рефераты скачать

МЕНЮ


Прогнозная оценка уровня безработицы и ее социально-экономических последствий

|№ п/п |Виды экономических потерь |Расчетная сумма |

|1. |Потери по возможному фонду оплаты |23,5 млрд. руб. |

| |труда зарегистрированных безработных | |

|2. |Потери по возможному начислению |3,2 млрд. руб. |

| |подоходного налога с заработной платы | |

|3. |Расходы Гос. фонда занятости на |7,2 млрд. руб. |

| |выплату пособий зарегистрированным | |

| |безработным | |

|4. |Потери по возможному начислению в |10,4 млрд. руб. |

| |социальные фонды с заработной платы | |

|5. |Потери от существующего уровня |22,7 млрд. руб. |

| |неполной занятости (недополученная | |

| |заработная плата + недоначисления в | |

| |социальные фонды + невыплата | |

| |подоходного налога | |

| |Итого: |63,8 млрд. руб. |

| |Расчетная сумма экономических потерь | |

| |от существующего уровня официальной | |

| |безработицы | |

Таблица 2.

Экономические потери РФ от существующего уровня безработицы,

определенной по методологии МОТ.

|№ п/п |Виды экономических потерь |Расчетная сумма |

|1. |Потери по возможному фонду оплаты |68,4 млрд. руб. |

| |труда безработных | |

|2. |Потери по возможному начислению |9,3 млрд. руб. |

| |подоходного налога с заработной платы | |

|3. |Потери по возможному начислению в |30,3 млрд. руб. |

| |социальные фонды с заработной платы | |

|4. |Расходы Гос. фонда занятости на |7,2 млрд. руб. |

| |выплату пособий зарегистрированным | |

| |безработным | |

|5. |Потери от существующего уровня |22,7 млрд. руб. |

| |неполной занятости (недополученная | |

| |заработная плата + недоначисления в | |

| |социальные фонды + невыплата | |

| |подоходного налога | |

| |Итого: |128,6 млрд. руб. |

| |Расчетная сумма экономических потерь | |

| |от существующего уровня безработицы, | |

| |определенной по методологии МОТ | |

Данные, предложенные в таблице, складываются из потерь по возможному

фонду оплаты труда безработных, потерь по возможному начислению подоходного

налога с физических лиц, потерь по возможным начислениям в социальные

фонды, расходов Государственного фонда занятости населения на выплату

пособий, потерь из-за явления неполной занятости.

Рассмотрим их внимательнее.

Потери по возможному фонду оплаты труда безработных - это средства,

которые могли быть получены в виде заработной платы, если бы безработные

были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратили в основном

на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, коммунальные

платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или для дорогостоящей

покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовые средства

российская экономика потеряла. Как потеряли их и местные и федеральные

бюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.

Далее. Так как безработные не получили заработную плату, то социальные

фонды лишились соответствующих процентов. Поскольку это финансовые потери

социальных фондов федерального уровня, они входят составной частью в

экономические издержки безработицы.

Понятно, что расходы Государственного фонда занятости населения на

выплату пособий являются потерям уже в силу своего экономического смысла.

Теперь проанализируем потери из-за неполной занятости. Это явление у

нас очень распространено. На многих предприятиях люди работают в режиме

неполной рабочей недели (дня) или находятся в административных отпусках.

Естественно, они недополучают часть заработной платы. Каковы при этом

экономические потери? Вычтем недопроизведенный ВВП, недополученный фонд

заработной платы, подоходный налог, отчисления в социальные фонды.

Приведем расчеты потерь. Они производились исходя из того, что

существующий уровень неполной занятости эквивалентен 1,3 млн. условных

работников, не занятых в течение 1998г. Есть 2 варианта. Первый

основывается на уровне официальной безработицы, второй – исходя из уровня

безработицы, определенной по методологии МОТ. Расчетная сумма потерь от

уровня официально признанной безработицы составляет 63,8 млрд. руб. Это

минимальная сумма экономического урона для страны. Расчетная сумма потерь

от уровня безработицы, определенной по методологии МОТ, составляет 128,6

млрд. руб. Так как при расчете учитывалась общая численность безработных, а

не только стоящих на учете в службе занятости, второй вариант

представляется более правдоподобным.

Что же это за сумма? Подсчитаем: сумма экономических потерь от

безработицы составляет почти половину от всех инвестиций в основной капитал

производственного назначения за прошлый год (263,5 млрд. руб.).

Необходимо учитывать, что приводимая расчетная сумма потерь включает в

себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных

факторов, присущих российскому рынку труда и трудовым ресурсам, может дать

цифру, существенно превышающую 128,6 млрд. руб.

Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если

фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то

отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание России из-за сложившегося

уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего и

составляет за 1998г. 270-400 млрд. руб.

А это значит, что только решение проблемы безработицы (достижение ее

естественного уровня) даст экономический рост в стране дополнительно 10-15%

за год.

Но это лишь экономическая сторона проблемы. У проблемы безработицы

есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества.

В настоящее время государство берет безработных на иждивение,

обеспечивая им прожиточный минимум. Но при этом остается масса проблем.

Дело в том, что нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии

обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного

неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы

первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества

самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы

на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, год

безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и

физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы

депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики

часто становятся единственным средством снятия озлобленности и

агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По

негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах

стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно

большом пособии по безработице она не является благом. В России за годы

рыночных реформ резко возросла доля работников, считающих безработицу

недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29

до 54% среди служащих.

Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только для

каждого конкретного россиянина, но и затрагивает общегосударственные

интересы, что требует применения активной государственной политики в

области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в

постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и

приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

II. Анализ и оценка фактического уровня безработицы и ее социально-

экономических последствий.

2.1. Проблемы занятости населения России на современном этапе.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со

свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-

техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями

труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с

высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и

эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой

мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой

подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка

труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в

России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о

которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная

безработица растет относительно умеренными темпами.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный

характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц,

обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с

поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений

среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается

занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн.

человек.

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из

количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве

безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных

исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве

безработного не зарегистрирован. Сегодняшняя информация о масштабах

безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень

безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-

аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы

причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости

способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости

только при уровне безработицы не более 3%.

Так, в отчете Госкомстата за 1997 г. сообщается, что официальный

статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически

активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада

производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке

труда определяет скрытая безработица.

Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что

уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор

МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил,

что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное

положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 1997 г. составила

9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ

в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с

уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия

стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

Занижение уровня безработицы в ЦЗ, возможно, связано не только с самой

процедурой регистрации безработных, но и с присвоением статуса

безработного.

Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в

самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые

с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней

мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ,

вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное

явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих

пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится

как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается

трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую

силу через ЦЗ.

2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно

недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о

территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от

ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до

ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.

3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России,

получающие выходное пособие от предприятия (организации) , не могут

претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа

потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение

двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть

краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно

информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у

предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию.

Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в

трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать

работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное

пособие за третий месяц.

5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование

промышленных предприятий, проведенное в июле 1998 г., показало, что

подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при

поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ

невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно

эффективно.

8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в

административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом

администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива,

занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая

повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

В соответствии с российским законодательством пособие по безработице

составляет в первые три месяца 75% средней заработной платы на последнем

месте работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода

- 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше

средней заработной платы в регионе. В декабре 1997 г. среднее пособие по

безработице было эквивалентно 1,1 минимума заработной платы и составляло

38% прожиточного минимума. В декабре 1996 г. размер средних выплат на

одного безработного (они включают пособие по безработице, единовременные

выплаты материальной помощи и пособия на иждивенцев) увеличился до 2,3

минимальной заработной платы, но снизился до 36% прожиточного минимума. В

1996 г. средние выплаты на одного безработного составили 96 тыс. руб. по

сравнению с 48,1 тыс. руб. в декабре 1995 г., или 2,2 минимальной

заработной платы (30% прожиточного минимума) .

В среднем за 1998 г. пособия выплачивались половине безработных,

имеющих право на получение пособия. Остальные либо не имели такого права

(поскольку получали выходное пособие от предприятия или были уволены по

статьям КЗоТ), либо им приостановили выплату пособия на срок до трех

месяцев (как правило, за нарушение режима перерегистрации). Из общего

числа безработных - обладателей пособия в 1998 г., 49,2% получали его в

минимальном размере, равном минимальной заработной плате.

В регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие в

минимальном размере оказалась существенно выше: в Республике Дагестан -

85,5%, в Республике Ингушетия - 66, в Ивановской области - 57,3%. Можно

сделать вывод, что уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых

пособий. Однако, согласно информации Федеральной службы занятости, в ряде

регионов политика местных властей направлена на сокращение данной статьи

расходов региональных фондов занятости.

Осенью 1995 г. впервые возникли проблемы с выплатами пособий по

безработице, которые по сей день остаются актуальными. Если в начале 1998

г. во многих российских регионах задержки с выплатой пособий составляли 3

месяца, то к концу года они увеличились до 4-6 месяцев. Особенно острая

ситуация сложилась в регионах с высоким уровнем безработицы. Поступающие

на расчетные счета служб занятости средства сразу же расходуются на

выплату пособий. Но поскольку поступление денег происходит неравномерно,

службы занятости не могут выплатить пособия всем безработным, кто их должен

получать. Поэтому в ряде регионов разработаны "приоритеты" в выплате

задержанных пособий. Так, в одной из областей выплаты производятся в первую

очередь безработным, в семьях которых есть другие безработные, во вторую -

одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в третью -

одиноким безработным и т.д.

Расчеты показывают, что в 1998 г. на пособия, включая выплаты

иждивенцам, должно было приходиться 37,2% общих расходов фонда занятости, а

в 1999 г. их доля составит 27%. Сокращение на десять процентных пунктов

означает, что либо уменьшится численность безработных, либо значительно

возрастет сумма средств, аккумулируемых в фондах занятости. Но эти

предположения маловероятны , поскольку экономический кризис в стране

продолжается, и число простаивающих, некредитоспособных предприятий растет.

Следовательно, сокращается и налогооблагаемая база для отчислений в фонды

занятости.

Какого-либо улучшения материального положения безработных можно было

бы добиться, сократив количество безработных и соответственно увеличив

выплаты на одного безработного. Такой механизм в программе указан:

"Предполагается усовершенствовать порядок назначения пособий по

безработице в повышенном размере, увязав его с продолжительностью периода

уплаты страховых взносов (стажем работы) и причиной увольнения". В

большинстве стран с рыночной экономикой пособие или страховка по

безработице не выплачивается работникам, уволившимся по собственному

желанию. В российской экономике число подобных увольнений (другими

словами, вынужденных увольнений из-за остановок производства, невыплат

заработной платы и т.п., поощряемых администрацией, которой выгоднее такая

форма выбытия занятых, чем сокращение персонала, поскольку последнее

влечет за собой выплату трехмесячного выходного пособия) намного опережает

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.