рефераты скачать

МЕНЮ


Основы общей экономической теории

2) Кривые безразличия не могут пересекаться. [pic]

Рисунок 15. Невозможность пересечения кривых безразличия.

Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен

быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой

безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В

более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов

питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он

предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А

предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об

эквивалентности наборов А и С.

3) Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей

предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством

данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого

блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага.

На следующем рисунке приведена иллюстрация убывающей предельной

полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества

продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью

единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну

единицу одежды. Для измерения количества “жертвы” используют меру,

названную предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения (MRS - Marginal rate of substitution) -

максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться,

чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

[pic]

Рисунок 16. Убывание предельной нормы замещения.

MRS = - (Y / (X (U=const)

В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”,

так как (Y( 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна

наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в

нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона

касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия.

Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду),

которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае -

продовольствия).

Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными,

показывать на разные степени желательности замены одного товара другим.

Задание! Нарисуйте кривые безразличия:

. для полностью взаимозаменяемых благ:

. для абсолютно взаимодополняемых благ;

. для иллюстрации абсолютного безразличия потребителя к одному из благ.

2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности

потребителя. Условие потребительского равновесия

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На

индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя,

которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой -

уровнем цен.

Предположим:

I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;

X - количество продуктов, которое может быть приобретено им;

Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим

покупателем;

PX - цена единицы продовольствия;

PY - цена единицы одежды.

Тогда:

PX * X - сумма денег, затраченная на питание;

PY * Y - сумма средств, затраченная на приобретение одежды.

Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность

может быть описана уравнением:

I = PX * X + PY * Y (*)

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии.

Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:

(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может

приобрести потребитель;

(I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести

потребитель.

Выразим из уравнения (*) Y:

Y = I / PY - (PX / PY )* X;

-(PX/PY ) - угловой коэффициент бюджетной линии,

отрицательное отношение цен товаров.

Приведем пример.

Предположим, доход потребителя составляет I=40 тыс. ден. ед.;

цена товара X составляет PX = 1 тыс. ден. ед.;

цена товара Y PY = 2 тыс. ден. ед.

Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность,

которую можно описать следующим уравнением:

X +2 Y = 40

Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации

потребительских товаров.

Таблица J. Доступные потребительские наборы

|Ассортиментные | | |

|Наборы товаров |Питание (X) |Одежда (Y) |

|A |0 |10 |

|B |10 |15 |

|C |20 |10 |

|D |30 |5 |

|E |40 |0 |

Представим покупательную способность потребителя на диаграмме.

Построим по точкам из вышеприведенной таблицы линию. Это и есть бюджетная

линия потребителя.

[pic]

Рисунок 17. Бюджетная линия потребителя.

Бюджетная линия интерпретирует покупательную способность потребителя,

его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и

существующих ценах.

Изменение дохода и цен изменяют покупательную способность.

Проанализируем эти изменения последовательно.

. Изменение дохода

Увеличение дохода увеличивает покупательную способность, что

графически интерпретируется смещением бюджетной линии вправо. Снижение

дохода отражается в смещении бюджетной линии влево.

[pic]

Рисунок 18. Изменение дохода смещает бюджетную линию.

. Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара, например,

продуктов питания, то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на

оси Х: цена растет в 2 раза, значит отрезок будет меньше в 2 раза; при

снижении цены в 2 раза отрезок, отсекаемый на горизонтальной оси

бюджетной линией будет в 2 раза больше.

[pic]

Рисунок 19. Изменение цены товара обусловливает вращение бюджетной

линии.

Если изменяются обе цены, все зависит от соотношения цен. Если оно

неизменно, угол наклона останется прежним, то есть новая бюджетная линия

пройдет параллельно старой.

Проанализировав как желания, так и возможности покупателя, совместим

результаты наших исследований и выясним, какая комбинация товаров из всех,

доступных потребителю, будет для него наиболее предпочтительной.

. Потребительский выбор.

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

Он должен находиться на бюджетной линии (слева от бюджетной линии -

область, где доход не расходуется полностью, справа - наборы, не доступные

в рамках данного дохода).

Набор товаров должен обеспечить наибольшую полезность. Из всех доступных

наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от

начала координат кривой безразличия.

[pic]

Рисунок 20. Оптимум потребителя

Потребитель не выберет набор В, так как это - точка пересечения

бюджетной линии с кривой безразличия U1 , лежащей ближе к началу координат,

чем U2 и U3. Точка С не доступна для потребителя, как недоступна и любая

точка на кривой безразличия U3. Оптимальным для потребителя набором будет

А, который содержит 20 единиц продуктов питания и 10 единиц одежды.

В точке А наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают.

Напомним, что наклон бюджетной линии равен -(PX / PY ), а наклон кривой

безразличия равен - MRS. Следовательно, в точке оптимума выполняется

равенство:

MRS= PX / PY

Условием равновесия потребителя является равенство предельной нормы

замещения отношению цен товаров, иными словами:

соотношение, в котором при данных ценах потребитель способен замещать

один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен

замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Вспомним, что предельная норма замещения показывает предельную

полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в

нашем случае - продовольствия). Она измеряет количество одежды, от которого

отказывается потребитель ради еще одной единицы продовольствия. Отношение

цены продовольствия к цене одежды показывает предельные затраты на

продовольствие, выраженные в количестве одежды, от которой действительно

приходится отказаться ради получения дополнительной единицы продовольствия.

Потребитель, максимизирующий полезность, покупает товары таким

образом, что их предельные полезности в расчете на одну денежную единицу,

равны.

Глава 3. Фирма в системе рыночных отношений. Организационная структура

предпринимательства.

Вопросы:

1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.

2. Организационная российского бизнеса;

. Индивидуально-частное предпринимательство;

. Товарищества;

. Общества;

. Акционерные общества;

. Производственные кооперативы;

. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

1. Фирма как субъект рыночного хозяйства.

Предпринимательство - особый вид экономической активности

(целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая

основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной

предпринимательской идее.

Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.

Фирма - это:

. производственно - технологический и имущественный комплекс,

ориентированный на производство конкретного товара или услуги,

. коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и

личного дохода.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы; они

производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются,

обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства

- средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы

общества.

На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях,

конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров,

квалифицированных рабочих и служащих.

Необходимо различать фирму и предприятие, их место в рыночных

отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.

Предприятие - это производственная единица, территориально и

технологически обособленная. Предприятие не является собственником

имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора

аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо

фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь

собственником, предприятие не является и самостоятельным участником

рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом

имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель

фирмы или иного собственника.

Фирма – экономически и юридически самостоятельная предпринимательская

единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных

отношений, бизнес - деятельности.

Фирма самостоятельно:

. выбирает партнеров по хозяйственным связям,

. несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

. определяет ассортимент и объемы производства;

. осуществляет ценовую политику,

. ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;

. осуществляет распределение прибылей и доходов.

В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть

взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связи

между различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.

Существование фирм как организационных форм предпринимательства

обусловлено рациональным экономическим поведением.

В работе “Природа фирмы” американский экономист, лауреат Нобелевской

премии Р. Коуз обосновал причину появления фирм в экономике, строящейся на

специализации и обмене:

Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки,

transactio - сделка(лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости

создавать фирмы, объединяющие ряд предприятий.

Однако, рыночные издержки – ненулевые:

. необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,

. заключить с ними договор на поставку,

. потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителям

промежуточной продукции, созданной предприятием ...

Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана

техника сведения до минимума этих издержек, но они не устранены.

Выявляя критерий оптимизации размеров фирмы, Коуз отмечает: “...фирма

будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной

дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на

осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с

издержками на организацию ее через другую фирму”[20].

Различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму.

Вертикальная интеграция предполагает объединение фирм на основе

осуществления последовательных стадий технологического процесса

производства и реализации товаров. Например, интеграция в агрофирмах обычно

объединяет этапы производства сельскохозяйственной продукции, ее

переработку, транспортировку и доставку в торговую сеть, а иногда и

реализацию потребителю.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой

других (подобных ей по сферам приложения капитала или ассортименту

выпускаемой продукции) или их добровольное объединение на основе

экономической заинтересованности. Обычно горизонтальная интеграция

осуществляется в целях повышения конкурентоспособности, устойчивости фирмы

в конкурентной борьбе. Разновидностью горизонтальной интеграции выступает

диверсификация ( diversification - разнообразие, многообразие). Она

представляет проникновение фирмы в последовательно технологически не

связанные отрасли. Например, фирма может объединять производство лекарств,

химудобрений, химволокон.

Фирмы различаются между собой:

. по ассортименту выпускаемой продукции,

. по количеству входящих в них предприятий,

. по сферам приложения капитала (производство, посредничество, торговля),

. по масштабам (мелкий, средний и крупный бизнес),

. по организационно-правовым формам.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

· Индивидуально-частное предпринимательство

Индивидуально-частное предпринимательство (единоличное владение) -

наиболее типичная форма начала бизнеса, многочисленный по количеству

предпринимательских единиц сектор экономики в развитых странах (в США – 70

% от общего числа фирм; объем продаж – 6 %). В качестве экономической

основы чаще всего использует индивидуально-частную собственность.

Единоличное владение обеспечивает наибольшую свободу предпринимателю,

максимальную материальную заинтересованность, ориентирует на экономное,

рачительное использование ресурсов, ибо весь доход, за исключением внешних

выплат, является собственностью предпринимателя.

В соответствии с российским законодательством, гражданин может

заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без

образования юридического лица применяются правила, регулирующие аналогичную

деятельность юридических лиц.

Для регистрации гражданин-предприниматель должен подать заявление,

составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного

сбора. Личная явка для регистрации необязательна, документы могут быть

высланы и по почте. В качестве предпринимателя регистрируются и

крестьянские (фермерские) хозяйства. Предприниматель несет по своим

обязательствам неограниченную ответственность, то есть ответственность всем

принадлежащим ему имуществом, за исключением того, в отношении которого, в

соответствии с законом, не может быть наложено взыскание (например, жилой

дом в сельской местности, если должник и его семья постоянно проживают в

этом доме, а их основное занятие - сельское хозяйство). В развитых странах

неограниченная ответственность расценивается как гарантия этичного

поведения частного предпринимателя, форма снижения риска взаимодействия с

начинающими фирмами.

Если предприниматель не зарегистрировал свою деятельность, то при

возникновении долгов к нему применяются правила, регулирующие

ответственность предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель хочет образовать самостоятельную

фирму, то он регистрирует свою фирму как общество с ограниченной (или с

дополнительной) ответственностью.

· Хозяйственные товарищества

Наряду с индивидуальным предпринимательством довольно широко

используемой формой начального бизнеса в странах с рыночной экономикой

являются товарищества - коммерческие организации с разделенными на доли

(вклады) учредителей.

Российское хозяйственное законодательство различает полное

товарищество, товарищество на вере (смешанное, коммандитное)

Полное товарищество действует только на основании учредительного

договора. Его участниками могут быть как граждане, так и юридические лица,

но при этом граждане должны иметь статус индивидуального предпринимателя, а

юридические лица должны быть коммерческими организациями. Каждое лицо может

быть участником только одного товарищества. По обязательствам полного

товарищества его участники несут субсидиарную ответственность

(ответственность своим имуществом).

Каждый из участников вправе действовать от имени товарищества, если в

учредительном договоре не будет установлено, что дела ведутся совместно

всеми его участниками, либо по их поручению отдельными его участниками.

Таким образом, может оказаться, что коммерческий договор от имени полного

товарищества может быть заключен по усмотрению одного из участников, но

ответственность по этому договору будут нести все участники товарищества, в

том числе, и не переданным в качестве вклада в товарищество имуществом.

Товарищество основано на лично-доверительных отношениях. Не случайно

товарищества появились и развивались как форма семейного

предпринимательства. Ответственность полного товарищества - неограниченная,

субсидиарная (т.е. может дополнительно распространяться на имущество

участников) и солидарная (долг может быть взыскан с одного из участников,

как правило наиболее обеспеченного).

Товарищество на вере (коммандитное) отличается тем, что состоит из

двух групп участников. Наряду с участниками, являющимися полными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.