Предпринимательство в рыночной экономике
Предпринимательство в рыночной экономике
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу ''Экономическая теория''
на тему ''Предпринимательство в рыночной экономике
на примере России''
Преподаватель:
Новиков
Андрей Владимирович
Студентки
1 курса
ЭИР
вечернего отделения:
Бочтаревой
Екатерины Владимировны
Санкт-Петербург
2001г.
Содержание:
1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 - 7
&2 Экономическая характеристика предпринимательства 7 - 9
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной
экономики к рыночной экономике 10 - 26
3. Инвестиции, как основной способ адаптации предпринимательства в
рыночной экономике
27 - 36
4. Заключение
37 - 38
5. Литература
39
1. Введение
&1.Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства,
главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя
история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его
понимание сложилось в период становления и развития капитализма,
который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и
отношение к нему сограждан были неоднозначными. В античные времена и в
эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность
торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как
недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным
образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает
внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессия купца несет в
себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в.
учебнике канонического права "Gratians" говорилось:
"Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему"
(1).
Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания
Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их
надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное
расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию
богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на
базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты
других, осужденное в Священном Писании, встречается сегодня не столько
в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся
странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к
предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период
господствующей формой производства все еще оставалось натуральное
хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась
малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность
старательного земледельца считалась идеалом человеческого
существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном
поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью
крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели
классической политической экономии не видели особого смысла в
предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс
осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их
схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А.
Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем
они не признавали.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской
концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь
капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие
и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции
и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, по мнению
К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства,
его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано
наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали
решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.
Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду,
земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге
"Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору
современное его название — предпринимательство.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в
работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту,
— это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство
идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей
для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои
товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели
предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к
процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли,
поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства,
исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл
предпринимателем того организатора производства, который прокладывает
новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем —
значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают
другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального
блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли
промышленности способа производства;
3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование
прежнего;
4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела, например, монопольного
положения или, наоборот, преодоление монополии (3).
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая
экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера,
"созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого
предпринимателя является самым известным и точным определением сути
предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей.
Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию
предпринимателя — слежения за ценами и издержками, а также за
пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект
деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал,
что предприниматель — это лицо, которое в конкурентной системе
направляет производство, выполняя роль механизма цен (2).
Таким образом, в современной научной литературе утвердился
однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший
хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы
производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического
развития. Для более полного представления о предпринимательстве как
факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы —
экономическом содержании предпринимательской деятельности.
& 2. Экономическая характеристика предпринимательства.
С экономической точки зрения предпринимательство может быть
рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип
экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории
центральной проблемой является установление его субъектов и объектов.
Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица
(организаторы единоличного, семейного, а также более крупного
производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на
основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская
деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между
собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами
коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы,
кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства
относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким
образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской
деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых
находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация
факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые
способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, —
главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного
хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления
нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов
производства (технологий) и коммерческого использования уже
существующего товара ; освоения нового рынка сбыта и нового источника
сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или
подрыва чужой (3).
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и
главным условием является самостоятельность и независимость
хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод
и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников
финансирования, формированию производственной программы, доступу к
ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения
прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в
том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что
производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но
предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики
спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-
денежных отношений.
Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые
решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с
неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и
прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является
постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение
коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая
установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность
многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто
экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем
общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования,
здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления
характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к
принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.
Центральную роль здесь играет личность предпринимателя.
Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство
натуры. "Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают
другие", — считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением,
даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть
способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь
рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от
происходящих процессов — самому эти процессы определять" (3).
Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый,
творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя то он, по мнению И.
Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий
круг явлений, которые предприниматель изучает досконально.
Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много
различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим
колебаниям(4).
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-
командной экономики к рыночной экономике.
ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ причин кризиса советской экономики, наряду с
исчерпанием экстенсивных резервов ее роста и гипертрофией военно-
промышленного комплекса, является деформация главной производительной
силы - трудящихся - в силу отчуждения их от собственности и
экономической ответственности, власти и информации. Для административно-
командной системы характерны централизация основной части прибавочного
продукта, минимизация личных доходов основной массы граждан, жесткая
регламентация экономического поведения, централизованное планирование
номенклатуры, объема производства и иен, оплата по затратам, а не
результатам труда. За пределами экстремальных периодов, связанных с
войной и стихийными бедствиями, такая система отучает работников от
инициативы и готовности к риску, самостоятельной подготовки и принятия
хозяйственных решений, летального сопоставления их вариантов,
прогнозирования последствий своих действий.
Главная особенность рыночной экономики состоит не в использовании
товарно-денежных отношений (оно имело место в рамках прежней системы),
не в отказе от планирования (маркетинг изменяет лишь характер его
субъектов, объект и методы), не в отходе от общественного производства
(его наиболее действенной формой является информатизация, а не
огосударствление имущества), а в изменении форм связи производства и
потребления, перехода от вертикальных, управляемых центральными к
горизонтальным, непосредственным связям производителей и потребителей с
участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций
собственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей,
защитников природы, национальной культуры и т.д.
Главная трудность перехода к рыночной экономике связана с
перестройкой экономического мышления в поведении людей, развитием их
экономической свободы, инициативы, ответственности на основе
предпринимательства.
Предпринимательство - деятельность самостоятельных хозяйственных
субъектов (физических или юридических л и и), принимающих на себя
финансовый риск по использованию имущества, разработке, производству и
реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в целях извлечения
прибыли, зарегистрированных в установленном порядке.
В этом определении выделяются субъекты предпринимательской
деятельности (собственник или титульный владелец имущества, получивший
его в хозяйственное ведение, доверительное (траст), или оперативное
управление); его объект (инвестиции, исследования и разработка
нововведений, производство, реализация товаров, коммерческие,
информационные и другие услуги);цель (прибыль); и принципы
организационной деятельности (наличие обособленного имущества,
материальная ответственность, регистрация в органах власти).
Законодательные основы предпринимательской деятельности установил
Гражданский кодекс Российской Федерации, Его вторая часть, вступившая в
силу 1марта 1996 г., устанавливает механизм зашиты экономических прав
предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеров по
ним (обязательное право), правила сдачи в аренду и доверительное
управление любым имуществом (без последующего перехода в
собственность), гарантии возврата банковских вкладов путем их
обязательного страхования и т.д.
Аналогичные правовые акты на основе модельного кодекса, одобренного
Межпарламентской ассамблеей СНГ, принимаются в других странах ближнего
зарубежья. Можно считать, что на этом завершается первоначальный этап
развития предпринимательства в современной России (1987-1995 гг.) и
начинается его цивилизованный период.
За несколько лет Россия прошла путь, на который •странам Запада
потребовались многие десятилетия. Что же произошло на первоначальном
этапе?
Во-первых, на порядок (со 100-150 тысяч до 1 млн. 200 тысяч)
выросло количество самостоятельных хозяйственных субъектов за счет
приватизации и разукрупнения предприятий и объединений, создания новых
частных фирм.
Россия отличается от других государств Европы и Китая меньшим
удельным весом и личным составом предпринимателей. Т.И. Заславская (5)
выделяет в социальной структуре общества собственно предпринимателей,
которые профессионально заняты извлечением прибыли, самостоятельно
распоряжаются своим капиталом и принимают экономические решения на свой
риск и пол имущественную ответственность (их доля в составе
экономически активного населения России к середине 90-х годов составила
1,1%); «самозанятых», не использующих наемный труд фермеров,
ремесленников, торговцев и т.п. (их 1,1%); менеджеров-бизнесменов и
совладельцев фирм (их 1,4%); предпринимателей, сочетающих личный бизнес
и работу по найму -полупредпринимателей (их 5,2%); менеджеров, не
имеющих доли в капитале фирмы (их 2,0%); наемных работников - их 88,6%.
Таким образом в России бизнес-слой составляет всего 10,8%, причем
преимущественно в неразвитых формах.
На Украине, в Белоруссии, в республиках центральной Азии он еще
меньше.
В Венгрии и Чехии бизнесом и менеджерством занято, причем в большей
мере профессионально, 17-19%, а в ряде стран Европы, северной Америки,
юго-восточной Азии более 1/4 работающих.
Во-вторых, завершается период первоначального накопления. На
банковских счетах (в основном зарубежных) и в личном обороте граждан
России в 1996 г, насчитывается около 30 млрд. долларов и 70 триллионов
рублей, что, при создании благоприятного инвестиционного климата и
поддержке государства, достаточно для реализации крупных проектов.
В-третьих, изменился состав и сфера деятельности предпринимателей.
На первом этапе (до либерализации иен в 1992 г.) они извлекали выгоды в
основном за счет приобретения ресурсов по твердым государственным ценам
и их перепродажи (в основном за рубежом) по высоким рыночным ценам.
Страницы: 1, 2, 3
|