рефераты скачать

МЕНЮ


Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)

Валютная Биржа (ММВБ). Ее капитал составил 249 млн. руб., в ее работе

участвовали 32 крупнейших банка страны, включая ЦБ (на первом этапе).

01.07.1992. - уже 51 участника.

До конца 1992г. создание нынешней вал. системы завершилось. Наиболее

важными документами, регулирующими вал. рынок в России, являются:

-- закон РФ от 09.10.1992. "О вал. регулировании и вал. контроле";

-- указ Президента от 30.12.1991."О формировании республиканского вал.

резерва";

-- 629 указ Президента 1992г. "О частичной продаже части вал. выручки и

взимания экспортных пошлин";

-- инструкция ЦБ №7 1992г. "О порядке обязательной продажи предприятиями

части вал. выручки через уполномоченные банки".

Закон "О вал. регулировании и вал. контроле":

-- устанавливает принципы осуществления вал. операций;

-- дает характеристику видов валюты и вал. ценностей, используемых в РФ;

-- регулирует права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении

вал. ценностей;

-- устанавливает полномочия и функции гос. органов по вал. регулированию и

контролю.

Закон говорит, что банковские операции могут осуществляться через

уполномоченные банки, которые получили лицензию ЦБ на проведение вал.

операций; какие виды вал. операций могут осуществляться.

80. Расчётные операции коммерческих банков.

Важнейшей функцией банковской системы является обеспечение бесперебойного

функционирования системы расчётов. Для осуществления этой функции банк

выполняет расчетные операции, которые включают в себя хранение средств

клиента, движение, перемещение их с помощью обращения платежных документов

(по распоряжению держателей денежных средств). Для осуществления этих

операций клиент открывает в банке счет (расчетный, депозитный,

контокоррентный и т.д.).

Каждое предприятие обязано открыть по крайней мере 1 счёт в банке. Основным

документом, которым руководствуются коммерческие банки при открытии счетов

клиентов, является Инструкция "О расчётных, текущих и бюджетных счетах" №

28 от 30 октября 1986 года. В соответствии с действующим порядком для

открытия счёта в банке представляется следующий комплект документов,

которые заверяются у нотариуса:

Заявление об открытии счёта на бланке установленной формы;

2 экземпляра устава фирмы, один из которых - оригинал, а другой -

нотариально заверенная копия (на одном экземпляре устава банк делает

запись об открытии расчётного счёта и возвращает его клиенту);

копия учредительного договора;

копия свидетельства о регистрации;

справка из органа статистики о присвоении кода;

справка из налоговой инспекции;

справка из пенсионного фонда;

справка из фонда обязательного медицинского страхования;

карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться

средствами счёта, и образцом оттиска печати.

Существует 3 основные разновидности счетов:

расчётные. По этим счетам возможны любые операции по зачислению перевода и

выдаче средств, не запрещённые законодательством.

текущие. По этим счетам возможен ограниченный круг операций (получение

средств на заработную плату, оплата коммунальных услуг).

бюджетные. По этим счетам осуществляется финансирование из бюджета

деятельности предприятий и организаций. Средства подлежат тщательному

контролю.

Согласно Инструкции № 28 расчётный счёт открывается ю/лицом, действующим на

принципах хозяйственного расчёта (т.е. коммерческим структурам),

индивидуальным и семейным предприятиям, арендным коллективам и арендаторам,

отдельным хозяйствам.

Текущий счёт открывается организациям и учреждениям, которые не относятся к

тем, кому открывается расчётный счёт. Текущий счёт открывается по

ходатайству головной организации подразделениям предприятий и организаций,

не имеющим обособленного баланса. Если же подразделение имеет обособленный

баланс, то ему может быть открыт расчётный счёт.

Расчёты платёжными поручениями (ПП) регламентируются гражданским кодексом,

а также Правилами "Безналичных расчётов в РФ" от 1992г. Согласно

гражданскому кодексу расчёты ПП-ями являются обычной формой расчётов между

юридическими (ю/) и физическими (ф/) лицами. Схема документооборота при

расчётах ПП-ями.

Плательщик

1 Получатель-поставщик

3 4

2 6

Банк плательщика

5 Банк получателя

1-ая стрелка означает, что между плательщиком и поставщиком заключён

договор на поставку товара, услуги.

2-ая: отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ.

3-ая: плательщик передаёт в свой банк ПП-ие на право списания суммы

платежа.

4-ая: банк плательщика списывает с расчётного счёта плательщика средства и

предоставляет плательщику выписку из его расчётного счёта.

5-ая: банк плательщика направляет в банк получателя экземпляры ПП-ия для

зачисления средств поставщику. Одновременно с корреспондентского счёта

банка плательщика списывается сумма, которая зачисляется на

корреспондентский счёт банка получателя.

6-ая: банк получателя зачисляет на расчётный счёт получателя поступившую

сумму и направляет ему выписку из его расчётного счёта.

ПП-ие оформляется на бланке установленной формы в 4-х экземплярах (в 3-х,

если получатель и плательщик обслуживаются в одном банке). Один экземпляр

заверяется подписями лиц, уполномоченных распоряжаться средствами по счёту,

и печатью фирмы (подписи этих лиц должны соответствовать образцам подписей

в банке: 1-ая подпись - президента фирмы, 2-ая - главного бухгалтера). На

последнем экземпляре ПП-ия банк делает отметку о приёме этого поручения к

исполнению. 1-ый экземпляр ПП-ия является основанием для списания банком

средств со счёта клиента и помещается в документы дня. 2-ой и 3-ий

экземпляры отправляются в банк поставщика. 2-ой экземпляр в банке

поставщика является основанием для зачисления средств на счёт поставщика и

помещается в документы дня банка поставщика. 3-ий экземпляр является

приложением к выписке со счёта поставщика, которую банк поставщика

формирует после зачисления средств на счёт поставщика.

По одним документам банк не должен принимать от клиента ПП-ия пр недостатке

на счёте клиента средств на их исполнение. По другим документам должен.

Бесспорным является то, что банк обязан принять ПП-ия на перечисление

средств в бюджет и внебюджетные фонды. Эти документы он должен поместить в

картотеку № 2 "Расчётные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия

средств на счёте клиента".

При поступлении на расчётный счёт средств банк обязан немедленно исполнить

эти расчёты (ПП-ия действительны в течение 10 календарных дней со дня

составления, не считая дня составления).

Особые ситуации могут возникать при недостаточности средств на расчётном

счёте предприятия для удовлетворения всех требований счёта.

В настоящее время все платежи делятся по степени их очерёдности на 6 групп:

платежи по исполнительным документам, связанным с удовлетворением

требований о возмещении вреда, причинённого здоровью и жизни, а также

требования о взыскании алиментов;

платежи по исполнительным документам, связанным с выдачей (перечислением

средств по выплате выходных пособий, оплате труда, по авторским договорам

и т.п.);

по платёжным документам на перечисление/ выдачу денежных средств для

расчётов по оплате труда, а также по расчётам в внебюджетными фондами;

по платёжным документам на перечисление средств в бюджет;

по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других

денежных требований;

по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.

Расчёты платёжными требованиями-поручениями (ПТП).

Схема расчётов ПТП-ями:

1

Поставщик 2

Покупатель

7

3 5 4

Банк поставщика 6

Банк покупателя

1-ая стрелка. Поставщик и покупатель заключают договор с указанием формы

расчёта ПТП-ями.

2-ая: поставщик отгружает покупателю продукцию.

3-ая: поставщик отправляет покупателю через свой банк или иным путём ПТП-ия

и документы на отгрузку;

4-ая: покупатель дооформил (акцептовал) документы и сдал в свой банк на

оплату.

5-ая: банк покупателя списал со счёта покупателя средства и передал

покупателю выписку из его расчётного счёта.

6-ая: документы о зачислении платежа поступают в банк поставщика.

Одновременно от банка покупателя на корреспондентский счёт банка поставщика

поступает сумма платежа.

7-ая: банк поставщика зачисляет сумму платежа на расчётный счёт поставщика

и передаёт поставщику выписку из его расчётного счёта.

ПТП-ия представляются поставщиком в свой банк в 4-х экземплярах.

Документооборот такой же, как и ПП-ий.

При поступлении в банк плательщика, ПТП-ия приходуются в картотеку №1

"Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты". Банк передаёт

плательщику 1 экземпляр поступивших документов для акцепта. Акцепт

оформляется плательщиком двумя подписями на ПТП-ии и оттиском печати.

Акцептованное ПТП-ие представляется в течение 3-х банковских дней, и банк

списывает со счёта плательщика сумму платежа. При непоступлении в течение 3-

х дней акцепта ПТП-ия в банк, ПТП-ия возвращаются в банк поставщика с

отметкой "не акцептовано". Кроме того, плательщик может отказаться от

акцепта, представив заявление об отказе от акцепта по установленной форме.

Описанная процедура называется предварительным акцептом.

Расчёты чеками.

Чек - это документ установленной формы, содержащий поручение чекодателя

плательщику произвести платёж чекодержателю указанной в нём суммы.

Чекодатель - лицо, выписывающее чек. Чекодержатель - лицо, владеющее

выписанным чеком. Плательщик - банк.

Покрытием чеком могут быть:

средства, депонированные на особом счёте;

средства на расчётном счёте клиента;

в ряде случаев банк гарантирует клиенту оплату его чеков даже при

отсутствии средств на расчётном счёте клиента за счёт специального

кредита.

Схема документооборота при расчётах чеками.

Поставщик

3 Покупатель

5 6

4 1 2 8

Банк поставщика

7 Банк покупателя

9

1-ая стрелка: покупатель представляет в свой банк заявление на покупку

чековой книжки.

2-ая: банк выдаёт покупателю чековую книжку и депонирует сумму лимита на

особом счёте.

3-ая: поставщик отгружает продукцию покупателю.

4-ая: покупатель передаёт поставщику чек в оплату продукции.

5-ая: поставщик представляет в свой банк чек при реестре.

6-ая: банк поставщика зачисляет средства на расчётный счёт поставщика.

7-ая: банк поставщика передаёт документы в банк покупателя.

8-ая: банк покупателя на основании полученных документов списывает со счёта

депонированную сумму и передаёт покупателю выписку с этого счёта.

9-ая: банк покупателя переводит средства в банк поставщика.

Расчёты аккредитивами.

Расчеты аккредитивами в настоящее время наиболее широко используются в

международных расчётах. Однако до недавнего времени они были довольно

распространены и в практике внутренних расчётов на территории РФ.

В случае использования этой формы банк-эмитент обязуется по поручению

плательщика произвести платёж бенефициару (поставщику) или уполномочить

другой банк (исполняющий банк) произвести такой платёж против документов

поставщика, указанных в заявлении на аккредитив. Таким образом, в

аккредитивной операции участвуют:

плательщик;

банк-эмитент (банк плательщика), который открывает аккредитив;

исполняющий банк (им может быть и банк-эмитент);

бенефициар (поставщик).

Аккредитивная форма расчётов используется, когда между поставщиком и

покупателем есть недоверие. При такой форме расчёта покупатель переводит

средства в банк поставщика, но получить эти средства на свой расчётный счёт

поставщик может, только предоставив в исполняющий банк документы,

подтверждающие отгрузку продукции. Основными видами аккредитивов являются:

. покрытые или депонированные;

. непокрытые, т.е. гарантированные.

Различают также аккредитивы отзывные и безотзывные. Аккредитивы бывают

трансферабельные и револьверные.

В случае покрытого или депонированного аккредитива банк-эмитент списывает

со счёта аккредитиводателя (плательщика) сумму аккредитива и переводит её в

исполняющий банк. Возможна ситуация, когда в исполняющий банк переводится

сумма кредита, предоставленного банком-эмитентом для покрытия аккредитива.

Непокрытый аккредитив имеет место тогда, когда сумма аккредитива не

депонируется на специальном счёте (и не переводится в исполняющий банк). В

этом случае обычно платежи по аккредитиву осуществляются за счёт средств,

имеющихся на корреспондентском счёте банка-эмитента, открытого в

исполняющем банке.

Отзывной аккредитив - аккредитив, который можно отозвать без

предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не

может быть изменён или аннулирован без предварительного согласования с

поставщиком.

По трансферабельному аккредитиву поставщик может дать указания исполняющему

банку, чтобы аккредитивом могли пользоваться третьи лица (например те, кому

должен поставщик). Поставщик может дать указания исполняющему банку

перевести аккредитив в другой банк.

Перевод непокрытого, т.е. гарантированного аккредитива возможен только один

раз и с согласия банка-эмитента.

Револьверный аккредитив - это возобновляемый аккредитив, т.е. такой,

который предусматривает автоматическое восстановление банком суммы

аккредитива со счёта плательщика после каждой выплаты по аккредитиву или

через какие-то периоды времени.

Основанием для открытия любого аккредитива является заявление на бланке

установленной формы. В заявлении указываются следующие данные:

номер договора, по которому открывается аккредитив;

число и месяц закрытия аккредитива;

наименование поставщика;

наименование исполняющего банка;

место исполнения аккредитива (город);

полное и точное наименование документов, против которых производятся

выплаты по аккредитиву;

вид аккредитива (отзывной, безотзывной);

сумма аккредитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик представляет в исполняющий

банк документы, указанные в заявлении на аккредитив. Обычно это отгрузочные

документы; если в исполняющий банк ранее были переведены средства по

аккредитиву, то исполняющий банк списывает со счёта аккредитива

соответствующую сумму и зачисляет её на счёт поставщика. Если аккредитив

недепонированный, т.е. гарантированный, то исполняющий банк, оплачивая

аккредитив, направляет банку-эмитенту предъявленные документы (копии) при

дебетовом авизо. Дебетовое авизо -это уведомление о списании средств.

Кредитовое авизо - уведомление о зачислении средств.

Выплата средств наличными по аккредитиву запрещена. Банк, куда поступил

аккредитив, открывает на каждый аккредитив досье (вся документация по

аккредитиву).

Расчёты с использованием векселей.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство

векселедателя уплатить по наступлении срока определённую сумму денег

владельцу векселя. Существует несколько разновидностей векселя: простой,

переводной (тратта), процентный, дисконтный.

В случае простого векселя в операции участвуют: векселедатель,

векселедержатель (он же получает платёж).

В случае тратты -- векселедатель (трассант), векселедержатель и плательщик

(трассат).

В случае процентного векселя (соло) векселедержатель получает по этому

векселю вексельную сумму + %-ы по этой сумме. По дисконтному векселю

векселедержатель получает вексельную сумму, а доходом является дисконт.

Векселя активно используются в расчётных операциях.

При работе с векселями используют такую технику, как индоссирование

векселей, авалирование векселей. Индоссирование векселей - это передача

векселя другому векселедержателю по передаточной надписи, которая

называется индоссаментом (на обороте векселя; дополнительный листок). По

данному векселю несут солидарную ответственность все индоссанты и

векселедатель. Если на обороте векселя пишется "без оборота на меня", вы

избегаете ответственности.

Аваль - гарантия векселя. Авалирование векселя - выдача гарантии.

Покупатель может расплатиться с поставщиком не деньгами, а векселем.

Поставщик, получив вексель в оплату, может действовать несколькими

способами:

дождаться срока платежа и получить с векселедателя причитающуюся сумму;

расплатиться данным векселем со своим контрагентом (поставщиком);

предъявить вексель для учёта в банк. Учёт векселей в банке представляет

собой операцию покупки банком векселя (дисконтирование векселей). Для

банка эта операция является разновидностью кредитной операции, поскольку

средства по этому векселю банк получит лишь позже, когда наступит срок

погашения векселя, а выдаёт средства по векселю в момент его учёта. Плата

за предоставленный кредит является дисконт. Величина дисконта зависит от

уровня ссудного %-та, от срока между моментом учёта векселя и моментом

его погашения (чем больше срок, тем больше дисконт) и от вексельной

суммы. Кроме того, банк обычно взимает комиссию по учёту векселей.

В рамках расчётных операций банк может принимать векселя на инкассо.

Векселя принимаются на инкассо для получения платежей по векселю при

наступлении срока его погашения. Банк в этом случае берёт на себя

обязанность предъявить векселя в срок плательщику и получить причитающуюся

сумму по этим векселям. При неплатеже векселя банк возвращает вексель

векселедержателю, но с протестом по неплатежу.

Банк отвечает за последствия, возникшие вследствие упущения протеста.

Что касается кассовых операций, то банки обязаны обеспечить четкое и

своевременное кассовое обслуживание своих клиентов, выполняя кассовые

операции. Содержание кассовых операций: прием и выдача денежных средств и

ценностей клиентам банка через операционную кассу банка. Ведение кассовых

операций регулируется Правилами, устанавливаемыми ЦБ России.

Для приема и выдачи денег в банке создается специальное подразделение

(касса банка), в котором могут быть приходные, расходные, вечерние кассы, а

также кассы перерасчета. Количество касс зависит от объема и характера

деятельности банка.

Осуществляя кассовое обслуживание клиентов, банки заключают с ними

договора. Все предприятия и организации ведут свои кассовые операции в

соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в РФ". Контроль за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.