рефераты скачать

МЕНЮ


политика протекционизма экономики Украины

Подобный комплекс поощрительных мероприятий может быть

проиллюстрирован, в частности, на примере Индии. Здесь выдаются специальные

лицензии для снабжения экспортного производства импортными товарами, в

частности, в таких отраслях промышленности, как машиностроение,

электроника, химическая, фармацевтическая, стекольная, резинотехническая,

бумажная, полиграфическая, производство пластмасс, кустарных изделий,

рыбная, кожевенная, текстильная, швейная, табачная.

Развернутая система мер по поощрению экспорта создана в Шри Ланке.

Здесь экспортеры некоторых товаров получают премиальные сертификаты,

позволяющие им использовать 20% экспортной выручки (исчисленной на базе

фоб) на импорт необходимых им товаров. К таким «премиальным» товарам

относятся фруктовые консервы, текстильная обувь, резьба по дереву, какао,

алкогольные напитки, варенье, мыло, слюда, алюминиевая посуда, резиновые

изделия, изделия из пластмасс, сухофрукты, велосипеды, холодильники и др.

В Ливане экспортер в течении трех лет имеет право на возврат сумм

таможенных пошлин за импортные товары, использованные им при производстве

товаров на экспорт. Сходные правила существуют также в Индии, Ираке, Иране,

Малайзии.

В Пакистане функционирует специальный фонд освоения экспортных рынков,

из которого экспортерам оплачивается от 20 до 100% расходов по изучению

конъюнктуры, выпуску на рынок новых товаров, созданию торговых бюро за

границей, рекламе, выставкам, поездкам делегаций. Фонд финансируется

государством, союзами предпринимателей и экспортеров и поступлениями от

своих платных услуг.

Угроза введения количественных ограничений или иных ограничений на

основных рынках сбыта нередко заставляет азиатские страны-экспортеры

соглашаться и на «добровольные» ограничения экспорта. Такая практика

применяется главным образом против стран и территорий с конкурентоспособным

и быстро растущим экспортом, и в первую очередь против Сянгана, Тайваня,

Сингапура, Южной Кореи.

Аналогичными ограничениями являются и квоты экспорта текстиля,

навязанные развивающимся странам в Международном соглашении по

хлопчатобумажному текстилю в рамках ГАТТ. Именно так, например, трактует

Индия свои квоты на экспорт текстиля по этому соглашению на рынки США,

Англии и ЕЭС.

Следует отметить, что в последние годы внешнеэкономическая политика

проводится развивающимися странами не только индивидуально, но и на базе

согласованных позиций в международных организациях, и прежде всего в ООН и

ЮНКТАД. Важным достижением такого рода можно считать одобрение в 1964 г. 1

сессией ЮНКТАД общих и специальных принципов, призванных регулировать

международную торговлю и развитие, создание на их основе общей системы

преференций (ОСП) для экспорта готовых изделий развивающихся государств на

рынки развитых, «кодекс поведения» для линейных судоходных прав и

обязанностей государств, разработку ряда международных товарных соглашений

(по сахару, кофе, пшенице, олову, оливковому маслу).

Так, в частности ОСП закрепила совершенно новый подход к переговорам о

тарифах, в соответствии с которым развивающиеся страны при экспорте своих

готовых изделий на рынки развитых не обязаны предоставлять им встречные

тарифные уступки в обмен на полученные льготы. Этим было закреплено изъятие

в пользу развивающихся стран как из принципа «формальной зависимости» при

тарифных переговорах, так и из традиционного толкования принципа

наибольшего благоприятствования в торговле, на основе которого построено, в

частности, ГАТТ. Кроме того, ОСП содержит «избавительные оговорки»

(заимствованные, по сути дела, из арсенала агрессивного протекционизма

США), позволяющие при определенных условиях отменять уступки, сделанные

развивающимися странами, причем критерии определения этих условий

сформулированы достаточно широко для того, чтобы дать просмотр для их

произвольной трактовки. ОСП вообще не дает выгод странам – экспортерам

сырья, а таких в Азии пока большинство. Аграрно-сырьевой протекционизм в

западных странах, являющийся ныне главным препятствием на пути экспорта из

Азии на эти рынки, этой системой вообще не затрагивается.

Уже согласованным мероприятиям по облегчению доступа продукции молодых

государств на западные рынки был нанесен серьезный ущерб в результате

валютного кризиса и нарастания волны протекционистских настроений в странах

империализма. [7]

Развивающиеся страны Азии являются активными участниками

массированного контрнаступления в последние годы новых, комплексных

программ кардинального изменение неравноправного положения развивающихся

стран в международном капиталистическом разделении труда.

Как отмечалось выше, развивающиеся страны Азии уже добились

существенных успехов в модернизации и диверсификации своего экспорта.

Однако кроме циклических колебаний капиталистической экономики,

сдерживающих и дестабилизирующих его последовательное расширение, в том же

направлении действует и торговая политика развитых капиталистических стран

в отношении развивающихся.

По своему характеру протекционистские ограничения промышленно развитых

капиталистических стран на импорт из развивающихся стран являются в

основном тарифными, однако, учитывая слабость молодой обрабатывающей

промышленности в развивающихся странах, тарифы на данном участке мировой

торговли пока вполне сохраняют свою эффективность. Практически это

достигается освобождением от таможенного обложения импорта сырья в

сочетании с эскалацией тарифных ставок по мере повышения степени обработки

производимых на его базе товаров. Подобная эскалация представляет собой

отличительную черту современных таможенных тарифов всех развитых стран

(табл. 2.2.1.)[6]

Таблица 2.2.1. – Дифференциация тарифных ставок в США, Англии, ЕС,

Швеции и Японии по мере возрастания степени обработки экспортной продукции

развивающихся стран, % с цены товара

| | | | | | |

|Товар |США |Англия |ЕС |Швеция |Япония |

| | | | | | |

|Кожсырье----------|1,1 |5,4 |0,0 |0,0 |0,0 |

|---------- |9,6 |14,9 |7,3 |7,0 |19,9 |

|Кожи--------------|15,5 |18,7 |14,7 |12,2 |23,6 |

|------- |16,6 |24,0 |19,9 |14,0 |29,5 |

|Кожгалантерея-----|11,4 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |

|--- |23,0 |10,0 |5,7 |5,8 |10,0 |

|Обувь-------------|50,1 |17,5 |16,0 |12,8 |20,0 |

|------- |22,1 |20,0 |20,5 |14,0 |22,0 |

|Шерсть |6,2 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |

|сырая-------------|13,1 |7,5 |10,0 |10,0 |5,6 |

|- |17,5 |19,7 |15,0 |13,1 |10,5 |

|Пряжа-------------|26,6 |25,0 |18,5 |14,6 |21,0 |

|------ |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |

|Ткани-------------|1,8 |3,3 |4,0 |0,0 |10,0 |

|------- |10,6 |11,1 |6,9 |3,8 |13,0 |

|Одежда------------|7,1 |9,5 |7,2 |5,2 |15,4 |

|------ | | | | | |

|Хлопок | | | | | |

|сырец-------------| | | | | |

|-- | | | | | |

|Пряжа-------------| | | | | |

|----- | | | | | |

|Ткани-------------| | | | | |

|------ | | | | | |

|Одежда------------| | | | | |

|---- | | | | | |

|Железная | | | | | |

|руда--------------| | | | | |

| | | | | | |

|Чугун и | | | | | |

|ферросплавы | | | | | |

|Сталь-------------| | | | | |

|------- | | | | | |

|Прокат------------| | | | | |

|----- | | | | | |

| | | | | | |

Данные приведенные в таблице 2.2.1., могут быть подкреплены следующими

примерами: какао-бобы ввозятся в Японию беспошлинно, импорт какао-порошка

облагается пошлиной в 30% и шоколада в 35%. Англия не облагает пошлиной

импорт сырого джута, однако джутовая пряжа облагается пошлиной в 15% и

изделия из джута – в 20% с цены товара. Естественно, что в том случае,

когда ввозные тарифы повышаются по мере степени обработки товара, тяжесть

таможенного обложения падает не на все компоненты его себестоимости, а

прежде всего на «стоимость, добавленную обработкой», и потому реальный,

«эффективный» уровень протекционистских барьеров против индустриального

экспорта освободившихся стран оказывается намного выше номинальных тарифных

ставок.[6]

Как отмечают в своем докладе «Торговая политика в отношении

развивающихся стран» эксперты Комитета экономического развития, «характер

протекционистской защиты, типичный для стран с высоким доходом, таков, что

чем большую степень обработки прошел исходный материал, тем выше

установленная на него ставка тарифа.

Там , где тарифы против экспорта (прежде всего сельскохозяйственного и

индустриального) развивающихся стран оказываются недостаточными, к ним

добавляются ограничения нетарифного характера.

В западных странах выявлено около семи ста случаев применения к

импорту товаров развивающихся стран таких видов нетарифных барьеров, как

количественные ограничения, лицензирование, правила о смешивании

импортируемых товаров с определенной долей местных (например, табака,

зерна, хлопка, шерсти, базисных химикатов и т.д. ) и др., причем в

авангарде нетарифного протекционизма идут страны ЕС, Японии и Швейцария

(табл. 2.2.2.)[6]

Таблица 2.2.2. – Нетарифные барьеры, практикуемые странами

развитого капитализма, против экспорта продукции развивающихся стран, число

товарных позиций

| | |Лицензиро| | |

|Страна |Квоты |ванные |Прочие** |Всего*** |

| | | | | |

|Австрия-------------|12 |9 |5 |23 |

|------ |- |51 |- |51 |

|Бельгия и Люксембург|3 |- |2 |5 |

| |10 |31 |- |27 |

|Канада |37 |5 |26 |45 |

|--------------------|20 |26 |- |46 |

| |… |… |96 |96 |

|Дания---------------|13 |15 |- |28 |

|------- |8 |46 |5 |74 |

|ФРГ-----------------|120 |- |3 |123 |

|------- |3 |3 |- |6 |

|Финляндия-----------|3 |62 |19 |81 |

|--- |2 |3 |6 |9 |

|Франция-------------|10 |12 |16 |38 |

|----- |… |… |15 |15 |

|Ирландия |6 |- |- |6 |

|---------------- | | | | |

|Италия--------------| | | | |

|------ | | | | |

|Япония--------------| | | | |

|------ | | | | |

|Голландия | | | | |

|-------------- | | | | |

|Норвегия | | | | |

|---------------- | | | | |

|Швеция | | | | |

|------------------ | | | | |

|Швейцария | | | | |

|------------- | | | | |

|Англия | | | | |

|------------------- | | | | |

|США | | | | |

|--------------------| | | | |

|- | | | | |

Такие ограничения сохраняются на продукты сельского хозяйства, и

особенно животноводства умеренной климатической зоны, производство которых

в ряде стран Запада нерентабельно и поддерживается прежде всего путем

изоляции внутреннего рынка от влияния мировых цен или посредством

государственного субсидирования, а так же на продукты испытывающие

перепроизводство.

3. Общая характеристика состояния экономики Украины за пять лет

независимого развития.

За пять лет независимого развития в Украине выполнена большая работа

по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как

необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны.

Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал

отказ от административных методов и переход к использованию экономических

методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно

последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной

мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб национальной

экономики, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое

хозяйство.[8]

Курс на свободную торговлю через «глобальную» либерализацию

внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием

выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового

банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию

роста протекционизма. Как объединить (и можно ли вообще их объединить?) эти

две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая

проблема. Поэтому все более актуальным становится всестороннее изучение

мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой

создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы

мер временной защиты внутреннего рынка и государственной поддержки

конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично

эффективной модели внешнеэкономической деятельности Украины,

предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных

способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе

взаимоотношений в рамках мирового хозяйства. И этот поиск имеет очень

важное значение в связи с новой программой действий уряду Украины.[8]

Мировой опыт: основные уроки и инструменты внешнеэкономической

политики.

Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии,

которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или

на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически

пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на

основе стратегических интересов национальной экономики, четкого

представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения

конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов,

рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями

отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто

перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно-

тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся

арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на

поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это

привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости

рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на

широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в

целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта

теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной

деятельности в стране. Чем больше уровень международной

конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее

экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах

касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.[9]

Важно учитывать также, что характер регулирования внешнеэкономической

деятельности в отдельных странах, его стратегические цели, рамки,

конкретные инструменты и механизм постоянно изменяются в зависимости от

уровня развития национальной экономики, приоритетов ее внутренней и внешней

политики, условий международной торговли, участия страны в международных

организациях и интеграционных группировках.

Национально-государственная система регулирования внешнеэкономической

деятельности решают двойственное задание – стимулирование или поддержка

развития экспорта и регулирование импорта для защиты национальных

товаропроизводителей и потребителей.

Стимулирование или поддержка развития экспорта. Масштабы и характер

способствование экспортной деятельности в стране зависит от структуры ее

экономики, в степени включения ее в международное разделение труда, а так

же участие в международных организациях.

На практике государственному регулированию экспорта отводится не

только роль стимулятора экономического роста на базе международной

специализации, но и антициклического способа, то есть инструмента для

преодоления конкурентного падения экономики.

Что касается поточного стимулирования экспорта, то наибольшие

расширение получила бюджетная политика, способы усиления зарубежного

торгового аппарата, создание специальных институтов, которые занимаются

вопросами проникновения товаров на внешние рынки, система экспортных

кредитов и гарантий по этим кредитам. А на сегодняшнем этапе развития

мировой экономики, международных торговых отношений первостепенное значение

имеет информационная технология. Страна, которая не владеет доступом к

международным информационным сетям, вопреки всем достижениям национальной

экономики, может даже не иметь шансов занять «ниши» на мировых рынках.[9]

Одновременно с поточным регулированием, государство осуществляет

акции, направленные на достижения перспективных целей во

внешнеэкономической сфере. Примером здесь может быть политика поощрения

капиталовложений в экспортные области, увеличение государственных

ассигнаций на НДДКР и другие способы, которые поднимают

конкурентоспособность национальной продукции.

С начала создания независимого Украинского государства в 1991 г.,

перед страной стала одна из важнейших задач: создания эффективной системы

регулирования внешнеэкономической деятельности. Такая система должна

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.