рефераты скачать

МЕНЮ


Особенности экономического кризиса в России

бегство - капитала за границу. В экономической литературе фигурируют

различные величины украденных у России финансовых средств - 150, 300 и даже

800 млрд. долл. Но все признают очевидное: общая величина российских

капиталов, осевших за рубежом, практически сравнялась с суммой внешнего

долга страны и достигла четверти ВВП.

Драматичную картину оттока капитала из России дополняет процесс

долларизации экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление,

когда население страны избавляется от рублевой наличности, скупая на нее

иностранную валюту, и прежде всего доллары. Самые приблизительные расчеты

показывают, что к 1999 г. объем наличной массы долларов внутри России

превышал (и превышал значительно - в 4 - 5 раз!) объем наличной рублевой

массы внебанковской системы.

Утвержденный федеральный бюджет России на 1999 г. по доходам составил

473, 6 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 4000 млрд.

руб. и уровня инфляции 30%. При этом курс рубля был просчитан на уровне

21,5 руб. за доллар; следовательно, в долларовом выражении бюджет составил

сумму в 22 млрд. долл. Таковы результаты либеральной денежно-кредитной и

финансовой политики России в 90-е годы.

Особое внимание в процессе экономических преобразований в России

уделялось приватизации - передаче части государственных предприятии в

частную собственность.

Всего за 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс.

предприятий (объектов). Наиболее интенсивно процесс приватизации шел в 1993

г., когда было приватизировано 42 924 предприятия, И 1994 г., когда было

приватизировано 21 905 предприятий. В последующие годы темпы приватизации

снизились: в 1995 г. — 10 152, в 1996 г. - 4997 и в 1997 г. - 2743

предприятия.

Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на нее

возлагались. Решения о приватизации принимались не демократично, а

директивно, т. е. не трудовыми коллективами, которые хорошо знали специфику

своего предприятия, а Госкомимуществом.

Преобразование отношений собственности шло только в одном направлении -

государственная форма превращалась в частную. Все другие формы

собственности игнорировались. Российская модель приватизации совершенно не

учитывала экономическую и социальную эффективность деятельности

приватизируемых предприятий.

В основу оценки имущества приватизируемых предприятий была положена

остаточная стоимость основных фондов. При этом остаточная стоимость

основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело

к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок.

Так происходит всегда и везде, где нарушаются принципы оптимального

сочетания в использовании всех форм собственности — частной и

государственной, индивидуальной и коллективной, национально-общенародной и

смешанной. Мелкие и средние предприятия в сфере услуг, в розничной торговле

и т.п. требуют иной формы собственности, чем предприятия-гиганты в

металлургии, машиностроении или на железнодорожном транспорте.

Важным направлением экономических преобразований в России было

формирование рынка и рыночной структуры на основе разгосударствления и

демонополизации экономики. В конкретно российских условиях это привело к

тому, что государство оказалось отстраненным от важнейших процессов

управления экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял

монополизм худшего вида - всевластие корпорации. Государственная власть в

этих условиях оказалась слабой, а обогащение олигархии, ее всемерное

усиление интенсивно пошло через спекулятивную финансовую систему и

криминальные операции.

Опыт реформирования в России позволяет извлечь следующие уроки:

1. Опыт экономических преобразований в России еще и еще раз подтвердил

очевидную истину: учиться у других народов полезно и нужно, но

национальную экономику надо развивать и реформировать по-своему.

Без учета национальных, государственных и социальных особенностей

России все реформы, проводимые по эталонам чужеземного образца,

обречены на провал.

2. При дальнейшем развитии социально-экономических преобразований в

России следует учитывать, что в 90-е годы была разрушена вся

государственная система управления экономикой, в том числе был

ликвидирован государственный монополизм, на его место пришла не

конкуренция, а монополия корпораций, которая ведет бесконечную

гонку повышения цен и одновременно сокращает производство. В этих

условиях необходима такая организация нормального рынка, которая не

знала бы всевластия и беспредела корпоративно-мафиозного

монополизма. В современных условиях России нужна такая организация

рыночного хозяйства, которая служила бы интересам государства,

народа, а не интересам олигархов. Не криминально-спекулятивный, а

созидательно-регулируемый рынок нужен современной России.

3. В России на современном этапе ее развития исключительное значение

приобретает инфляция издержек. Ценой лишения материального

благополучия громадных слоев населения (низкий уровень пенсий и

заработной платы, их несвоевременная выплата, отставание темпов

роста заработной платы от темпов инфляции) государству в отдельные

периоды удавалось приостановить рост инфляции спроса, но инфляция

издержек и ныне процветает. Монопольные цены корпораций на нефть,

газ, энергоносители растут уверенными темпами. Чисто монетаристские

мероприятия по борьбе с инфляцией не дают должного эффекта по

увеличению инвестиционного спроса и роста производства. В этих

условиях назрела объективная необходимость установить над

естественными монополиями более жесткий государственный контроль, а

в целом ряде случаев осуществить национализацию этих корпораций. В

нормальной социально ориентированной рыночной экономике

национализация и денационализация (в том числе приватизация) -

равноправные экономические процессы, которые имеют одинаковое право

на реальное воплощение.

4. В процессе реформирования нарушенной оказалась воспроизводственная

структура экономики России: доля добывающих отраслей растет, доля

перерабатывающих отраслей падает (они буквально раздавлены

импортной продукцией). Высокотехнологичные отечественные

производства погибают. Страна превращается в сырьевую полуколонию,

поставляющую на мировой рынок дешевые газ, нефть, лес, рыбу, меха и

другую сырьевую продукцию. Рано или поздно государству Российскому

неизбежно придется устранять чисто сырьевой аспект развития

отечественной экономики, если страна хочет остаться в ряду развитых

стран мира.

5. Ключевой проблемой экономических преобразований в современной

России становится вопрос о том, как остановить падение

производства, не ввергая страну в новый виток инфляции. Новейшая

мировая история не знала еще примеров спада производства на

протяжении 10 лет. Историческая перспектива России должна состоять

в том, чтобы уже в самое ближайшее время поднять экономику из руин

реформаторства, реально начать заботиться о национальной

безопасности страны и позитивно решить целый ряд социальных

проблем.

3 Течение кризиса

Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства.

1999 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен

100%) только 59%, объем промышленного производства— 50% и объем продукции

сельского хозяйства — 57%. Все это сказалось на положении экономики России

в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна

замыкает десятку крупнейших стран мира, а. по размеру ВВП на душу населения

опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как

Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится

на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете

на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства

несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного

роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала

отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны,

отечественное производство предметов потребления непрерывно падало.

Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счет импорта

зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г, товарные ресурсы для розничного

товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего

объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает

свое воздействие на спрос и предложение, то в России особенно в 1992—1996

гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду

отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот

расчет себя не оправдал.

4 Причины кризиса в России

Причины социально-экономического кризиса в России можно разделить на

три основные группы:

1. Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР. Перечень

причин:

1. почти полное или тотальное огосударствление экономики, и,

соответственно, собственности;

2. наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств

производства и 24% средств потребления);

3. антидемократический характер в государственном управлении

собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание

командно-административных рычагов в управлении;

4. концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных

министерств и ведомств;

5. отчуждение трудящихся от средств производства и результатов

труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего,

в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству

"уравниловки";

6. чрезмерная централизация при перераспределении национального

дохода через государственный бюджет;

7. процветала политика ограбления села, которая выражалась в

перекачивании значительной части созданного здесь национального

дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен;

8. огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%)

основных фондов, низкая производительность труда.

2. Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг.

1. разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР;

2. отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации

административно-командной системы в более развитую и совершенную

экономическую систему;

3. упразднение государственного управления и активное внедрение

рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира

почти столетие назад;

4. доминирование идеологии свободной рыночной экономики в

законодательных органах;

5. политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых

сбережений;

6. отсутствие комплексной военно-технической политики государства;

7. принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений

правительства, которые в результате непосильного налогового

пресса поставили в невыгодное положение производителя и в

привилегированное положение посредника;

8. отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за

деятельностью коммерческих банков;

9. бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в

том числе различных международных экономических организаций,

напр., мирового банка;

10. мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и

приватизации;

11. массовый отток капитала за границу;

12. отсутствие необходимого инвестиционного климата;

13. чрезмерное расширение управленческого аппарата;

14. чрезмерный налоговый пресс.

3. Эти причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране

экономической системы, спецификой переживаемого переходного периода,

который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме

различных глубинных кризисов, потрясений.

5 Особенности экономического кризиса в России

Спад производства в СССР (России) начался уже в 1991 г. Однако

экономического кризиса в точном научном понимании в тот период еще не было.

Дело в том, что тогда происходили явления, диаметрально противоположные

кризису: спрос намного превышал предложение, усиливался товарный голод.

Спад в тот период возник не из-за превышения производства над спросом, а из-

за разрыва хозяйственных связей, вызванного развалом СЭВ, а затем -

разрушением СССР.

Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились

трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер

неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной

остановки производства. Правительство вынуждено было пойти на проведение

взаимозачетов на основе централизованных кредитов. С 1992 г. до настоящего

времени состояние российской экономики отвечает всем критериям

экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции,

растут неплатежи (на конец 1997 г. они превысили 700 трлн. руб.), снижается

рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается

уровень безработицы и т. д.

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов,

свойственных капиталистической экономике:

- Он начался не в результате экономического подъема и превышения

растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения

производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения

и затем снижался быстрее падения производства.

- Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к

капиталистической.

- По своим масштабам российский кризис превзошел все имевшие место в

истории экономические кризисы в капиталистических странах.

- В экономике России не наблюдается массового обновления основного

капитала. Напротив, идет постоянное сокращение производственных инвестиций,

которые уменьшились уже более чем в 6 раз. Это говорит о том, что

необходимые предпосылки выхода страны из кризиса не создаются, что в

ближайшее время не стоит рассчитывать на экономический подъем и что выход

из экономического спада при сохранении сложившихся тенденций будет очень

затяжным.

Основной причиной, вызвавшей экономический кризис, является проведенная

рыночная реформа - не только хронологически, не только по форме, но и по

существу. Ведь сущность реформы состояла в переходе к капиталистическому

обществу в сжатые сроки. Следовательно, в считанные годы требовалось

создать класс буржуазии, который должен был стать новым хозяином

производства. (То, что в западных странах происходило в течение столетий).

Это предполагало коренное перераспределение национального богатства и

национального дохода в пользу буржуазии, за счет всего народа. Результатом

его стало резкое сокращение покупательной способности сбережений и доходов

трудящихся и невиданное обогащение (за счет приватизации, роста цен,

теневой деятельности и пр.) класса новых капиталистов.

Доходы же трудящихся формируют платежеспособный спрос на товары

массового повседневного спроса. В результате реформы он резко сократился и

продолжает падать, поскольку доля трудящихся в общей сумме доходов

населения постоянно снижается. (Так, если в 1992 г. доля заработной платы в

сумме доходов населения составляла 70 %, а предпринимательского дохода и

дохода от собственности - 16 %; то в 1996 г. эти величины соответственно

составили 34 % и 52 %)

Снижение покупательной способности трудящихся ведет к сужению емкости

внутреннего рынка и вызывает “перепроизводство”. В этом и состоит суть

переживаемого Россией экономического кризиса.

Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в

российской экономике и отсутствие эффективного государственного

регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к

обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение

производства. В результате либерализации цен они выросли в 1992 г. более

чем в 26 раз. Затем темпы инфляции снижались. Тем не менее в 1992-94 г. г.

в России имела место гиперинфляция (рост цен более чем в 2 раза в год),

разрушавшая отечественное производство. В 1995-96 г. г. место гиперинфляции

заняла галопирующая инфляция: в 1995 г. – имел место рост цен более чем в

1,5 раза; в 1996 г. – на 23 %. В 1997 г. цены выросли примерно на 12 %, что

хотя и ниже, чем в предыдущий период, но говорит о высоком уровне инфляции,

сохраняющемся, несмотря на все усилия правительства по ее преодолению.

При этом следует отметить, что с 1997 г. основной формой снижения

реальных доходов трудящихся стало не общее повышение цен, а снижение

государственного финансирования образования, здравоохранения, жилищно-

коммунального хозяйства, транспорта и связи, что привело к их значительному

удорожанию для всего населения. Поскольку в 1997 г. денежные доходы в виде

заработной платы и пенсии повысились незначительно, то их реальная величина

в силу удорожания перечисленных услуг сократилась у большинства тружеников.

Хроническая инфляция затрудняет развитие производства и может вызывать

его сворачивание. Она порождает постоянное обесценение оборотных средств

предприятий и, как следствие – сокращение спроса последних на средства и

предметы труда, усиление их зависимости от кредитно-финансовых учреждений,

прежде всего – от банков.

Деятельность финансово-кредитных учреждений, которые в результате

рыночной реформы стали частными, коммерческими, направлена прежде всего на

увеличение их частной прибыли. Финансово-кредитная система стала гигантским

насосом, откачивающим деньги из производственной сферы на спекулятивно-

финансовую деятельность. Ее доходы растут значительно быстрее, чем доходы

производства. Если в 1992 г. добавленная стоимость, полученная в

непроизводственной сфере составляла 84 % от добавленной стоимости в

производственной сфере; то в 1996 г. она была уже на 41 % больше ее.

В результате рыночной реформы функция производственных капиталовложений

была передана прежним хозяином (государством) новому - классу буржуазии.

Государственные инвестиции резко сократились. Однако и частные инвестиции в

российскую экономику также резко сократились.

Разумеется, какие-то средства вкладывают и в отечественную экономику.

Это прежде всего отрасли, спрос на продукцию которых растет. Сюда

относятся, в первую очередь, те из них, которые удовлетворяют растущие

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.