рефераты скачать

МЕНЮ


Причины, формы и методы борьбы с инфляцией

Причины, формы и методы борьбы с инфляцией

УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА (НА ТАГАНКЕ)

Институт коммерции и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Экономической теории»

На тему:

ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

Выполнила: студентка I курса

заочного отделения

по специальности

Менеджмент организаций

Носенко Е.И.

Москва 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ 4

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 5

3. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 8

4. Методы борьбы с инфляцией 12

4.1. Адаптационная политика 12

4.2. Антиинфляционные меры 13

4.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях 14

5. Особенности инфляционных процессов в России 17

5.1. Прогнозы инфляции в России 19

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Инфляционные тенденции органично присущи функционированию рыночного

механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX

века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка

финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической

структуры экономики.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение

денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических

мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических

исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных

вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается.

Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих

факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные

отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия

инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам

переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих

отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное

выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного

сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в

принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов

усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование

централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению

сбалансированности материальных и денежных потоков.

От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения

товарного обращения? Прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат

реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше

товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой

денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может

обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.

Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над

суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных

товарами, означает инфляцию. Она приводит росту цен на товары (явному или

скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных

показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может

вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных

единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного

спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что

приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается

обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и

начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство,

финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции

происходит: 1. Обесценивание денег по отношению к золоту; 2. Обесценивание

денег по отношению к товару; 3. Обесценивание денег по отношению к

иностранной валюте.

1. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Объяснения причин инфляции различны. Одни экономисты (Дж. М. Кейнс и

его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости,

т. е. со стороны спроса. Другие -- неоклассики -- искали причину в росте

производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны

предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует

искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию как со

стороны спроса, так и со стороны предложения. Диспропорции между спросом и

предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут

порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы);

чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности

экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом

производства и повышением производительности труда; произвольным

установлением гос. цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса;

другими факторами.

Резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране произошло во

второй половине 80-х гг. С 1985 г. по 1989 г. разрыв между доходной и

расходной частями госбюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19%

к национальному доходу страны. Возросший дефицит нанес огромный вред

денежному обращению, подстегнул инфляцию.

Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне

естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный,

противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые

экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в

экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал[1], что не

следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их

ценности, т.е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а

уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на

то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим

образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен

было бы логически невозможно.

Внешние причины

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и

внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений

от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного

балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке

на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а

также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях

значительного импорта зерновых.

Внутренние причины

Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит

деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном

отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном

развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками

хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически

отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов,

которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной

массой; что касается административных ограничителей, то они «работали»

недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую

роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него,

подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-

либо ограничений.

Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние

проявления инфляции, ее глубинной причиной является нарушение пропорций

национального хозяйства в результате действия различных факторов:

- общеэкономических - экономическая политика правительства страны,

стадия экономического цикла, уровень производства ВНП, наличие платежного

кризиса и т.д.;

- социальных - принятие социальных программ и степень их реализации,

методы финансирования социальных программ;

- финансово-кредитных - проведение мер, направленных на стабилизацию

денежного обращения, денежно-кредитное регулирование экономики

государством, роль Центрального Банка.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к

росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение

источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют

с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно. В этом

плане выделяют три вида инфляции:

- умеренная (ползучая, «стабильные цены») инфляция, когда цены растут

менее,, чем на 10% в год, стоимость денег практически сохраняется,

отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее

рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не

вызывает особого беспокойства.

- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более

цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно

материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и

требует антиинфляционных мер.

- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен

и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние

даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльным и убыточным

становятся крупнейшие предприятия, она парализует хозяйственный механизм,

поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их

в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к

бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь

может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков:

автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение

внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного

хозяйствования.

Чем конкретно может характеризоваться гиперинфляция? Главными здесь

будут не цифры, а последствия:

-сокращение производства;

- бегство от денег;

- переход к бартеру.

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия –

соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени

сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная

инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп

относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной

-цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу,

причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь

периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только

тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен.

Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на

интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает

всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать

сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на

сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего

компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже,

когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные

группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем.

Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и

сравнить доходность вариантов инвестирования.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого

вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата

большими издержками адаптационного плана.

С точки зрения третьего критерия различают ожидаемую и неожидаемую

инфляцию.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и

прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот.

Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком

цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе

налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали

инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих

доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что

само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину

потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может

спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать

рост цен.

Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где

инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его

реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен -

кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут

больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде

платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены

в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия.

Этот процесс носит название «эффект Пигу». Однако необходимо подчеркнуть,

что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок

и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что

эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.

С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную инфляцию

(четвертый критерий).

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где

свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем

не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные

процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих

производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с командно-

административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над

ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой

ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются

стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает

товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная

инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных

сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на

руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Норма

сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в

1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв

составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы

к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой

стороной невидимое инфляционного процесса, поскольку на то же количество

товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике

диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных

знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих

денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок»

-нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в

какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен

создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение

продавцов и покупателей.

3. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия

между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со

стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Инфляция спроса

возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном

предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение

предложения. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна

производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой

своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии

ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции,

потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот

избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем

продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда

объясняется одной фразой: “Слишком много денег охотится за слишком малым

количеством товаров“.

Но соотношения между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом

производства, занятостью и уровнем цен - с другой, сложнее тех, которые

имеет ввиду этот комментарий. Эти сложности помогает объяснить рис.1.

[pic]

Рис. 1.

На первом отрезке общие расходы, то есть сумма потребления, инвестиций,

правительственных расходов и чистого экспорта, до такой степени низки, что

объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня

при полной занятости. Другими словами, существует значительное отставание

реального объема ВНП. Уровень безработицы высок, а большая доля

производственных мощностей предприятий бездействует. Теперь предположим,

что совокупный спрос повысится. Тогда объем производства увеличится,

уровень безработицы снизится, а уровень цен возрастет незначительно или

вовсе не изменится. Это объясняется тем, что существует огромное количество

бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в

действие при существующих на них ценах. Безработный не просит увеличить

зарплату, когда нанимается на работу. Анализируя спрос и предложение, мы

установили, что повышение цен не влияет на увеличение спроса, потому что

предложение представляет собой горизонтальную линию. Увеличение трудовых и

других ресурсов возможно потому, что имеются бездействующие ресурсы, и

дополнительное производство приносит выгоду. В результате существенно

увеличивается объем продукции, а цены не повышаются.

По мере того как спрос продолжает расти, экономика вступает во второй

отрезок, приближаясь к полной занятости и к более полному использованию

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.