рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы развития предпринимательства в Казахстане

и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на

первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас

экономической политики государства. При таком подходе государственная

экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность,

надежные ориентиры.

При разработке национальной экономической политики следует учесть и то,

что у нас сильна психология отторжения всего государственного, казенного.

Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи «либерал-

монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно

сочетаются с идеями политической демократии

Но отказ от тоталитарной системы нельзя воспринимать как отказ

государства от своих экономических функций. В условиях современного

Казахстана, где наряду с экономической реформой происходит и становление

нового независимого государства, без «здоровой государственности» не на что

рассчитывать.

В нашей стране роль предпринимательства постоянно и неуклонно

возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в

сегодняшней экономике, как:

-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство

многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников

сырья;

-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на

крупных предприятиях;

-ускорить научно-технический прогресс;

-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим

количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность

роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный

период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В советскую эпоху различные формы хозяйствующих субъектов были

неактуальны, поскольку государство владело и управляло всеми предприятиями.

Согласно советскому законодательству существовала только одна форма

предприятия - государственное предприятие, которое осуществляло почти все

виды хозяйственной деятельности. Так как средства производства являлись

государственной собственностью, другие формы хозяйствующих субъектов просто

не существовали.

В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято

распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических

лиц на свободу предпринимательской деятельности».

Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к.

дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для

себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным

чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя.

Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием

служебного положения - это факт, который питает коррупцию.

Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана

является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает

поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших

сфер экономики ,где предприятия характеризуются малой численностью занятых,

невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

С развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение

потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем

экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим

направлениям:

*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства

государственных финансовых, статистических, материально-технических и

информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и

технологий;

*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов

предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их

продукции;

*устранение правового режима благоприятствования для субъектов

предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения,

уплаты таможенных пошлин;

*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая

иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

*принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с

определением финансовых источников;

*предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении

государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

*поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства,

включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных

связей с зарубежными партнерами;

*организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для

субъектов предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию

предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и

поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем

определенные льготы для них.

2.2 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане.

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в

сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях

транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и

снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного

сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей

объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному

развитию.

Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и

недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего

импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих

пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения.

Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась

в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний

рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и

кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном

бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и

предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное

изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости.

Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и

маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще

четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж

личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с

сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху

постоянного социалистического дефицита и в период первоначального

накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно

различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части

отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным

отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и

мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник

часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет

пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу.

Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение

указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному

неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности

за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом

для повышения производительности.

Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны,

не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен

использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих

работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и

передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером,

предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за

профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе

такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу

постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила,

основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре

бизнеса.

Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления

предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни

общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В

Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой

волны.

Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование

крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию

объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий

и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и

часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в

частный сектор экономики.

Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая

численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с

6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.).

На государственных предприятиях и организациях в указанные годы

соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2

тыс. чел. 1

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов

предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике

насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что

составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике

Казахстана.

В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера,

производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997

г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из

числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более

84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс.

единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Реализация двух государственных программ поддержки и развития

предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы

частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период

малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к

макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме

того, высвобождалось значительное количество населения в государственном

секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого

предпринимательства.

Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства

оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном

бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни

населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в

полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В

частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой

деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная

торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная

производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная

деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности

часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.

2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.

В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось

неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников.

Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается

криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства

часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная

система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых

на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной

инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная

государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены

отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено

как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать,

чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная

связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг

происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была

налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и

тактического характера.

В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан был

своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных

мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской

деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены

дополнительные государственные гарантии по либерализации

предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного

вмешательства в бизнес бюрократических структур.

Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки

Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития

предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики

государственной поддержки на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в

таблице:

|Существующие |Предлагаемые способы преодоления трудностей и |

|трудности и |барьеров. |

|барьеры на пути | |

|предпринимательств| |

|а. | |

|1. Финансовые: |Участие в завершающейся стадии приватизации |

|отсутствие |государственной собственности, в денежной |

|основного капитала|приватизации. |

|(служебных и |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых |

|производственных |приватизированных помещений, объектов незавершенного |

|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по |

|оборудования , |результатам инвентаризации недвижимости и земли, |

|земли и др.), |субъектам малого предпринимательства на тендерной |

|отсутствие или |основе. |

|недостаток |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|

|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя |

| |(предусмотреть меры по совершенствованию |

| |законодательства). |

| |Разработка институциональных основ для развития |

| |лизинга в Казахстане, Национальной программы развития |

| |лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в |

| |международной Оттавской конвенции по лизингу. |

| |Подготовка предложений по стимулированию целевого |

| |использования приватизированного имущества, |

| |полученного на льготных условиях. В случае, если |

| |имущество, полученное на льготных условиях не |

| |используется, то применение меры лишения |

| |предоставленных ранее льгот с предложением выкупить |

| |объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре|

| |изъятия (разработка соответствующих законодательных |

| |механизмов). |

| |Привлечение займов международных финансовых, |

| |экономических, частных фондов и грантов общественных и|

| |благотворительных организаций (Всемирного банка, |

| |Международного валютного фонда, Международной |

| |финансовой корпорации, Европейского банка |

| |реконструкции и развития и др.) для финансирования |

| |проектов предпринимательства. |

| |Выработка мер по стимулированию банков второго уровня |

| |в кредитовании субъектов малого предпринимательства. |

| |Целевое кредитование из Фонда развития малого |

| |предпринимательства по приоритетным направлениям. |

| |Развитие микрокредитования предпринимательства |

| |Внедрение механизмов страхования рисков при |

| |финансировании объектов предпринимательства. |

|2. |Внедрение института предпринимательства в Казахстане. |

|Институциональные:|Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане |

|отсутствие или |Разработка Кадастра недвижимости Казахстана |

|недостаточное |Создание условий для расширения сети юридических, |

|развитие института|консультационных и аудиторских фирм |

|предпринимательств|Поддержка развития коммерческих банков, |

|а, неразвитая |специализирующихся на предоставлении кредитов и займов|

|рыночная |для бизнеса. |

|инфраструктура. |Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов. |

| |Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, |

| |коммуникационных служб. |

| |Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес |

| |инкубаторов, информационно-аналитических центров, |

| |научно-исследовательских и консультационных центров. |

|3. |Разработка и внедрение новых программ обучения основам|

|Образовательные: |бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация |

|недостаток |существующих программ начального и среднего, высшего |

|систематических |образования к новым требованиям; совершенствование |

|знаний, навыков и |программ ежегодной переподготовки специалистов. |

|опыта организации |Повышение эффективности использования технической |

|и управления |помощи контрактной системы и обязательств по |

|бизнесом в |распространению полученных знаний. |

|рыночных условиях.|Развитие центров инкубации знаний и опыта организации |

| |и управления бизнесом, инновационных кластеров. |

| |Открытие в каждом областном и городском акимате |

| |дежурных консультационных пунктов для |

| |предпринимателей. |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.