Особенности экономического кризиса в России
бегство - капитала за границу. В экономической литературе фигурируют
различные величины украденных у России финансовых средств - 150, 300 и даже
800 млрд. долл. Но все признают очевидное: общая величина российских
капиталов, осевших за рубежом, практически сравнялась с суммой внешнего
долга страны и достигла четверти ВВП.
Драматичную картину оттока капитала из России дополняет процесс
долларизации экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление,
когда население страны избавляется от рублевой наличности, скупая на нее
иностранную валюту, и прежде всего доллары. Самые приблизительные расчеты
показывают, что к 1999 г. объем наличной массы долларов внутри России
превышал (и превышал значительно - в 4 - 5 раз!) объем наличной рублевой
массы внебанковской системы.
Утвержденный федеральный бюджет России на 1999 г. по доходам составил
473, 6 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 4000 млрд.
руб. и уровня инфляции 30%. При этом курс рубля был просчитан на уровне
21,5 руб. за доллар; следовательно, в долларовом выражении бюджет составил
сумму в 22 млрд. долл. Таковы результаты либеральной денежно-кредитной и
финансовой политики России в 90-е годы.
Особое внимание в процессе экономических преобразований в России
уделялось приватизации - передаче части государственных предприятии в
частную собственность.
Всего за 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс.
предприятий (объектов). Наиболее интенсивно процесс приватизации шел в 1993
г., когда было приватизировано 42 924 предприятия, И 1994 г., когда было
приватизировано 21 905 предприятий. В последующие годы темпы приватизации
снизились: в 1995 г. — 10 152, в 1996 г. - 4997 и в 1997 г. - 2743
предприятия.
Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на нее
возлагались. Решения о приватизации принимались не демократично, а
директивно, т. е. не трудовыми коллективами, которые хорошо знали специфику
своего предприятия, а Госкомимуществом.
Преобразование отношений собственности шло только в одном направлении -
государственная форма превращалась в частную. Все другие формы
собственности игнорировались. Российская модель приватизации совершенно не
учитывала экономическую и социальную эффективность деятельности
приватизируемых предприятий.
В основу оценки имущества приватизируемых предприятий была положена
остаточная стоимость основных фондов. При этом остаточная стоимость
основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело
к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок.
Так происходит всегда и везде, где нарушаются принципы оптимального
сочетания в использовании всех форм собственности — частной и
государственной, индивидуальной и коллективной, национально-общенародной и
смешанной. Мелкие и средние предприятия в сфере услуг, в розничной торговле
и т.п. требуют иной формы собственности, чем предприятия-гиганты в
металлургии, машиностроении или на железнодорожном транспорте.
Важным направлением экономических преобразований в России было
формирование рынка и рыночной структуры на основе разгосударствления и
демонополизации экономики. В конкретно российских условиях это привело к
тому, что государство оказалось отстраненным от важнейших процессов
управления экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял
монополизм худшего вида - всевластие корпорации. Государственная власть в
этих условиях оказалась слабой, а обогащение олигархии, ее всемерное
усиление интенсивно пошло через спекулятивную финансовую систему и
криминальные операции.
Опыт реформирования в России позволяет извлечь следующие уроки:
1. Опыт экономических преобразований в России еще и еще раз подтвердил
очевидную истину: учиться у других народов полезно и нужно, но
национальную экономику надо развивать и реформировать по-своему.
Без учета национальных, государственных и социальных особенностей
России все реформы, проводимые по эталонам чужеземного образца,
обречены на провал.
2. При дальнейшем развитии социально-экономических преобразований в
России следует учитывать, что в 90-е годы была разрушена вся
государственная система управления экономикой, в том числе был
ликвидирован государственный монополизм, на его место пришла не
конкуренция, а монополия корпораций, которая ведет бесконечную
гонку повышения цен и одновременно сокращает производство. В этих
условиях необходима такая организация нормального рынка, которая не
знала бы всевластия и беспредела корпоративно-мафиозного
монополизма. В современных условиях России нужна такая организация
рыночного хозяйства, которая служила бы интересам государства,
народа, а не интересам олигархов. Не криминально-спекулятивный, а
созидательно-регулируемый рынок нужен современной России.
3. В России на современном этапе ее развития исключительное значение
приобретает инфляция издержек. Ценой лишения материального
благополучия громадных слоев населения (низкий уровень пенсий и
заработной платы, их несвоевременная выплата, отставание темпов
роста заработной платы от темпов инфляции) государству в отдельные
периоды удавалось приостановить рост инфляции спроса, но инфляция
издержек и ныне процветает. Монопольные цены корпораций на нефть,
газ, энергоносители растут уверенными темпами. Чисто монетаристские
мероприятия по борьбе с инфляцией не дают должного эффекта по
увеличению инвестиционного спроса и роста производства. В этих
условиях назрела объективная необходимость установить над
естественными монополиями более жесткий государственный контроль, а
в целом ряде случаев осуществить национализацию этих корпораций. В
нормальной социально ориентированной рыночной экономике
национализация и денационализация (в том числе приватизация) -
равноправные экономические процессы, которые имеют одинаковое право
на реальное воплощение.
4. В процессе реформирования нарушенной оказалась воспроизводственная
структура экономики России: доля добывающих отраслей растет, доля
перерабатывающих отраслей падает (они буквально раздавлены
импортной продукцией). Высокотехнологичные отечественные
производства погибают. Страна превращается в сырьевую полуколонию,
поставляющую на мировой рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и
другую сырьевую продукцию. Рано или поздно государству Российскому
неизбежно придется устранять чисто сырьевой аспект развития
отечественной экономики, если страна хочет остаться в ряду развитых
стран мира.
5. Ключевой проблемой экономических преобразований в современной
России становится вопрос о том, как остановить падение
производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая
мировая история не знала еще примеров спада производства на
протяжении 10 лет. Историческая перспектива России должна состоять
в том, чтобы уже в самое ближайшее время поднять экономику из руин
реформаторства, реально начать заботиться о национальной
безопасности страны и позитивно решить целый ряд социальных
проблем.
3 Течение кризиса
Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства.
1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен
100%) только 59%, объем промышленного производства— 50% и объем продукции
сельского хозяйства — 57%. Все это сказалось на положении экономики России
в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна
замыкает десятку крупнейших стран мира, а. по размеру ВВП на душу населения
опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как
Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится
на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете
на каждого жителя она входит во вторую десятку.
Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства
несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного
роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала
отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны,
отечественное производство предметов потребления непрерывно падало.
Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта
зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного
товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего
объема таких ресурсов.
В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает
свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992—1996
гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду
отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот
расчет себя не оправдал.
4 Причины кризиса в России
Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на
три основные группы:
1. Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень
причин:
1. почти полное или тотальное огосударствление экономики, и,
соответственно, собственности;
2. наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств
производства и 24% средств потребления);
3. антидемократический характер в государственном управлении
собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание
командно-административных рычагов в управлении;
4. концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных
министерств и ведомств;
5. отчуждение трудящихся от средств производства и результатов
труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего,
в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству
"уравниловки";
6. чрезмерная централизация при перераспределении национального
дохода через государственный бюджет;
7. процветала политика ограбления села, которая выражалась в
перекачивании значительной части созданного здесь национального
дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен;
8. огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%)
основных фондов, низкая производительность труда.
2. Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг.
1. разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР;
2. отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации
административно-командной системы в более развитую и совершенную
экономическую систему;
3. упразднение государственного управления и активное внедрение
рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира
почти столетие назад;
4. доминирование идеологии свободной рыночной экономики в
законодательных органах;
5. политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых
сбережений;
6. отсутствие комплексной военно-технической политики государства;
7. принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений
правительства, которые в результате непосильного налогового
пресса поставили в невыгодное положение производителя и в
привилегированное положение посредника;
8. отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за
деятельностью коммерческих банков;
9. бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в
том числе различных международных экономических организаций,
напр., мирового банка;
10. мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и
приватизации;
11. массовый отток капитала за границу;
12. отсутствие необходимого инвестиционного климата;
13. чрезмерное расширение управленческого аппарата;
14. чрезмерный налоговый пресс.
3. Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране
экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода,
который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме
различных глубинных кризисов, потрясений.
5 Особенности экономического кризиса в России
Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако
экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было.
Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные
кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод.
Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-
за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем -
разрушением СССР.
Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились
трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер
неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной
остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение
взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего
времени состояние российской экономики отвечает всем критериям
экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции,
растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается
рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается
уровень безработицы и т. д.
Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов,
свойственных капиталистической экономике:
- Он начался не в результате экономического подъема и превышения
растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения
производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения
и затем снижался быстрее падения производства.
- Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к
капиталистической.
- По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в
истории экономические кризисы в капиталистических странах.
- В экономике России не наблюдается массового обновления основного
капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций,
которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что
необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в
ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход
из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень
затяжным.
Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная
рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по
существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому
обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось
создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином
производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий).
Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и
национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом
его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов
трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен,
теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.
Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары
массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и
продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов
населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в
сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и
дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно
составили 34 % и 52 %)
Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости
внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть
переживаемого Россией экономического кризиса.
Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в
российской экономике и отсутствие эффективного государственного
регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к
обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение
производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более
чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г.
в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год),
разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции
заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в
1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что
хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции,
сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.
При этом следует отметить, что с 1997 г. основной формой снижения
реальных доходов трудящихся стало не общее повышение цен, а снижение
государственного финансирования образования, здравоохранения, жилищно-
коммунального хозяйства, транспорта и связи, что привело к их значительному
удорожанию для всего населения. Поскольку в 1997 г. денежные доходы в виде
заработной платы и пенсии повысились незначительно, то их реальная величина
в силу удорожания перечисленных услуг сократилась у большинства тружеников.
Хроническая инфляция затрудняет развитие производства и может вызывать
его сворачивание. Она порождает постоянное обесценение оборотных средств
предприятий и, как следствие – сокращение спроса последних на средства и
предметы труда, усиление их зависимости от кредитно-финансовых учреждений,
прежде всего – от банков.
Деятельность финансово-кредитных учреждений, которые в результате
рыночной реформы стали частными, коммерческими, направлена прежде всего на
увеличение их частной прибыли. Финансово-кредитная система стала гигантским
насосом, откачивающим деньги из производственной сферы на спекулятивно-
финансовую деятельность. Ее доходы растут значительно быстрее, чем доходы
производства. Если в 1992 г. добавленная стоимость, полученная в
непроизводственной сфере составляла 84 % от добавленной стоимости в
производственной сфере; то в 1996 г. она была уже на 41 % больше ее.
В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений
была передана прежним хозяином (государством) новому - классу буржуазии.
Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные инвестиции в
российскую экономику также резко сократились.
Разумеется, какие-то средства вкладывают и в отечественную экономику.
Это прежде всего отрасли, спрос на продукцию которых растет. Сюда
относятся, в первую очередь, те из них, которые удовлетворяют растущие
Страницы: 1, 2, 3, 4
|