рефераты скачать

МЕНЮ


Промышленные отрасли естественных монополий

так и местных естественных монополий, по мнению автора,

необходимо разработать и принять в установленном порядке закон о местных

естественных

[pic]

Рис.1 Динамика фактических индексов роста тарифа на теплоэнергию,

производимую ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго», индексов инфляции по полному

набору товаров (работ, услуг) и по промышленной продукции.

монополиях, который в силу своей важности должен занять достойное место в

уже существующем правовом поле. В диссертации не только изложены основные

организационно-экономические положения этого закона, но и указан ряд

причин, серьезно сдерживающих появление его в свет.

В соответствии с этим механизмом предлагается структурная схема

регулирования субъектов естественных монополий регионального уровня,

предусматривающая создание территориального органа по регулированию

естественных монополий (далее – Орган регулирования естественных монополий)

с правом решения вопросов, связанных с деятельностью всех без исключения

естественных монополий, функционирующих на местных товарных рынках (см.

рис.2).

В хозяйственной жизни области федеральные и местные естественные

монополии решают, как правило, тесно взаимосвязанные между собой задачи. В

такой ситуации только у данного властного органа имеется реальная

возможность оперативно регулировать принимаемые ими те или иные

требования, касающиеся не только производителей и потребителей жизненно

важных услуг, но и местных органов власти. Кроме того, формирование

единого органа власти по регулированию всех без исключения действующих в

регионе естественных монополий выгодно и с экономической точки зрения. Во-

первых, в этом случае отпадает

необходимость в создании соответствующих территориальных органов

регулирования естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в

области связи и на транспорте, что потребует дополнительных средств. И, во-

вторых, при таком подходе к решению проблемы регулирования естественных

монополий наряду с появляющейся возможностью сокращения численности

работников в уже действующих в регионе структурных подразделениях,

курирующих данные отрасли экономики, имеется реальная возможность

финансировать вновь создаваемый орган исполнительной власти не из местного

бюджета, а за счет регулируемых естественных монополий с отнесением этих

затрат на себестоимость их продукции. Механизм установления размера

денежных средств, а также порядок их перечисления на расчетный счет

регулирующего органа и использования должны определяться соответствующим

нормативно-правовым актом, утвержденным областным Советом народных

депутатов. В ведении этого законодательного органа находятся также кадровые

вопросы, связанные с формированием Органа регулирования естественных

монополий и назначение его руководителя.

Данный орган регулирования, обладающий правами юридического лица и

независимый от кого-либо в принятии своих решений в силу нетрадиционного

подхода к его финансированию и решению кадровых вопросов, осуществляет

целевое регулирование и определяет группу потребителей, подлежащих

обязательному обслуживанию, и (или) устанавливает минимальный уровень их

обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме

потребностей в товаре (услуге), производимом (реализуемом) субъектом

естественной монополии. Приведенный в диссертации перечень предоставляемых

естественными монополиями услуг , относящихся, как правило, к базовым

сферам деятельности функционирующих в исследуемом регионе промышленных

отраслей с инфраструктурной сетью, примечателен тем, что часть из этих

услуг относится к ведению федеральных органов исполнительной власти по

регулированию естественных монополий, функционирующих в топливно-

энергетическом комплексе, связи и транспорте.

В диссертации приведен целый комплекс мероприятий, направленных на

значительное ослабление негативного воздействия субъектов естественных

монополий на участников рынка услуг.

При определении наиболее перспективного и эффективного метода

регулирования естественных монополий необходимо принимать во внимание, как

правило, два типа альтернативных решений:

- будет ли Орган регулирования естественных монополий постоянно

контролировать деятельность их субъектов или он будет использовать свое

право по регулированию «в порядке исключения», то есть периодически и

преимущественно в тех случаях, когда заинтересованные стороны не смогут

достичь соглашения;

- прямо или косвенно контролирующий орган должен оказывать

регулирующее воздействие на те или иные решения естественных

монополий, от правильности принятия которых во многом зависит

достижение баланса интересов производителе и потребителей жизненно

важных услуг.

Какой именно из этих двух подходов станет превалирующим у Органа

регулирования естественных монополий во многом определяется экономической

ситуацией, сложившейся в стране и регионе.

В тесной связи с предыдущим кругом рассмотренных вопросов стоит

проблема определения реального финансового состояния и финансовой

устойчивости субъектов естественных монополий, от решения которой во многом

зависит не только правильность принятия ими хозяйственных решений, но и

обоснованность предъявляемых к ним претензий со стороны контролирующих

органов. В условиях становления в России и ее регионах рыночной экономики,

наиболее обобщающим показателем, позволяющим сравнительно просто и точно

определить сложившееся в отчетном периоде финансовое положение

хозяйствующего субъекта, по мнению автора, является «Излишек (недостаток)

источников средств для формирования запасов и затрат». Порядок и алгоритм

расчета данного показателя, а также целого ряда коэффициентов,

характеризующих финансовую устойчивость предприятия, подробно изложены и

диссертации.

Автор предлагает подход к оценке платежеспособности предприятия, в

основе которого лежит сопоставление расчетной величины общего коэффициента

покрытия не с нормативным (эталонным) значением, а с его нормальным

уровнем, отражающим в себе присущие только конкретному предприятию

отраслевые особенности содержания бухгалтерского баланса и динамику

изменений величины материальных оборотных средств, дебиторской и

кредиторской задолженности.

Особо следует отметить, что при данной методологии определения

финансового состояния предприятия имеется возможность, и это нашло свое

отражение в диссертации, определить размер дефицита денежных средств,

который при необходимости может быть использован в качестве ориентира для

установления реальной величины дотации тем субъектам естественных

монополий, чья деятельность, включая и их ценовую политику, регулируется со

стороны властных структур.

Кардинально изменить ситуацию на рынке услуг в части ликвидации на нем

диктата со стороны естественных монополий можно, по мнению автора, путем

совершенствования самой методологии проведения контроля ценообразования. В

качестве одной из альтернатив по отношению к не

оправдывающей себя дореформенной методологии государственного

регулирования цен (тарифов), в основе которой лежит постатейная проверка

правильности отнесения затрат на себестоимость продукции, контролирующему

органу предлагается формировать свою собственную (альтернативную) цену

(тариф) и по результатам сравнения ее с предложенной ценой (тарифом)

субъекта естественной монополии принимать соответствующее решение. При этом

роль эталона в процессе такого сравнения вполне может сыграть цена (тариф),

сформированная контролирующим органом на основе данных бухгалтерской

отчетности в порядке, приведенном в таблице 3.

Таблица 3

Порядок расчета цены (тарифа)

на продукцию естественных монополий

|№ | |Единицы |Коды строк форм |№ |

|п.п.|Показатели |измерения |бухгалтер-ской отчетности |формы |

| | | |и алгоритм расчета |отчет-|

| | | | |ности |

| 1 | 2 | 3 | 4 | |

| | | | |5 |

|1 |Затраты на | | | |

| |производ-ство |Тыс. руб. |Стр. 040 |2 |

| |реализованной | | | |

| |продукции | | | |

|2 |Среднегодовая | | | |

| |остаточная стоимость |Тыс. руб. |[стр.022 (гр.3 + гр4)]: 2 |1 |

| |основных средств | | | |

| |(фондов) | | | |

|3 |Балансовая валовая | Тыс. | Стр.090 | |

| |прибыль |руб. | |2 |

|4 |Среднегодовая | |[(стр.080+стр.180+стр.330)| |

| |стои-мость основного |Тыс. руб. |х |1 |

| |и обо-ротного | |х (гр.3 + гр.4)] : 2 | |

| |капитала | | | |

|5 |Норма прибыли на | | | |

| |активы хозяйствующего| |(стр.3: стр.4) х 100 |Х |

| |субъекта |% | | |

|6 |Количество реализо- |Физические | | |

| |ванной продукции | |стр.0100 (0400) |6т |

| | |единицы | | |

|7 |Справедливая цена | Руб. |(стр.1 + стр.5 х стр.2) | |

| | | |:стр.6 |Х |

Примечание: в таблице использована информация из форм бухгалтерской

отчетности, утвержденной Министерством финансов РФ для годовой

бухгалтерской отчетности.

Автор предлагает в качестве механизма контроля и воздействия на

субъекты естественных монополий графическое определение условий

безубыточности реализации продукции с обеспечением целевой прибыли (см.

рис.3). Определив графическим путем точку безубыточности (М), показывающую

равенство суммы полученной выручки от реализации продукции и суммы общих

затрат (себестоимости), а также границы зон убыточности (ОСМ) и

прибыльности (МБД), аналитик имеет возможность сравнительно легко

получить ответы на такие сложные вопросы, как: что произойдет, например, с

прибылью контролируемого предприятия, если выпуск продукции или выручка от

ее реализации уменьшится (увеличится),

Рис. 3. График безубыточности реализации продукции с обеспечением

целевой прибыли.

или насколько изменится масса прибыли, если цена будет увеличена,

себестоимость снижена, а реализация упадет.

Ответ на последний вопрос, как правило, всегда является наиболее

актуальным при определении регулирующим органом «разумной» целевой прибыли,

которую может получить субъект естественной монополии, не прибегая при этом

к установлению необоснованно высокой цены (тарифа) и не включая в эту цену

заведомо невыполнимого объема инвестиций на техническое перевооружение.

Не менее перспективным в части теоретического осмысления

практического применения основ регулирования тарифной политики естественных

монополий является определение тенденций изменения тарифов в сопоставлении

их с индексом инфляции потребительских цен на товары и услуги (Jипц) или с

индексом цен на промышленную продукцию (Jиц.пром.) путем решения систем

линейных уравнений:

Jи = f1(t) ; (1)

Jт = f2(t) , (2)

Где Jи – индекс инфляции потребительских цен на товары и услуги

(Jипц) или индекс цен на промышленную продукцию

(Jиц.пром.) ;

Jт – индекс тарифа;

t – временной интервал (месяцы).

В зависимости от вида продукции (товара, работы, услуги), особенностей

функционирования товарного рынка, а также от решений, принимаемых

Правительством Российской Федерации по регулированию деятельности тех или

иных отраслей, в диссертации рассматриваются четыре варианта графической

интерпретации формульного выражения (1), (2), на которые может

ориентироваться контролирующий орган при регулировании цены (тарифа).

В заключении диссертации изложены основные выводы и предложения, суть

которых состоит в следующем:

1. В отличие от рыночных монополий в западной экономике отечественные так

называемые административные или ведомственные монополии создавались

директивным путем. Традиционный для прежних хозяйственных связей диктат

производителя по отношению к потребителю трансформировался в современных

условиях в диктат естественных монополий как на федеральном, так и на

региональном уровнях. Регулирование естественных монополий, имеющих

региональные промышленные инфраструктуры – одна из острейших проблем,

оставленных в наследство командно-административной системой управления. С

одной стороны, данные монополии не так-то легко ликвидировать, не разрушив

окончательно десятилетиями сложившуюся инфраструктуру производства, а с

другой, - невмешательство в их деятельность со стороны властных структур

значительно ослабляет позиции потребителей на рынке промышленных услуг.

2. Субъект промышленной естественной монополии, применительно к

региональной экономике – это юридическое лицо, непосредственно занятое

производством и реализацией товаров с использованием присущей ему

коммуникационной инфраструктурой в условиях естественной монополии в

географических границах локального товарного рынка.

3. При обвальном уходе государства из многих сфер экономического

регулирования, породившем управленческий вакуум, необходимо видеть и

учитывать многообразие видов и форм проявления монополизма на рынке товаров

и услуг. Это позволит выработать правильную стратегию поведения по

отношению к субъектам естественных монополий со стороны властных структур и

обеспечить обоснованность создания соответствующих экономических структур

по контролю и регулированию их деятельности в органах исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, а также выбрать наиболее приемлемую

систему государственного регулирующего воздействия на субъекты естественных

монополий.

4. С экономической и организационной точек зрения целесообразно

сформировать единый региональный орган регулирования всех без исключения

естественных монополий, функционирующих на территории субъекта Российской

Федерации. С этой целью для отраслей экономики, действующих в режиме

естественной монополии в регионе, областному законодательному органу

необходимо принять целый ряд нормативных документов и прежде всего закон о

местных естественных монополиях, основные организационно-экономические

положения которого в диссертации кратко изложены.

5. Предложенные в диссертации методика проведения исследования

производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения

субъектов естественных монополий, а также методика установления

справедливых цен на их товары (услуги) значительно ослабят давление

естественных монополий на широкий круг потребителей и, кроме того,

заставит самих производителей услуг улучшать свое финансовое положение

только за счет повышения эффективности своей работы. Если же при этом речь

идет о социально значимом товаре (услуге), который должен доходить до

потребителя по минимально возможной цене, то в этом случае немаловажным

является предложенный автором порядок определения необходимой величины

дотации, позволяющий компенсировать убытки субъекта естественной монополии,

связанные с вмешательством местных властей в процесс ценообразования.

Предложенные в данной работе основные направления методического и

правового обеспечения регулирования естественных монополий в вертикально

интегрированных промышленных отраслях, имеющих коммуникационную

инфраструктуру, несомненно улучшат их взаимоотношение с потребителями всех

категорий, повысят эффективность использования имеющихся в регионе всех

видов ресурсов, а также будут способствовать уменьшению бремени субсидий,

выделяемых из федерального и местного бюджетов. И если при этом найдут свое

решение еще и социально-политические проблемы, то цели, поставленные перед

автором диссертации, можно будет считать достигнутыми.

Перечень работ, опубликованных по теме диссертации.

1. Бочкарев Б.А., Юрасов В.И. Местное самоуправление и развитие

конкурентной среды на уровне административно-территориальных

образований региона // Центральная Россия на рубеже XXI века. В 4-х т.

Т.3: Доклады, сообщения и статьи секции «Местное самоуправление» / Под

общ. ред.члена-корреспондента РАСХН, д.э.н. Е.С.Строева. – М.:

Информагротех. - 1996. – с.134-142.

2. Методические рекомендации и типовая схема разработки программ по

созданию конкурентной среды на местных рынках на 1995-1996 г.г. –

Орел: Орловское теруправление ГКАП России, 1995.- 31 с. /на правах

рукописи/.

3. Методические рекомендации по формированию тарифов на тепловую энергию

вырабатываемую субъектами локальных естественных монополий.- Орел:

Орловское теруправление ГКАП России, 1996. – 26с. /на правах

рукописи/.

4. Юрасов В.И. Естественным монополиям – региональный закон. // Экономика

и жизнь. Гостиный ряд. (Приложение) - 1997. – №. 40 – с.5.

5. Юрасов В.И. О некоторых проблемах регулирования деятельности

«долговременных» и естественных монополий на региональном уровне

//Конкурентная политика в условиях переходной экономики: сборник

тезисов II Международной конференции 17-20 февраля 1997 года

/Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке

экономических структур. -–М.: ГКАП, 1997. – с. 31-32.

6. Юрасов В.И. Порядок и условия взаимодействия хозяйствующих субъектов

с антимонопольными органами // О реформировании хозяйствующих

субъектов в рамках процедур банкротства. Учебно-методическое пособие.

/ Под редакцией В.А. Кочуева. – Орел: ОрелГТУ, ТА ФСДН, Фонд

«Содействие». – 1998. – 112 с.

7. Юрасов В.И. Реформа пошла. Важно вовремя устранить издержки. //

Орловская правда. – 10 января 1998 г.

8. Юрасов В.И. Безубыточность выпускаемой продукции как одно из

направлений совершенствования ценового регулирования в отраслях

естественных монополий. // Межкафедральный сборник научных трудов.

Вып.1. Под общей редакцией А.М. Ажлуни, Н.Н.Цикорева, Г.М.

Самостроенко – Орел: Изд-во ОРАГС, 1998. – с.88-92.

9. Юрасов В.И., Бочкарев Б.А. Демонополизация экономики – составная

часть социально-экономической политики в регионе // Центральная

Россия на рубеже XXI века. В 4-х т. Т. 3: Доклады, сообщения и статьи

секции «Местное самоуправление» / Под общ.ред. члена-корреспондента

РАСХН, д.э.н. Е.С.Строева. - М.: Информагротех. – 1996.- с. 108-116.

10. Юрасов В.И., Бочкарев Б.А., Малахова М.А. Местная власть и

естественные монополии. // Экономика и жизнь. Гостиный ряд

(Приложение). 1997. № 39 – с.5.

11. Юрасов В.И., Лабузов Г.С. Методика анализа финансово-хозяйственной

деятельности предприятия на основе его бухгалтерской отчетности

/Орловское теруправление ГКАП России. – Орел, 1996. – 52 с.

12. Юрасов В.И., Лабузов Г.С. Методика определения монопольновысокой

(низкой) цены на основе анализа конъюнктуры рынка / Орловское

теруправление ГКАП России. – Орел, 1996.- 14 с.

13. Юрасов В.И., Малахова М.А. Каждый регион – особенный // Экономика и

жизнь. Гостиный ряд (Приложение)/ с продолжением/. – 1997.- № 31. –

с. 1, 10, № 33 – с. 9, №.35 – с.11.

14. V Yurasov, I Kuziha, S Labutin. Case № 013. Concerning

«Oreloblteploenergo». Seminar on Topics in Competition Policy. 17-18

February. 1997. OECD. Centre for Cooperation with Economies in

Transition. – p. 89-91 [0,8 п.л.].

Отпечатано в подразделении информационного обеспечения

ТУ ГАК России по Орловской и Белгородской областям.

Тираж 100 экз.

-----------------------

Территориальное управление по регулированию естественных монополий

Водо-

снабжение

и канализация

Газо-снабжение

Железнодорожный

транспорт в пригородном сообщении

Энерго-и теплоснабжение,

включая коммунальное обслуживание

Общедо-

ступная электричес-

кая связь

Территориальное управление МАП России

Федеральные органы регулирования естественных монополий

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

Авто-

дорожный транспорт, действующий по расписанию

Городской электрический транспорт, городской автотранспорт (кроме такси)

Услуги аэропортов

Почтовая связь

Рис.2. Схема регулирования и контроля естественных монополий,

функционирующих в

регионе

Департамент промышленной политики, строительства и хозяйственной

инфраструктуры региона

Администрация региона

Жилищно-эксплуатацион-ное обслуживание в переходный период

К

В

Критический

объем реализации

Количество

продукции

(физические

единицы)

О

Условно-постоянные затраты

С

Зона

убыточности

Е

Точка безубыточности

П

Порог безубыточности

реализации

М

Общие

затраты

Зона

прибыльности

Н

Т

Д

Выручка от

реализации

Затраты, выручка от реализации

(млн. руб.)

Б

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.