Принципы и формы налоговой политики
объединения или частичного упразднения .
3. ГЛАВА 2 .
Налоговая политика , ее теоретические основы .
П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового
регулирования , направленных на установление оптимального уровня
налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент
макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой
деятельности относится к категории надстройки. Между нею и
экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной
стороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ;
общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя
обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основе
экономического базиса, налоговая политика , как составная часть финансовой
политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические
законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное
влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть
различно: в одних случаях посредством проведения
политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития
экономики, в других - оно тормозится.
Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее
соответствие закономерностям общественного развития , постоянный учет
выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования
приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование
налоговой политики и создание налоговой системы происходит
одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в
системе собственности , ценообразования, реформированием банковской
сферы, денежно-кредитной
политики и т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежуток
каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом
определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой
политики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране ,
характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции
; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой
производства , находящейся под государственным контролем, и
приватизированным сектором .
Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к
опыту стран с развитой рыночной экономикой . В теории и практике
налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в
послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией
функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и
норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного
общественного спроса, который должен удерживаться на уровне ,
обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при
сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в
жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со
снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и
уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого
вмешательства в экономику в основном через снижение государственных
расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций
стала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой
экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени
, ложащегося на производителей и физических лиц , а расширения
налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне
широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов .
Переход российской экономики на рыночные основы предполагает
формирование принципиально иной , нежели это было в условиях
административно - командной системы, налоговой политики . Это , однако ,
отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных
моделей , эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая
база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и
использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к
нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и
кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,
и в немалой степени с помощью налоговой политики.
Следует также иметь в виду , что установление высокого уровня
налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач и
наполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии на
сколько-нибудь продолжительный период. Использование принципа формирования
налогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитности
неизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения . При
этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки
и ростом поступлений в бюджет. Совокупный
уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он
будет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговый
пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку
препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает
на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад
производства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет , что
ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного
выхода , кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не
предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия
предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при
котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую
и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения,
одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет.
Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и
универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней
дифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей,
закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой
стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,
влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и
стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.
В основе формирования налоговой политике лежат таким образом ,
две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговых
платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и
решение фискальных задач государства; использование налогового
инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической
деятельности .
И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень
налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как
правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности
населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах
Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль
корпорации и доходы физических лиц .
Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый в
отдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровень
доходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинают
искать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышать
продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь
способно привести к снижению производительности труда , дополнительным
увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается
впечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить
прежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность труда
его в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом
.
П. II. Фискальная политика.
Представление о том , что фискальные действия правительства могут иметь
важное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать все
более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .
Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительным
фискальным мероприятиям придается такое значение .
Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектора
является стабилизации экономики .
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по
контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем
ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпы
инфляции .
Такая стабилизация отчасти реализуется средствами фискальной
политики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходами
и налогообложением для достижения установленных целей .
Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобы
ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить
стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок или
увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной
политики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период
подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .
Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированный
бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении
правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .
И , наоборот если в экономике имеет место вызванная избыточным
спросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальная
политика, которая включает : уменьшение правительственных расходов , или
увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на
положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой
стоит проблема контроля над инфляцией .
Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику . Они , в
силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень
госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в
отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются
автоматически при перемене экономических условий .
Недискриционная политика - автоматическое увеличение налоговых
поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот ,
уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада
,за счет существования стабилизаторов .
Встроенный стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденцию
автоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его
положительное сальдо в период подъема .
Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП .
В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и
по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых
поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров
и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций ,
налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина
налогов на зарплату по мере того , как в ходе экономического подъема
создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые
поступления от всех этих источников будут падать .
Как видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы
является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые
стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической
конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться
с принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теория
отмечает , что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить
переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные
колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано
дополнять мерами и дискреционной фискальной политики .
Не мало важную роль на развитие производства оказывают налоговые
льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый
минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и
расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов
, отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .
Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются
своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами
, закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги
выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе
изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных
потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений
находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая
категория , но и одновременно финансовая категория .
4. ГЛАВА 3 .
Налоговая политика России на современном этапе причины кризиса,
недостатки, направления реформы.
Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли Российской Федерации
путь к созданию свободной рыночной экономики . Вместе с новой экономической
структурой пришла и новая , более сложная налоговая система . Если в
прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов
скорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиеся
государству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их
налогами на доходы и на добавленную стоимость . Однако и при прежней
и при нынешней системах налогообложения в России
по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к
повышению уровня жизни .
Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличению
производства , чем это делает сегодняшняя Россия . Он в этой области
полагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения за
счет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По мере
того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно
просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного
капитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать все
возрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР.
В Советском Союзе существовал безоговорочный взимавшийся налог , о
котором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том , что
оно его платит . Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из их
зарплаты что-то вычитается , а просто получали низкую заработную плату.
Сейчас наша экономика переживает трудный период в своем развитии .
В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношений
придается исключительное значение формирование финансовой базы государства.
И естественно, переход к рыночным отношениям требует от государства
принципиально иных методов управления. Среди них немаловажную роль
призваны сыграть налоги.
В основе налоговой реформы лежит глубокая трансформация нашего
общества, преобразование отношений собственности и покоящейся на них
социально- экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.
Переходный характер современного периода составляет его главную специфику.
С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,
но ясной, а именно перейти от централизованной планируемой экономики
(крупное, узко специализируемое, производство) к экономике рыночного типа.
Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнение
предприятий с включением механизмов конкуренции.
Развитие политической ситуации предопределило выбор варианта
рыночных реформ по методу "скачка". Это не могло не сказаться на
управляемости ходом преобразований и обернулось жестоким экономическим
кризисом. Последний, в свою очередь , резко обострил социально-
политическую обстановку в обществе .
К невероятным техническим трудностям реформы добавились
политические и экономические. В этих сложных условиях приходится
формироваться налоговой системе, которая все более вовлекается в сферу
политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий
и на налоги возлагаются несвойственные им функции . В итоге размывается
налоговая политика как таковая.
Налоговая политика, проводимая сегодня в России,
формируется в результате действия значительного числа весьма
противоречивых и не всегда взаимно связанных мер, с одной стороны ,
направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом
уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для
отраслей и групп предприятий , имеющих значительное влияние во властных
структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой
политики в двух аспектах : с точки зрения , во-первых, ее
действительного единства и последовательности при реализации целей
экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих
рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов
реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических
условиях.
Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов,
недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской ,
производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно
противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной
мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства,
а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и
стимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, прежде
всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского , что
обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной и
инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать
эффект лишь в том случае , если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в
месяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующих
производство мер косвенного государственного вмешательства в экономику
снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционной
ловушки " предопределяет специфические требования к налоговой политике как
единому целому , и к отдельным ее инструментам и составляющим.
Формируемая в настоящее время налоговая система ( совокупность
предусмотренных настоящим Кодексом налогов ( сборов) принципов , форм и
методов их установления , изменения и отмены , уплаты и применения мер по
их уплаты , а также форм и методов налогового контроля и ответственности за
нарушение налогового законодательства- перечень основных налогов , главные
принципы построения налоговой базы , подход к использованию
пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов и др.) в целом
создает принципиальную возможность для выработки единой политики и
построения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально
"развести" стимулирующую и фискальную функции налогообложения по
различным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку по
формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую
- на прямом. Однако эти возможности в настоящее время не только не
используются , но и последовательно ограничиваются. В рамках налоговой
системы возникают
неувязки и противоречия , снижающие ее эффективность , которые неадекватно
влияют на хозяйственную активность в условиях высоких темпов
инфляции и не позволяют в полной мере задействовать все заложенные в
ней потенции.
К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политика
характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового
бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета.
Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временном
Страницы: 1, 2, 3, 4
|