рефераты скачать

МЕНЮ


Поведение фирмы и социальные последствия функционирования рынка в условиях чистой монополии

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно,

они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист

стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу

продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой

эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом является, будто монополист всегда стремится

ограничивать выпуск продукции. Это тоже не совсем верно. По мере

монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На

издержки действуют 2 противоположных фактора – понижающий и повышающий.

Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее

использовать положительный эффект от роста масштаба производства(экономия

на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на

маркетинговых операциях и т.д.). с другой стороны, действует и тенденция к

их повышению, связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого

аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию

Х.Лейбенстайн обозначил как “X-неэффективность”.

Согласно Х. Лейбенстайну, X-неэффективность возникает всегда, когда

фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных

издержек. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а X-неэффективность

(отрезок CD) заметно увеличивается

ATC

D

D

Х-неэффективность

ATCm

C B

Х-неэффективность

ATCc A

Qm Qc Q

3.Показатели монопольной власти

В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-

Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок

предполагает наличие10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей

из них не должна превышать 31% , двух не более44%, 3-х – не более 44%, а 4-

х – не более 64%.

IHH=S12+S22+S32+…+Sn2

где IHH- индекс Харфиндела-Хиршмана,

S1- удельный вес самой крупной фирмы,

S2- удельный вес второй по вел-не фирмы и т.д.

Если в отрясли 1 фирма-чистая монополия, то IHH=10000

Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой

с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным

издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные

издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является

величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные

издержки.

В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над

предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был

предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя

монопольной власти Лернера:

[pic]

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для

совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и

монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах

эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. По уравнению (1[pic]) мы

знаем, что

[pic]

Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего

рыночного спроса..

Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие

прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А

может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать

меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

Пример

Ценообразование по принципу "издержки плюс накидка": универсамы и джинсы

с наклейкой дизайнера.

Три примера помогут понять применение универсального правила

ценообразования "издержки плюс накидка". Рассмотрим сеть универсамов

розничной торговли. Хотя эластичность рыночного спроса на продовольствие

невелика (около - 1), несколько универсамов обычно обслуживают большую

часть районов, и поэтому ни один из них не может значительно поднять свои

цены без потери множества потребителей, которые перейдут в другие магазины.

В итоге эластичность спроса для любого универсама нередко доходит до - 10.

Подставляя это значение вместо Еd в уравнении (2), мы получаем P = MC/(1

-0,1) = MC/(0,9) = (1,11)MC. Другими словами, руководитель типичного

универсама должен установить цену примерно на 11% выше предельных издержек.

Для различных объемов производства (при которых размер магазина и число

служащих останутся постоянными) предельные издержки включают стоимость

закупки продуктов питания оптом, издержки на их хранение, расстановку на

полках и т.д. Для большинства универсамов накидка, несомненно, составит 10-

11%.

Маленькие продовольственные магазины самообслуживания, которые обычно

работают в воскресные дни или круглые сутки, как правило, назначают более

высокую цену, чем универсамы. Почему? Потому, что у них менее эластичная

кривая спроса. Посетители таких магазинов в целом меньше реагируют на цену.

Им может потребоваться ночью пакет молока или батон хлеба или они посчитают

неудобным ехать в универсам. Эластичность спроса для таких магазинчиков

составляет -5, и поэтому согласно универсальному правилу цены в них должны

быть выше предельных издержек на 25%, что обычно и бывает.

Коэффициент Лернера (Р - МС)/Р свидетельствует о том, что у маленьких

продовольственных магазинов больше монопольной власти. Но больше ли у них

прибыль? Нет. Так как их объем реализации значительно меньше, а средние

постоянные издержки больше, они обычно получают значительно меньшую

прибыль, чем крупный универсам, несмотря на более высокую накидку.

Наконец, рассмотрим производство джинсов. Хотя джинсы выпускаются многими

производителями, некоторые потребители платят дороже за джинсы с наклейкой

фирменного дизайна. Но насколько больше они готовы заплатить (точнее

насколько снизится сбыт в ответ на более высокие цены) - вот вопрос,

который должен тщательно взвесить производитель, так как этот вопрос

является решающим при определении цены, по которой может быть продана

одежда (оптом в магазины розничной торговли для дальнейшей продажи

потребителям). Для джинсов с наклейкой фирменного дизайна эластичность

спроса колеблется от -3 до -4 (что типично для товаров с фирменными

знаками). Это означает, что цена должна быть на 33-50% выше предельных

издержек. Предельные издержки составляют 8-12 долл. за пару джинсов, а

оптовая цена будет колебаться в пределах 12-18 долл.

4 Антимонопольное законодательство.

4.1 Антимонопольное законодательство на Украине

В бывшем СССР почти 2000 продуктов производилось на предприятиях-

монополистах, а удельный вес монопольного производства в машиностроительном

комплексе составлял 80% объема производства. Только в машиностроении было

166 предпр.- монополистов и 180 монопольных производств.

Если рассматривать конкретные виды продукции, то уровень монополизации

оказывается еще выше. Например, 96% выпуска магистральных тепловозов было

сосредоточено в объединении “Ворошиловградтепловоз”, 100% глубинных насосов

- на Бакинском заводе имени Дзержинского.

Функции контроля над ценами в Украине выполняет Государственная

инспекция по контролю за ценами. Совместно с Антимонопольным комитетом

инспекция стремится предупредить злоупотребления, вытекающие из

господствующего положения какого либо предприятия при заключении торговых

сделок (отказ от продажи, навязывание миним. цен), а также злоупотребления

в организации сбыта.

Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов

(статья 1652 кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП)

предусматривает административную ответственность за нарушение порядка

формирования и применения цен и тарифов, наценок и доплат к ним влечет

наложение штрафа на должностных лиц от 5-10 миним. необлагаемых мин.

доходов граждан. Невыполнение требований ведет к статье 1883КоАП с

наложением штрафа 10-20 необлагаемых минимальных доходов граждан.

Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении

недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения

монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской

деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм

антимонопольного законодательства.

Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины:

- рынок товара (товарный рынок) ( сфера оборота товара одной

потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное

положение;

- конкуренция ( состязательность предпринимателей, когда их

самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на

общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех

товаров, в которых нуждается потребитель;

- монопольное положение ( доминирующее положение предпринимателя,

дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими

предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке

определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета

Украины может определиться монопольным положение предпринимателя, доля

которого на рынке определенного товара менее 35%.;

- монопольная цена ( цена, устанавливаемая предпринимателем, который

занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению

конкуренции и нарушению прав потребителя;

- монопольная деятельность ( действия (бездеятельность) предпринимателя

(предпринимателей) при условии монопольного положения на рынке одного

предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации

товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления,

направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение

конкуренции;

- монопольное образование ( предприятие, объединение или хозяйственное

общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в

неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету

договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или приостановление производства, а также изъятие из

оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или

установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при

отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания

или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода

из рынка) других предпринимателей;

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои

товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления

признается:

- запрещение создания новых предприятий или других организационных форм

предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление

ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство

определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;

- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров,

первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей;

- принятие решений о централизованном распределении товаров, что

приводит к монопольному положению на рынке;

- установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в

другой;

- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот,

ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим

предпринимателям;

- ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации

товаров;

- установление запретов или ограничений относительно отдельных

предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования

или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего

оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого

предпринимателя, самовольное использование его имени;

- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений,

которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам

другого предпринимателя;

- получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также

конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или

имуществу другого предпринимателя.

Государственной контроль за соблюдением антимонопольного

законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления

монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется

Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией.

Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В

своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен

Верховному Совету Украины.

Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет

печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины руководствуется

настоящим Законом, другими законодательными актами Украины, а также

положением об Антимонопольном комитете Украины, утвержденным Верховным

Советом Украины.

Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его

территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат

разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся

коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным

комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

В целях предотвращения монопольного положения отдельных

предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его

территориальные управления осуществляют предварительные действия по

государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением)

предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и

других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные

объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией

хозяйственных обществ.

Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного

общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии

уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же

правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в

другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение.

В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением

на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления

выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований.

Принудительный раздел не применяется в случаях:

- невозможности организационного или территориального отделения

предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- наличия тесной технологической связи предприятий, структурных

подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем

объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за:

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений

Антимонопольного комитета Украины о прекращении нарушений антимонопольного

законодательства, восстановлении начального состояния или изменении

соглашений, противоречащих настоящему Закону;

- непредставление, несвоевременное представление информации

монопольному комитету Украины и его территориальным монополистич.

управлениям или представления заведомо недостоверных данных.

Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской

деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или

арбитражным судом в государственной бюджет.

Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и

недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам

заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским

законодательством Украины.

По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное

законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось

оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально-

экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров,

украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало

неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после

запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить

либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство

поступило наоборот и получило известные результаты.

В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами

законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не

обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования.

Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации

еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об

Антимонопольном комитете, что заведомо обрекало Закон на бездействие.

Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном

комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по

своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-

наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно

отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в

надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики

могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции

на рынке.

Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять

самому государству ( главному монополисту, поддерживающему свои

министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная

антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное

обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю

государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года

существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно

продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум, (

рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает

региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум ( устранение

монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на

рынке Украины.

4. 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики.

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с

ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.