рефераты скачать

МЕНЮ


Понятие рынка труда

| | |себя работой; | | | | | | | |

| | | - избранные на | | | | | | | |

| | |оплачиваемые | | | | | | | |

| | |должности; | | | | | | | |

| | | - проходящие | | | | | | | |

| | |службу в | | | | | | | |

| | |Вооруженных силах,| | | | | | | |

| | |МВД; | | | | | | | |

| | | - учащиеся и | | | | | | | |

| | |студенты очного | | | | | | | |

| | |обучения. | | | | | | | |

Из определения сущности категории “Занятости” следует, что она является

естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной

экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам:

во-первых, значительная часть работников в течении своей трудовой

активности по различным причинам (переезд на новое место жительства,

получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место

работы по собственному желанию. При этом его поступление на другое место

работы может пройти тот или иной промежуток времени в течении которого

указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет

фрикционную безработицу.

Во-вторых, научно- технический прогресс постоянно перестраивает структуру

производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия

квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В

результате на каждого незанятого вследствие закрытия ”старых “ отраслей

может приходиться лишь несколько вакантных мест в “новых” отраслях. Это

структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо

государству и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению

спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая

безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя

отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут

лишь “сгладить” экономический спад и, несколько уменьшить число временно

высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает прежде

всего за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица не

имеющие и не ищущие работу, по крайней мере в сфере легальной экономики.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень.

Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице.

Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для

динамично развивающегося хозяйства. Таким образом полной занятости не

существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий

получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность

соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей реальный доход населения, ведет к

уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения денежной

массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки

ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к

сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической

безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения

количества рабочих мест требуют увеличения инвестиций путем расширения

государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного

процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат

получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий

безработным. Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить

мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области

эффективной занятости.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на

труд и свободный выбор формы занятости;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие

развитию их способностей к производительному труду путем координации

деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и

социальной политики;

соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида

занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе

координации деятельности государственных органов, профсоюзов,

предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости

населения.

Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы

государственной власти и общественные организации.

[pic]

Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости Российской Федерации сформирована в 1991

году после принятия закона “О занятости населения в Российской Федерации”.

Правовыми актами регулирующими основную деятельность государственной службы

занятости являются Закон “О занятости населения”, “Положение о

Государственном фонде занятости населения”, Указы президента. Основные

задачи- учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в

трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и

подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать

новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования,

организовывать общественные работы, организовывать профессиональное

обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать

обучение включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий,

регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие

виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию,

разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите

различных групп населения.

3. На пути к свободному рынку труда в Российской Федерации

(политика и проблемы).

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со

свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности между научно-

техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда

и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким

уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и

эффективности труда, с недостаточной территориально- отраслевой

мобильностью кадров, не всегда соответствующим рыночным условиям системой

подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка

труда.

Важным принципом обеспечения занятости населения при стабилизации экономики

является нахождение компромисса между экономическими и социальными

результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на

стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок

труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости

изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости

и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы

влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от

человека.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости

является разработка и задействование механизма, регулирования динамичное

равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выделяются два

блока проблем.

- Оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,

создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по

развитию системы рабочих мест и увеличение потребности предприятий и

организаций в рабочей силе.

- Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения

населением дополнительных доходов, (дивидендов от ценных бумаг, процентов

по вкладам) развитие системы социальных пособий, дотаций, льгот, снижающих

потребность в труде отдельных социально- демографических групп населения,

особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы

воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в

экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости

населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой

политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны

осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили

эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично

развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы

капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу

реструктуризации производства важно придать управляемый характер.

Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в

жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в

технологическом отношении отраслях экономики. Необходимо также усилить роль

источников финансирования инвестиций предприятий то есть стимулировать

приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации

несостоятельных предприятий в настоящее время весьма противоречивы. С одной

стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела

потребность в ликвидации и перепрофилировании не эффективных и убыточных

производств в целях ускорения структурной перестройки экономики. С другой

учитывая наличие в стране значительного количества монопольных предприятий

и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств

должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных с

высвобождением и перераспределением работников, определением правовых

условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии,

нахождением финансовых средств для обеспечения минимума социальных гарантий

высвобождаемым работникам. Касаясь второго направления достижения

динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда,

следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических

факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их

возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и

реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных

инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам

снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-

демографических групп населения. В частности государственная политика на

рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную увязку программы

женской занятости со всей социальной политикой. Например: если повысить

пособие на детей это сможет увести с рынка труда примерно два миллиона

женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости-

каждая пятая женщина хотела бы завести свое собственное дело. А это еще два

миллиона женщин. Для снижения давления на рынок труда молодежи важно

расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении

заочного и вечернего обучения. Для лиц пенсионного и предпенсионного

возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа

по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного

обеспечения давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках

труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки

кадров. На нынешней стадии формирования рынка рабочей силы предприятия

экономически не заинтересованы в совершенствовании качественного состава

работающих, особенно в обучении молодых рабочих. Связано это с тем, что

сейчас в деятельности предприятий усиливается тенденция к самосохранению,

выживаемости, когда задачи долговременного характера временно отходят на

второй план. В настоящее время возникает необходимость активизации

деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию,

постоянному учету и анализу по территориальным и отраслевым потребностям

предприятий, учреждений, организаций в квалифицированных рабочих и

специалистов и созданию соответствующих условий для их подготовки.

При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать

специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая

степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки

работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов

экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах,

сельской местности.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития многоукладной экономики,

структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной

политики.

4. Заключение: переход к новой политики занятости.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением,

приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в

экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к

новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений

работников, высвобождаемых из распадающих структур. Для значительных

контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых

свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только

изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого

профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших

хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов

экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе

новое место работы, но общество рассматривает многих из них как

потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем

расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество

выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме,

потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие

места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие

технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно

работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание

новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на

дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей

силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно,

имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна

быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка

труда.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои

непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что

заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие

по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что

тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и

материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого

смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он

действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы

рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их

требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде

разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.

Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в

тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном

труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им

необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно

честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности

каждого ради всеобщей занятости. Нежелающий или не способный работать по

объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает

из законов рынка труда.

Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В

общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное

несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И тем не менее безработица-

не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие

обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. Переход от

одной экономической системы к другой- от трудозатратной, основанной на

всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике высокоэффективного

свободного труда- неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.

Бороться с безработицей- это все равно, что бороться с прогрессивными

преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами

личности. Безработица- результат состояния экономики и общества, в котором

мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.

Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального

внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно

изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными

экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не

вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и

бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и

элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на

лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Рыночной экономике соответствует рынок труда, уже создаются правовые

основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения

тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя

курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой

мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать

их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка

труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые

по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая

оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной

безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск

работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного

производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает

новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за

привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная

помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут

рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

Библиография.

1. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предринимательство -

М. :Софист, 1994.

2. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд - М. : Наука, 1993.

3. Ракитский А.В. Конкретно- исторические особенности становления рынка

труда а СССР // Вопросы экономики 1991 №9.

4. Заславский И.Е Труд, занятость безработица - М. : Наука,1992.

5. Государственная служба занятости: основные сведения //

Человек и труд 1995 № 12.

6. Кошанов А., Ибрагимова И.С Механизм регулирования занятости в

условиях рыночной экономики // Вопросы экономики 1992 № 7.

7. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию

//Российский экономический журнал 1992 № 4.

8. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

рыночной экономики // Вопросы экономики 1995 № 5.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.