рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемно-тематический курс по макроэкономике

правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин

кризиса в августе 1998г.

К государственным ценным бумагам также относятся облигации

государственного российского республиканского внутреннего 5%-ного займа

1990г., облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992г.,

облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа

(облигации ВЭБ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), облигации золотого

федерального займа, облигации государственного федерального займа с

переменным купоном (ОФЗ-ПК), муниципальные облигации, прочие ценные бумаги.

2. При выпуске корпоративных акций (например, в США) номинал стоимости

акций может не объявляться. Такие акций заранее имеют определенный номинал,

который все знают. Выплата дивидендов происходит по заранее известному

проценту.

3. Движение курса ценных бумаг и ставок процента происходит в

противоположных направлениях, т.к. при повышении ставки процента спрос на

деньги уменьшается, что приводит к увеличению спроса на ценные бумаги.

Ценные бумаги не приносят таких процентов, как деньги, то это приведет

постепенно к увеличению спроса на деньги. Снижение же ставки процента

приведет к увеличению спроса на деньги.

4. Привилегированные акции предусматривают наличие у их владельцев

определенных преимуществ по сравнению с владельцами обычных акций. Одно из

них состоит в том, что по привилегированным акциям выплачивается

предварительно установленный дивиденд. Существует два вида

привилегированных акций. Первый из них - акций с фиксированным дивидендом.

Эта форма привилегированных акций по своей сути близка к облигациям. Второй

вид - это привилегированные акции с фиксированным дивидендом, которые

предусматривают дополнительное участие в распределяемой прибыли компании -

так называемых сверхдивидендов. Другой вариант таких акций предусматривает

определенную доплату к фиксированному дивиденду, зависящую от величины

дивиденда по обычной акции. Владельцы привилегированных акций приобретают

право голоса на общих собраниях акционеров в следующих случаях:

- по вопросам реорганизации и ликвидации акционерного общества имеют

право голоса все владельцы акций;

- по вопросам ограничения прав владельцев акций определенного типа;

Кроме того, существуют привилегированные акции конвертируемые

(обмениваемые на обыкновенные акции), с корректной ставкой (дивиденд

зависит от комбинации процентных ставок по краткосрочным государственным

облигациям и финансовым инструментам), отзывные (дают право отозвать акции,

т.е. выкупить их по цене с надбавкой к номиналу). Заметим, что виды

привилегированных акций могут комбинироваться. Если происходит ликвидация

компании, то владельцы привилегированных акций имеют преимущественное право

при разделе чистого имущества фирмы. До того как происходят погашение

обычных акций, владельцам привилегированных акций выплачивается сумма,

превышающая их номинальную стоимость, т. е. они покрываются по рыночному

курсу. Однако для акционеров, владеющих привилегированными акциями, в

данном случае есть и отрицательный момент. Если при ликвидации компании

имеются значительные законодательно разрешенные или скрытые резервы, то они

распределяются между владельцами обычных акций, в результате чего погашение

обычных акций происходит по курсу, существенно превышающему их номинальную

стоимость.

Тема 10. Финансы и финансовая политика государства

1. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов

является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом

достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как

устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Следовательно,

стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной

задачей, а сбалансированность бюджета второстепенной задачей. Это можно

объяснить несколькими причинами:

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет

автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания

экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост,

следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и

создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически

безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом,

не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых

мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием

бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных

средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Эта политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость

последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и

кредита.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные

дефициты все-таки приводят к значительным последствиям даже для «богатых» в

экономическом отношении стран.

2. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов,

форм организации методов использования финансов.

Задач у финансовой политики очень много, вот некоторые из них:

. реформирование естественных монополий

. создание условий для интеграции России в мировое сообщество

. формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный

инвестиционный климат

. создание условий для развития финансовой инфраструктуры и

достижения финансовой стабильности

. поддержание финансовой стабильности в стране

. создание условий для социально-экономического развития

. уменьшение долгового бремени

. обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых

обязательств на всех уровнях власти

. обеспечение бездефицитности федерального бюджета

. упрощение налоговой системы

. сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия

для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом

изменения внешних и внутренних факторов развития экономики

. продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию

платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных

на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие

безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных

банковских технологий, сети Интернет и расширения использования

платежных карт

Вот перечень наиболее основных задач финансовой политики. Даже, если

исходя из этих задач, можно сделать вывод о том, что утверждение П.

Самуэльсона верно, что задача финансовой политики состоит в том, чтобы

обеспечивать регулирующие меры для сферы предложения «общественного

товара». Но задача эта не одна. Она лишь одна из нескольких.

Тема 11. Экономическая роль налогов

1. Добиться увеличение налоговых поступлений путем уменьшения налоговых

ставок, возможно. Но для этого необходим ряд условий. Это, прежде всего

совершенствование системы сбора налогов, основыванной на сокращении

возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном

повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании

единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Также необходимо решить основные задачи налоговой политики:

. значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

. упрощение налоговой системы;

. минимизация издержек исполнения и администратирования налогового

законодательства;

. ликвидация налогов с оборота;

. снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда

Частично эти задачи решаются согласно принятой и введенной в действие с 1

января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные

меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной

заработной платы, с помощью введения плоской (единой) ставки подоходного

налога (13%), снижение социальных начислений на фонд оплаты труда (с 1

января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) – 35,6%) с

применением регрессивной шкалы, коренных изменений в системе

налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. за счет расширения перечня

налоговых вычетов (расходов), снижения ставки налога до 24% при

одновременной ликвидации всех налоговых льгот, введением специального

налогового режима для малых предприятий (с 1 января 2003 г.).

2. Во время экономического кризиса наблюдается спад производства,

отрицательная динамика в развитии экономической системы, ухудшается общее

благосостояние населения, наблюдается кризис в финансовых и денежных

отношениях. Если во время всего этого возрастут ставки налогов, тогда они в

еще большем масштабе усугубят экономические отношения. Населению и

юридическим лицам просто-напросто нечем будет платить налоги. Получит

развитие теневая экономика, население и организации станут скрывать деньги

и денежные отношения. Снизится ответственность налогоплательщиков. У

налоговых и таможенных органов увеличится работа по поводу выявления

нарушений налогового законодательства, что приведет к увеличению издержек,

которые нежелательны и недопустимы в условиях экономического кризиса.

Следствием повышения ставки налогов будет уменьшение доходов населения,

что неизбежно приведет к снижению совокупного спроса, а значит к снижению

уровня производства и ВВП.

3. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не

совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку в цене и являются

налогами на потребителей. Основные виды косвенного налогообложения - это

акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные

виды пошлин и сборов. К группе косвенных налогов, помимо акцизов, налога

на добавленную стоимость и налога с продаж, следует относить также налоги,

взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы (таможенная

пошлина). Из действующих российских налогов к косвенным налогам следует

относить также налог на рекламу. По своей экономической природе данный

налог представляет собой налог, взимаемый со стоимости рекламных услуг,

т.е. это практически акциз, но не на товары, а на услуги.

Косвенные налоги применяют преимущественно к товарам неэластичного

спроса. Это вызвано тем, что к таким товарам относятся предметы первой

необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон), товары, стоимость

которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка),

труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на

интересный концерт). Население не сможет обойтись без таких товаров,

поэтому будет их покупать. Следовательно, будут идти отчисления в

бюджет.

4. Вопрос о том, какая должна быть налоговая политика современной России

– один из самых важных политических вопросов.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе

огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской

деятельности, динамику и структуру общественного производства, его

размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником

формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения

своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что

источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые

правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических

лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы,

содержатся структуры обеспечивающие существование и функционирование самого

государства. Так же, с помощью налогообложения государство может вести

экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по

отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные

меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет

сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый

механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан,

социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных

доходов населения страны. Поэтому современной России нужно произвести

некоторое реформирование налоговой политики:

. ограничить произвол налоговых и таможенных органов и одновременно

повысить ответственность налогоплательщиков

. увеличить наказания за неуплату налогов

. ликвидировать налог с оборота

. упростить налоговую систему

. создать специальные комиссии и наблюдательные органы для контроля за

налоговыми и таможенными структурами.

Тема 12. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

1. В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики

государства.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно

сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался

целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие

национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой

проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает и

уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую

антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим несколько

примеров. Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом

безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые

поступления автоматически сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет,

правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако

следствием этих действии будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно

сбалансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при

повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые

поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно

принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить

правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер.

Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен

быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Эта

концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое

воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Эта концепция,

я считаю, более привлекательна, т.к. она более проста и разумна. Для того

чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и

увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный

дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги

и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета

может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада.

Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и

одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно,

за период в несколько лет.

2. Проблемы, с которыми может столкнуться государство при проведении

фискальной политики. Стремясь непременно сбалансировать бюджет,

правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить

государственные расходы, либо использовать эти меры вместе. Однако

следствием этих мероприятий может быть большое сокращение совокупного

спроса.

Также, правительство при проведении фискальной политики, может

стимулировать инфляцию. На начальных стадиях инфляции при повышении

денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для

предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие

меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные

расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Это и послужит

стимулированием инфляции.

Особая проблема, возникающая при реализации концепции, которая базируется

на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, -

это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми

по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может

смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит

бюджета и, соответственно государственный долг в этом случае не покроется

небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно,

будет иметь место циклический дефицит бюджета. Крупные дефициты приводят к

значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом

отношении стран.

Фискальная политика предполагает наличие четкой программы финансовых

мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием

бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных

средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

3. Фискальная политика предполагает наличие четкой программы финансовых

мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием

бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных

средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Именно на

встроенные стабилизаторы экономики (предприятия, население) направлена эта

политика, а значит, она требует государственных расходов.

Тема 13. Дефицит государственного бюджета и управление государственным

долгом

1. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие

показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме, традиционно

уделяется большое внимание и поэтому то, как финансируется дефицит более

важно, чем размер федерального бюджета.

Бюджетный дефицит относится к так называемым «негативным экономическим

категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако,

неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья

экономики». Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой

финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают

дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть

полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита –

это государственные займы, ужесточение налогообложения и «сеньораж».

Чтобы профинансировать дефицит, государству все равно придется прибегнуть

к государственным займам. Бывает внутренний и внешний долг. Нарастание

внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с

внешним долгом, т.к. погашение внутреннего долга приводит к

перераспределению доходов внутри страны.

Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и

опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.