рефераты скачать

МЕНЮ


Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям,

учреждениям и населению.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых

осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли,

территории, на отдельном предприятии. На основе тарифной системы оценивают

размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих,

специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и

надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-

квалификационных справочников.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу

времени при выполнении установленной нормы работ. Наиболее важное в

тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной

заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка –

шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению

к предыдущему или к ставке первого разряда. Эти соотношения обозначаются

как межразрядные, а между первым и последним разрядами – как диапазон

тарифной сетки. Межразрядные отношения могут быть процентными и

абсолютными, нарастающими и снижающимися. Их величина должна отражать

оценку различий в квалификации по разрядам. Присвоение квалификационного

разряда осуществляется с помощью характеристик того, работник должен знать

и уметь, содержащихся по каждой профессии (должности) в тарифно-

квалификационных справочниках, государством полностью регулируется только

Единая тарифная сетка для отраслей бюджетной сферы, а также схемы оплаты

государственных служащих.

Тарифный коэффициент – коэффициент, применяемый в системе потарифной

оплаты труда для более точного определения квалификационных качеств

работника и оценки его труда. Введенная в России в 1992 году Единая

тарифная система (ЕТС) имела целью улучшить материальное положение и

усилить стимулирующую роль заработной платы работников непроизводственной

сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты

населения и др. ЕТС содержит 18 тарифных разрядов по оплате труда. Размер

тарифной ставки первого разряда устанавливается решением правительства.

Профессии работников тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-

квалификационным справочником работ и профессий и рабочих, а ставки оплаты

труда определяются на основе ЕТС с 1 по 18 разряды. Умножая тарифную ставку

(оклад) 1-го разряда на соответствующий коэффициент – от 1,0 до 10,7,

получают ставку оплаты остальных разрядов.

2.1. Таможенный тариф.

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к

товарам, перемещаемым через таможенную границу данной страны. Порядок

формирования и применения таможенных пошлин в РФ, а также правил обложения

перемещаемых товаров пошлинами установлены Законом РФ "О таможенном тарифе"

(1993 г.). Таможенные тарифы применяются к товарам, систематизированным в

соответствии с "Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности

РФ". Таможенные тарифы определяют:

- ставки пошлин, виды ставок и сам порядок их установления;

- характер и порядок применения сезонных и особых пошлин;

- методы вычисления таможенной стоимости и порядок применения;

- принципы определения страны происхождения товара;

- тарифные льготы и преференции.

Основными целями таможенного тарифа как инструмента государственного

регулирования внутреннего рынка являются:

а) рационализация структуры экспорта;

б) поддержание оптимального соотношения между объемом экспорта и

импорта, валютных доходов и расходов резидентов данной страны;

в) создание условий для прогрессивных изменений в структуре

производства и потребления страны;

г) защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия

конъюнктуры мирового рынка;

д) обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую

экономику.

2.2. Транспортный тариф.

Тарифы транспортные – цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и

почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и

т.п.; формируются по видам транспорта.

Различают тарифы железнодорожного, автомобильного, речного, морского,

воздушного и трубопроводного видов транспорта.

Основные факторы, которые учитываются в построении и дифференциации

транспортных тарифов: расстояние и вид перевозки (внутренняя,

международная, городская, междугородная, каботажная и др.), вид и цена

груза, вид и размер отправки (повагонная, мелкая, судовая, контейнерная и

т.п.), географический район перевозки.

В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство

занимает активную позицию. Ограничение монополий транспортных предприятий

сбалансировано государственной поддержкой. Финансовая помощь государства

выражается в виде инвестиций, суд, субсидий, дотаций, амортизационных,

налоговых и др. льгот транспорта. Хотя транспортные компании стремятся к

получению нормальной прибыли на вложенный капитал, принцип самоокупаемости

не является определяющим. Нередко для поддержки конкуренции сохраняется

убыточность железных дорог. На всех видах транспорта тарифная политика

предусматривает широкий набор специальных льготных тарифов, договорных

тарифов, направленных на активацию спроса. Характерная гибкость тарифной

политики регулирующих органов позволяет усиливать или ослаблять

регулирование в зависимости от рыночной конъюнктуры и состояния

транспортной отрасли.

Тарифы автомобильные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и

других услуг автомобильным транспортом.

Для автотранспорта и тарифов на его услуги характерно наименьшее по

сравнению с другими видами транспорта регулирующее вмешательство

государство в связи с развитой внутриотраслевой и межотраслевой

конкуренции на рынке перевозок.

Тарифы железнодорожные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и

почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ.

В большинстве стран, в том числе в России, железнодорожные тарифы

регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. В

ряде европейских стран принят порядок установления предельных уровней

железнодорожных тарифов. Европейские железные дороги находятся в состоянии

жесткой конкуренции с автомобильным и водным транспортом. Поэтому

государство сохраняет убыточные железнодорожные тарифы с постоянной

финансовой поддержкой в условиях стабильных бюджетов. В 80-90 годах в

некоторых странах (ФРГ, Великобритания, Япония и др.) были проведены

структурные реформы железных дорог, связанные с их приватизацией и

акционированием в разных формах. Контроль железнодорожных тарифов

осуществляют либо антимонопольные структуры, либо министерство транспорта.

Таможенные тарифы в РФ на перевозку пассажиров, багажа и почты жестко

регламентируется государством: в дальнем сообщении – Правительством РФ и

федеральными органами исполнительной власти, в пригородном – органами

исполнительной власти субъектов РФ.

Пассажирские перевозки убыточны в связи с относительно невысоким

уровнем железнодорожных тарифов и большим количеством льгот на проезд

различным категориям пассажиров. Уровень пассажирских тарифов сдерживается

платежеспособным спросом населения. Убыточность пассажирских перевозок

покрывается доходами от грузовых перевозок и бюджетными дотациями.

Железнодорожные тарифы на перевозки в дальнем сообщении

дифференцируются в зависимости от рода вагона и категории поезда. Перевозки

пассажиров в международном сообщении осуществляются по соглашениям,

предусматривающим применение внутренних тарифов стран, в нем участвующих.

2.3. Запретительный тариф.

Тарифы запретительные – цены услуг, установленные на достаточно высоком

уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения)

спроса на данный вид услуги. Таможенные запретительные тарифы (повышенные,

например, на 20%) призваны оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза

определенных товаров. Пример транспортных запретительных тарифов –

действовавшие в разные годы на железных дорогах бывшего СССР так

называемые исключительные тарифы, повышенные по сравнению с общими до 1,5

раза. Повышенные исключительные тарифы устанавливались на перевозку

отдельных грузов на определенных направления с целью создать стимулы к

сокращению и устранению так называемых нерациональных (излишне дальних,

встречных, короткопробежных) перевозок и содействовать их рациональному

распределению между видами транспорта.

2.4. Конвенционный тариф.

Тарифы конвенционные – вид таможенных пошлин, устанавливаемых в

соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные

таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами.

Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного

тарифа.

5 Тарифы связи.

Тарифы связи – цены за услуги, оказываемые потребителям предприятиями

связи. Тарифы связи представляют собой систему ставок, на основе которых

определяются соответствующие платежи. Преобладающий характер рынка

(монопольный или конкурентный) определяет степень государственного участия

в регулировании тарифов: от декретирования (прямого или косвенного) до

свободного установления тарифов.

Тарифы играют важную роль в регулировании национального рынка.

В России за январь-август 2001г. цены производителей промышленной

продукции в целом выросли на 9,8%, что обусловлено увеличением тарифов в

электроэнергетике на 25,9%, цен на продукцию химической промышленности на

18,8%, пищевой промышленности – на 11,7%.

Прирост тарифов в электроэнергетике вызван существенным повышением

отпускных тарифов для производств сельскохозяйственных потребителей на

41,8%, а также для населения и непромышленных потребителей – на 28,6 и

27,7% соответственно.

Так, например, при хороших производственных показателях Запсиб (Западно-

Сибирский металлургический комбинат) в феврале 2001 г. получает значительно

меньший объем прибыли, нежели ожидалось. Сказывается резкое повышение

тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Это ударило очень

больно, так как основное железорудное сырье доставляется на комбинат из

разных регионов России. Вывоз готовой продукции также осуществляется либо в

порты Дальнего Востока и Черного моря, либо в центральную часть России, где

есть потребность в прокате строительного назначения.

Доля тарифов в структуре расходов, %.

|Показатель |1999 г. |2000 г. |2001 г. |

|Железнодорожный |6,11 |7,93 |10,70 |

|тариф | | | |

|Электро/ |6,52 |7,02 |7,95 |

|теплоэнергия | | | |

Если в декабре 1999 г. оплата железнодорожного тарифа без экспортных

перевозок составляла 81 млн. руб. в месяц, в декабре 2000-го – 147,3 млн.,

в мае 2001-го – 177,1 млн., то в сентябре 2001 г. уже 248,6 млн. руб. Для

экспортного проката от Запсиба до Дальнего Востока тариф даже с 50-

процентной скидкой составляет 41 доллар за тонну (30 – 40% от себестоимости

проката).

Доля энергозатрат в себестоимости металлопродукции возросла с 3 – 4% до

10. И это при снижении объемов потребления электроэнергии. Платежи Кузбасс-

энерго в декабре 1999 г. составляли 118 млн. руб., в декабре 2000 – 162

млн., в феврале 2001 они превысили 171 млн. руб. И все это происходит на

фоне фактически не меняющегося курса доллара, а значит, неизменного объема

выручки от экспорта.

3. Льготы.

Льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые

определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и

регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или

облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму

полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы),

от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в

общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.

Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или

организациям по решению государственных органов.

Налоговые льготы – предоставляемая отдельным категориям

налогоплательщиков возможность уплачивать налог в меньшем (по сравнению с

другими налогоплательщиками) размере. Налоговые льготы устанавливаются в

соответствии с действующим законодательством.

Налоговые льготы используются государством для:

- стимулирования научно-технического прогресса,

- форсирования развития перспективных отраслей производства,

- облегчения предприятиям финансового бремени, обусловленного

необходимостью соблюдения экологических требований,

- для социальной поддержки малоимущих слоев общества,

- для проведения определенной демографической политики.

В Налоговом кодексе РФ запрещено предоставление налоговых льгот

индивидуального характера. При предоставлении налоговых льгот поощряется

деловая и производственная деятельность. Налоговые льготы носят возмездный,

срочный и заявительный характер.

Формы предоставления налоговых льгот:

- уменьшение налоговой базы или суммы налога,

- понижение налоговых ставок,

- целевые налоговые льготы, включающие налоговый кредит.

Одна из важных налоговых льгот – необлагаемый минимум (наименьшая часть

объекта налога, полностью освобождаемая от налога).

Налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляющая собой отсрочку

налогового платежа в связи с осуществлением предприятием

(организацией)инвестиционного проекта или реализацией тех или иных

требований со стороны государственной власти. Предоставляются в форме

заключения кредитного соглашения с налоговой службой (инспекцией) или

администрацией. В нем оговариваются размеры и сроки предоставления

налогового кредита, условия его возврата, в том числе размеры процентной

ставки по кредиту.

В Российской федерации действует инвестиционный налоговый кредит. В

соответствии с действующим законодательством плательщики налога на прибыль

могут заключить кредитное соглашение с налоговой инспекцией, на основании

которого им предоставляется право вычитать из суммы налогового платежа

некоторые инвестиционные расходы, исчисляемые в определенном размере от

суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования (в том числе

для НИОКР и защиты окружающей среды) со сроком службы более восьми лет

(кроме зданий, сооружений и т.п.). Срок возврата кредита – 5 лет со времени

его получения.

4. Субсидии.

Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме,

предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и

физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата

получателем.

Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или

натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета

либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным

органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.

Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для

национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в

состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях

стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные

услуги в условиях инфляции.

Различают прямое и косвенное субсидирование.

Прямые государственные субсидии направляются на финансирование

капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в

капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой

и кредитно-денежной политики:

- льготное налогообложение,

- предоставление кредитов на льготных условиях,

- проведение политики ускоренной амортизации,

- предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты,

- страхование депозитов и др.

Практикуется возврат прямых налогов и пошлин. Широко используется

субсидирование цен через систему компенсационных выплат производителями

конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции

по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим

определенного уровня дохода.

Используется субсидирование процентных ставок посредством возмещения

разницы между установленной государством льготной ставкой и рыночным

процентом по кредитам кредитно-финансовым учреждениям либо непосредственным

получателям кредита.

Государственное субсидирование частным корпорациям предоставляется, как

правило, на цели санирования. В отдельных странах (например,

Великобритании) широко используется государственное субсидирование частным

компаниям для финансирования капитальных вложений.

Система субсидий является важной формой финансовых связей центра и

местных органов власти. Субсидии местным органам – это финансовые ресурсы,

переданные из центрального бюджета или вышестоящих звеньев бюджетной

системы нижестоящим. В отдельных случаях практикуется субсидирование центра

за счет местных бюджетов, но доля их невелика. Субсидии выдаются на

финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие

местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов

местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита

местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их

доходов, достигая от ј до Ѕ финансовых ресурсов местных бюджетов.

Субсидии местным органам власти подразделяются на субсидии общие и

целевого назначения.

Общие субсидии выделяются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они

дают местным властям определенную свободу в использовании средств, содержат

меньшее количество ограничений и установок, по существу близки к дотациям.

Целевые субсидии выделяются на финансирование капитальных вложений и на

покрытие текущих расходов.

Система субсидий является важным средством финансового контроля и

давления на местные органы власти. Используя субсидии, центральное

правительство определяет не только направление и характер расходования

предоставленных средств, но и собственных ресурсов местных органов.

Субсидии – важный инструмент государственной политики экономического

регулирования и социального маневрирования.

Экспортная субсидия – финансовое содействие, оказываемое правительством

или другим государственным органом экспортеру (производителю экспортного

товара).

Важнейшие из форм экспортных субсидий:

- прямой перевод денежных средств,

- обязательства по переводу денежных средств,

- отказ от получения причитающихся государству доходов,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.