рефераты скачать

МЕНЮ


Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

Предприятие и предпринимательство в экономике переходного периода

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

экономический факультет

кафедра политической экономии

КУРСОВАЯ работа

на тему: “ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА”.

Студент 315 гр. дневного отделения

Бровкин Александр Владимирович

Научный руководитель: доц. Красникова Е.В.

Москва

2004

Содержание

Введение 3

Глава I. Типы предприятий в переходной экономике 4

Становление субъектов рыночных отношений 4

Особенности эволюции крупных предприятий 6

Холдинги и финансово–промышленные группы 9

Задачи развития малых предприятий 13

Глава II. Взаимоотношения предприятий в переходной экономике 18

Изменения в характере взаимоотношений предприятий 18

Снабженческо–сбытовые отношения предприятий 19

Взаимная задолженность предприятий. 21

Заключение 25

Литература 26

Введение

Предпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан,

направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от

своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от

имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.

Переходное состояние России сделало актуальным проблему

предпринимательства. В связи с тем, что прежняя “социалистическая” система

не содержала такого феномена, как предпринимательство, это вызывает особый

интерес у экономистов. Переход России к рыночной экономике означает что

предпринимательство должно быть “создано” или должно “возникнуть”. Развитые

рыночные системы имеют дело с — существующим — “готовым” —

предпринимательством. Поэтому, несмотря на новизну, интерес к проблеме

более широк именно в России.

Основной задачей работы является изучение проблем возникновения

предпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав. Первая

глава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходной

экономике, описаны способы формирования, дана их краткая характеристика.

Рассмотрены особенности функционирования каждого типа. Во второй главе речь

пойдёт о взаимоотношениях между предприятиями. Помимо этого, рассмотрены

проблемы, которые сдерживают развитие малого бизнеса.

Глава I. Типы предприятий в переходной экономике

Становление субъектов рыночных отношений

В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются

свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные

производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и

крупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты,

как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу

деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их

полноправными субъектами рыночных отношений.

Во-первых, движущий мотив их деятельности — постоянное извлечение прибыли

или дохода в процессе движения и роста капитала.

Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в

действиях. Это — самостоятельность в использовании имущества, в определении

производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в

формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

И наконец, в-третьих, это — экономическая ответственность за результаты

хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чем

более полно соблюдаются названные условия, чем меньше государство

определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени

экономика регулируется посредством рыночных отношений. Становление

полноценных субъектов рыночных отношений и означает переход к рыночной

экономике.

Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект даже

в развитой рыночной экономике. Он действует в системе юридических правил и

ограничений, а также постоянно ориентируется на экономическую политику

государства. Еще в меньшей степени достигаются эти условия в переходной

экономике. Поэтому нельзя сказать, что функционирующие в переходный период,

например в России, предприятия обладают названными характеристиками.

Учитывая, что в российской экономике государственный сектор еще долго будет

играть большую роль, формирование рыночного субъекта должно предполагать не

только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование

государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы

разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени

вывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономические

и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты

хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять

предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

Предприятия государственной формы собственности в России охватывали в 1993

году более 3/4 общего числа предприятий, объема производства и численности

промышленно–производственного персонала. Вместе с тем многие российские

предприятия характеризуются высоким уровнем концентрации производства.

Удельный вес крупных предприятий, где численность занятых колеблется от 5,6

тыс. до 14 тыс. человек, составила в 1993 г. в топливной энергетике 28%, в

черной металлургии — 24, в цветной металлургии — 36, в химии и нефтехимии —

24%. В этих и других отраслях уровень концентрации производства

определяется технологическими и продуктовыми особенностями, сложившейся

организацией производства, массовым спросом на продукцию предприятий,

возможностями экономии издержек в связи с масштабами производства. Свыше

80% производства в российской промышленности сконцентрировано на крупных и

крупнейших предприятиях. Реорганизация таких предприятий в процессе

перехода к рыночной экономике не может быть разовым мероприятием. Важно

также отметить, что становление рыночного субъекта не может происходить

одинаково для крупных и мелких предприятий.

Превращение предприятия в рыночного субъекта происходит в зависимости от

избранной концепции перехода к рынку. Если целью преобразований является

максимально свободный рынок, как в Польше или в первые годы российской

реформы (1992—1993), то предпочтение отдается мелким и средним

предприятиям. Отсюда вытекает и концепция необходимости дробления крупных

предприятий с целью обеспечить свободу конкуренции на рынке. Сторонники

дробления крупных предприятий считают, что предприятия — гиганты всегда

нединамичные и неэффективные. Но это не всегда так. Гиганты международного

бизнеса, такие как IBM, Sony, Siemens и многие другие показывают огромный

динамизм и высокую эффективность.

Вследствие нарастания экономического кризиса в 1994 году российские

экономисты начали поиск новых концепции перехода к рынку управляемому и

социально ориентированному и соответственно других подходов к

преобразованиям различных типов предприятий. Прежде всего, это коснулось

судьбы крупных предприятий, оказавшихся в наиболее плачевном состоянии.

Особенности эволюции крупных предприятий

Чем больше производителей выходят на рынок, тем больше времени требуется

им для выявления размеров и соотношения спроса и предложения, для

определения оптимального уровня цен. Чем выше степень дифференциации

товаров и услуг на рынке, тем острее стоит эта проблема. Можно сказать, что

эффективность рынка зависит от числа присутствующих на нем производителей,

т. е. от уровня концентрации производства и сбыта. Если число продавцов

слишком велико, появляется тенденция к его сокращению. В мировом рыночном

хозяйстве эта тенденция стала заметной уже в конце прошлого века и

выразилась в широком использовании соглашениий о квотах производства и

ценах. Этот процесс продолжался в XX веке, означая переход от свободного к

регулируемому рыночному хозяйству. Экономический кризис 1929 года лишь

ускорил этот процесс. Так, в Германии число картелей достигало 2100. В

России в 1905 году также было уже около 400 картелей и синдикатов. Уровень

монополизации сбыта картелями и синдикатами иногда приближался в

национальных границах к 100%. Параллельно картелям и синдикатам развивались

тресты — крупные корпорации, внутри которых предприятия не только теряли

производственную и сбытовую самостоятельность, на и юридическую

самостоятельность, либо передавали свои акции специально учреждаемому

обществу — холдингу. История трестов началась еще в прошлом веке в США с

нефтяного объединения Рокфеллера «Стандарт ойл Траст», а в 20-е годы

перекинулась в Европу.

Этот процесс начался, потому, что картелирование, синдицирование,

трестирование существенно сокращали потери от конкуренции и вели к

смягчению кризисов. В этом отношении монополизация мировой рыночной

экономики конца XIX — первой половины XX веков ознаменовала гигантский

экономический прогресс. Не случайно и в послевоенный период во всех

развитых странах рыночной экономики продолжался рост крупных и сверхкрупных

корпораций. Шел процесс концентрации производства на базе новейших

достижений научно–технической революции, что означало для этих корпораций

повышение их конкурентоспособности. Сегодняшняя мировая производственная

программа определяется относительно небольшим числом крупных корпораций.

Сохраняют свое значение и картели, типичным примером которых является

объединение экспортеров нефти ОПЕК. Таким образом, рыночная экономика XX

века постоянно уживается с высоким уровнем концентрации производства, сбыта

и банковского дела. Более того, в условиях научно-технической революции

оптимальный уровень концентрации даже возрастает. Конечно, это означает

развитие новых форм конкуренции (олигопольной), развитие элементов

регулирования рыночных процессов. Так, по разным оценкам, от 30 до 50%

промышленного производства США выведено сегодня из сферы чисто рыночного

влияния и управляется с корпоративного уровня.

Преимущества крупных корпораций в том, что они не только считаются с

требованиями рынка, но и сами активно формируют его, создавая новые виды

товаров и услуг, реализуя крупные программы капиталовложений. Такие

предприятия реализуют на рынке свою долгосрочную стратегию, предвидят и

определяют будущее состояние рынка. Им под силу ограничивать распределяемую

часть текущих доходов и осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР.

Поэтому рынок небольшого числа крупных корпораций имеет существенные

преимущества в эффективности по сравнению с рынком огромного числа

однотипных небольших предприятий. С другой стороны, конкурируя между собой

на рынке, крупные компании вынуждены гоняться за научно–техническими

новшествами и оперативно внедрять их в производство. Экономя на издержках в

связи с масштабами производства, эти компании имеют возможность

дифференциации цен и диверсификации производства, что дает им возможность

снизить потери, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры. Поэтому, как

правило, чем крупнее корпорация, тем она более конкурентоспособна. При этом

мировая практика показывает, что чем выше уровень развития национальной

экономики, тем больше степень концентрации производства в ее ключевых

отраслях и банковском деле. Что касается отрицательных сторон

монополизации, то достаточно присутствия лишь нескольких крупных

конкурирующих производителей на рынке, чтобы блокировать этот отрицательный

эффект. А такая олигопольная конкуренция в современных условиях открытого

рынка практически всегда достигается.

Еще одним аргументом в защиту крупных предприятий и их объединений в

переходной экономике является необходимость сохранения и развития

национального научно–технического потенциала. В новейших наукоемких

отраслях в мировом производстве подавляющая часть их производства

сосредоточена на предприятиях крупных фирм. Так, в США выпуском

оборудования для электронной промышленности занято более тысячи фирм, но

56% продаж приходится на долю 14 из них. Другие примеры аналогичны: на долю

нескольких крупнейших фирм приходится 65% производства роботов, 74%

производства персональных компьютеров и т. д. Мелкие и средние предприятия

этих отраслей промышленности, как правило, входят в производственные сети,

создаваемые предприятиями–гигантами. В этом смысле их рыночная

независимость носит условный характер.

Эти аргументы в сочетании с отрицательным воздействием на отечественную

промышленность экономических реформ 1992—93 гг. заставили российских

экономистов и политиков усомниться в необходимости дробления крупных

предприятий и преимущественного развития мелких и средних производств.

Подобное дробление было бы оправдано лишь в том случае, если бы в итоге

значительно возросли экономическая эффективность и конкурентоспособность

продукции реформируемых предприятий. Подход к преобразованию крупных

предприятий должен быть не механическим, а экономически обоснованным с

позиций экономической эффективности, нацеленным на оптимальное сочетание

крупных, средних и мелких предприятий в экономике.

Отношение к судьбе крупных предприятий в России должно быть обусловлено еще

и тем, что значительная часть из них еще долгое время будет оставаться

государственными или полугосударственными предприятиями. Во–первых, сам

процесс приватизации займет значительный период времени. Во–вторых, широкий

круг предприятий в силу своей производственной специфики остается в

государственном секторе. Это — предприятия инфраструктурных отраслей

(энергетики, газоснабжения, железнодорожного транспорта, добывающей

промышленности); предприятия, полностью занятые выпуском военной продукции;

предприятия, нуждающиеся в крупных государственных инвестициях

(высокотехнологичные и наукоемкие, коонверсионные).

Холдинги и финансово–промышленные группы

Формирование любых корпоративных структур в переходной экономике обычно

группы подвергается критике из–за опасений чрезмерной монополизации

производства. Между тем эти опасения едва ли можно считать оправданными.

В 1994 г. в российской индустрии насчитывается около 30 тыс. средних и

мелких предприятий, крупных же корпоративных структур типа концернов — лишь

единицы. На долю последних приходится не более 12% общего объема

промышленного производства. В США же промышленность определяют 300—400

крупнейших корпораций, которые выпускают около половины ее продукции.

Поэтому опасность для переходной экономики представляет не функционирование

крупных организационных структур, пока единичных, а напротив, разрушение

сложившихся промышленных и научно–производственных объединений, распад

технологического потенциала, игнорирование современных тенденций

концентрации и диверсификации производства.

В процессе приватизации началось формирование новых хозяйственных структур

в российской промышленности. Горизонтально интегрированные на базе бывших

отраслевых министерств предприятия приватизируются преимущественно в форме

акционерных обществ открытого типа. В то же время на предприятиях

военно–промышленного комплекса началась приватизация по типу вертикальной

интеграции акционерных обществ открытого и закрытого типа в холдинги.

Процесс этот протекает весьма противоречиво. Начало акционирования в 1992

году привело к резкому увеличению количества предприятий, получивших статус

юридического лица на основе имеющихся производственных фондов. Это привело

к существенным разрывам крупных технологических циклов и диспропорциям в

базовых отраслях. Для предотвращения подобных негативных тенденций и

создания правовых условий интеграции производственно–технологических

комплексов в 1993 году были приняты государственные решения по

преобразованию государственных предприятий в акционерные общества через

холдинговые компании. Однако на практике эти решения реализуются слабо

из–за боязни монополизма в промышленности. В связи с этим в конце 1993 г.

появились нормативные акты о порядке создания и деятельности

финансово–промышленных групп в нашей стране.

Предполагается, что холдинговая компания как держатель контрольных пакетов

акций предприятий, а также связанная с ней соглашением финансовая

организация смогут обеспечить стабильность отношений снабжения и сбыта, а

также необходимый приток инвестиций в производство. Такие организационные

структуры могут создаваться органами государственного управления даже без

согласия трудовых коллективов дочерних предприятий, если предприятия

связаны технологическими и кооперационными отношениями.

В зависимости от специфики создаваемых корпоративных структур холдинговые

компании могут осуществлять различные функции. Это может быть только

инвестиционная деятельность, инвестиционная деятельность в сочетании с

производственной, коммерческой и другими функциями. Холдинг может

централизовать функции снабжения, сбыта, осуществления внешнеэкономических

связей, проведения НИОКР, координации деятельности дочерних предприятий.

Возможна организация промежуточных холдингов, или субхолдингов для решения

конкретного, ограниченного круга задач. Это могут быть, например, патентные

и лицензионные холдинги, холдинги по оказанию услуг, холдинги по

инвестиционной деятельности. Создание холдинговой компании путем передачи

ей части акций холдинга означает для предприятий делегирование полномочий

по управлению определенным видом деятельности специально организованной

корпоративной структуре. Как показывает мировой опыт, экономически выгодно

подключение мелкого и среднего бизнеса к обслуживанию технологических цепей

финансово–промышленных групп.

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой финансово–промышленные

группы играют весьма важную роль. Их стержнем являются крупные фирмы.

Группирование фирм осуществляется по двум направлениям. Первое и основное —

объединение крупных фирм. Второе, дополняющее его, — группирование мелких и

средних фирм вокруг крупной фирмы через сеть имущественных и контрактных

отношений. Создание таких групп преследует цель контроля за

производственно–распределительным циклом из одного центра. В качестве

примера можно привести взаимодействие фирм в японской группе «Тоёта». Эта

группа помимо изготовления различных компонентов к автомобилям охватывает

производство стали, прецизионных станков, автоматических ткацких станков,

текстиля, потребительских товаров, оказание строительных услуг. В группе 15

подконтрольных фирме «Тоёта» компаний, которые занимаются производством

деталей и сборкой автомобилей, фундаментальными научными исследованиями,

экспортом и импортом сырьевых продуктов, «Тоёта» располагает пакетом акций

в каждой из подконтрольных компаний — от 22,7% акций в «Аити стил уоркс» до

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.