
промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где
основными факторами размещения является низкая арендная плата за землю,
дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с
ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических
странах, расходы на охрану окружающей среды, например, в черной и цветной
металлургии США составляют примерно 15% общего объема капиталовложений,
тогда как в развивающихся странах – в несколько раз меньше.
В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных
экономически отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные
центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая,
финансовая, управленческая, страховая деятельность.
В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее поколение
СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий – научно-
технические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни,
инновационные центры). Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в
кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса
третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию
интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими
традициями.
Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном
развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых
центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Гуанджоу,
Стамбул.
Таким образом, СЭЗ- своеобразные локальные модели мирохозяйственного
процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития
экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового
капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с
опорой на духовный мир, традиционную модель.
Либерализация международных экономических отношений сопровождается
усилением процесса регионализации, когда наряду с относительно
ограниченными по размерам СЭЗ формируются новые экономические пространства:
территориально (например, Европейское сообщество) и «земноводные»
включающие моря и приморские государства (Балтия, Черноморский район
экономического сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сообщество), что способствует не только решению мирохозяйственных, но и
экологических проблем.
Свободные экономические зоны – рубежные полюса либерализации
международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной
интеграции. Понятие СЭЗ трансформировалось в соответствие с изменением
приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих
полисов к средневековым вольным торговым городам и порто – франко, к зонам
совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковской и
высоких технологий – технополисам, в название которых отражена историческая
преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все
эти формы либерализации экономики.
В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки
выработалась стратегия создания свободных зон:
- От древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных
городов к культуре рыночных отношений и правового открытого
общества;
- Восточная модель вольных городов в целях консолидации нации
(средневековая Япония и современный Китай);
- Рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между
странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным
социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.)
- Международные экономические пространства (зоны свободной
торговли и др.). (22).
Характерными чертами свободных экономических зон являются следующие:
1. применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин,
упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных
видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу
(прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее
компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную
плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы
постоянного или временного освобождения от налогообложения;
- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых
как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных
государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления
низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за
пользование земельными участками и т.п.
- административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий,
режима въезда – выезда иностранных граждан.
2. наличие локальной, относительно обособленной системы управления
зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком
экономическом спектре;
3. всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной
власти.
В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с
тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует.
Их возможная классификация приведена в приложении 1.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,
предъявляются соответствующие требования к ее размещению. К наиболее общим
из них относятся:
- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению
к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных
коммуникаций;
- развитый производственный потенциал, наличие производственной и
социальной инфраструктуры;
- существенный по запасам и ценностям природно-ресурсный потенциал
(в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных
металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,
как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в
России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают
морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью
(железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными,
научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных
природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в
районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально
развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но
позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы
(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и
др.).
2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования
Свободной экономической зоной России является территория, на которой
устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных
инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных
предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности
иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия
льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского,
визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются
законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих
местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-
экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения
природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей,
расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|