Основные черты командно-административной системы хозяйствования. Теория дефицита
Основные черты командно-административной системы хозяйствования. Теория дефицита
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по курсу «макроэкономика» на тему
«Основные черты командно-административной системы хозяйствования. Теория
дефицита»
Студента II курса
факультета МЭО (V ак. группа)
Бондаренко С.А.
Научный руководитель: Тепловодский М.Н.
Москва –2003
Оглавление:
Введение 2
Глава I. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие 3
Глава II. Принципы командно-административной системы, её достоинства и
недостатки 6
§1. Принципы командно-административной системы 6
§2. Достоинства командно-административной системы 9
§3. Недостатки командно-административной системы 13
Глава III. Теория дефицита (модель Корнаи) 22
Вывод из анализа командно-административной системы 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение
«Российская экономика не была
повреждена или искажена
командной централизацией,
она была создана ею»[1].
Явлинский Г.
В начале 1990-х годов Россия встала на путь реформ, конечной целью
которых является создание в нашей стране устойчивой рыночной экономики,
способной интегрироваться в мировую экономическую систему. Сейчас у
большинства людей (особенно у молодого поколения, которое воспитано на
критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что этот путь
преобразований является единственно верным и именно по нему должна
продолжать идти Россия. Однако есть и те, кто убежден в обратном[2]. По их
мнению, реформы не могут привести ни к чему иному, кроме как к «закреплению
российской экономики на периферии мирового рынка в качестве его «сырьевого
придатка» без шансов на быстрое и устойчивое развитие»[3]. Путь
преобразований, считают они, - это «путь политической реакции и социального
регресса, путь национальной катастрофы, ведущий к гибели российской
цивилизации»[4]. Во многом такая пессимистичная позиция определена тем, что
на начальном этапе преобразований реформаторами был допущен ряд серьезных
«тактических» ошибок, которые обернулись тяжелейшими социально-
экономическими последствиями для страны. Основная причина этих ошибок
заключалась в том, что не были должным образом учтены особенности
национальной экономики, которая в течение предшествующих реформам
семидесятипяти лет развивалась, базируясь на принципах централизованного
управления, а потому «слепое копирование чужого опыта и следование чужим
рецептам»[5] не принесло желаемого результата. Ведь основы рыночной
экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно-
административной системы, а потому для осознания того, что происходило во
время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики,
необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из
Центра и принадлежащие государству.
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на
вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть
эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан, а также
разобраться в том, почему наша страна, полностью отдавшаяся в руки трезвой
идеологии о народном благе, идеологии, имевшей огромное число
последователей, большинство которых верили в светлое будущее и прилагали
максимум усилий для его достижения, понесла экономический крах.
Глава I. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие.
Идеологическим базисом командно-административной системы была
социалистическая доктрина. Главными идейными предтечами этой доктрины
принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья – английского
философа и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) и итальянского
философа, доминиканского монаха Томмазо Кампанеллу (1568-1639), которые
были авторами социальных утопий[6] о гармоничных и счастливых обществах,
не знающих частной собственности.
В первой половине XIX века под влиянием трудов представителей
классической политической экономии доктрины социалистов-утопистов
претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма
данный период, связанный с завершением промышленного переворота,
знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли своё
отражение в работах французских философов К.Сен-Симона и Ш.Фурье, а также
английского общественного деятеля Р.Оуэна. В этих работах критикуется
институт частной собственности, а также осуждается идея и практика
экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции, поскольку авторы видят
в ней причину не только эксплуатации человека человеком, но и неизбежной
монополизации хозяйственной жизни и, соответственно, экономических
кризисов. Так, Шарль Фурье писал, что приверженность идее свободной
конкуренции «создает легионы изможденных голодом людей, продающих себя по
низкой цене приобретателям и заведующим мастерскими»[7], расширяет армию
«торговцев и торговых агентов» - представителей «паразитирующего» и
«второстепенного» класса, сумевшего подчинить себе «все основные классы… и
даже правительство»[8]. Таким образом, доктрины социалистов-утопистов эпохи
промышленного переворота обретают уже существо не просто утопических, а
антирыночных.
Превращению социализма в активное и бурно растущее направление
философской и политической мысли способствовало становление европейской
социал-демократии и научное творчество ряда выдающихся ученых и деятелей
середины – второй половины XIX века. Наиболее крупный вклад внес Карл Маркс
(1818 – 1883), автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г.,
совместно с Ф.Энгельсом), «Капитала»[9] и многих других работ. Труды Маркса
посвящены больше строю капиталистическому, нежели социалистическому[10], но
из его представлений вполне можно составить схему видения идеального
социалистического общества, к которому, по его мнению, неминуемо должны
прийти наиболее развитые капиталистические страны.
По признанию самого К.Маркса, он явился продолжателем трех главных
идейных течений XIX века: классической немецкой философии Гегеля -
Фейербаха, классической английской политичес- кой экономии Смита - Рикардо
и французского утопического социализ- ма. У представителей первого течения
им заимствованы идеи диалектики и материализма, у представителей второго –
концепция экономического либерализма, трудовая теория стоимости, положения
закона тенденции нормы прибыли к понижению и др., у представителей третьего
– понятие классовой борьбы и элементы социального устройства общества.
Центральное место в методологии исследования К.Маркса занимает
концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил ещё в 1859 г. в
предисловии к сочинению «К критике политической экономии». Основная идея
была сформулирована следующим образом: «В общественном производстве своей
жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие,
отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной
ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих
производственных отношений составляет экономическую структуру общества,
реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая
надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного
сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный,
политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет
их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[11].
По большому счёту, в концепции о базисе и надстройке сделана попытка дать
экономическую интерпретацию истории с учётом диалектики производительных
сил и производственных отношений: «На известной ступени своего развития
материальные производительные силы общества приходят в противоречие с
существующими производственными отношениями, или – что является только
юридическим выражением этого – с отношениями собственности, внутри которых
они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти
отношения превращаются в их оковы»[12]. Противоречия между производительны-
ми силами и производственными отношениями неизменно выливаются в
межклассовые противоречия, именно поэтому К.Маркс писал: «История всех до
сих пор существовавших обществ[13] была историей борьбы классов. Свободный
и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье,
короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к
другу, вели непрерывную … борьбу, всегда кончавшуюся революционным
переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся
классов»[14].Не явится исключением, по Марксу, и капиталистическое общество
с его нарастающими противоречиями: буржуазия, источником доходов которой
является «неоплаченный труд» рабочих[15], создает всё более
производительные средства производства, а составляющий большинство
пролетариат остается в нищете[16] . Отсюда, по мнению автора «Капитала»,
неминуем революционный кризис, поскольку вызванное развитием
производственных сил обнищание в конце концов станет настолько
всеобъемлющим, что возрастающая за счет других слоев общества численность
пролетариата позволит ему конституироваться в класс большинства населения и
совершить пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что
было свойственно революциям прошлого, а в пользу всех. Таким образом,
капиталистическая система, в которой имеет место эксплуатация одного класса
другим[17] , которая исключает гуманизацию общества и демократию из-за
частной собственности на факторы производства и анархии рынка, уступит
место социалистической системе, при которой после «экспроприации
экспроприаторов»[18] средства производства не будут более объектом
индивидуального присвоения, а перейдут в общественную, коллективную
собственность.
Позднее В.И.Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о
революционном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому
социалистическому обществу. В результате в истории нашего государства
ознаменовалась целая эпоха, в течение которой экономика страны базировалась
на принципах централизованного управления[19]. Однако необходимо отметить,
что в чистом виде командно-административная система в СССР не существовала.
К примеру, так и не была ликвидирована денежная система и не был
осуществлён переход к определению доли участников производственного
процесса на основе трудовых затрат ( если не считать периода с 1930 года до
середины 1950-х годов, когда в колхозах началось широкое распространение
трудодней). Но несмотря на это, опыт СССР в целом можно рассматривать как
пример практического воплощения концепции централизованного государства.
Глава II. Принципы командно-административной системы, её достоинства и
недостатки.
§1. Принципы командно-административной системы.
Основополагающей чертой командно-административной системы является то,
что все права собственности принадлежат государству, а частная
собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так,
установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом
законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о
социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней
торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов,
занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков”
и т. д.
Следующей чертой командно-административной системы является то, что
всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр
берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы
общества: что производить, как производить и для кого производить.
Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём
роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о
том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны
какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный
план[20], который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения
Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства – предприятиям,
организациям народного хозяйства. Упрощённо процесс планирования можно
описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды
определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует
произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган
(в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали,
пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёма
автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле,
нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура
повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько
должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта
цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит
и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из
Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной
металлургии получает задание выпустить за год определенное количество
чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь,
расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам,
указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый
квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех
— по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара.
К принципам командно-административной системы (если рассматривать
идеальную модель социализма) можно также отнести то, что она предполагает
уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на
основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и
следующий принцип плановой экономики - определение доли каждого участника
процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что
удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными
документами. Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает
социальную несправедливость и эксплуатацию. Как пишет профессор Альберт
Ерёмин в своей книге “Объективные источники экономического развития при
социализме”, «за годы строительства социализма экономический счет еще не
пришел к естественному мерилу труда - времени ( если не считать, как уже
отмечалось выше, периода с 1930 года до середины 1950-х годов, когда в
колхозах началось широкое распространение трудодней – прим. автора)», но
«по сути процесс шел именно к этому: существовал прямой учет затрат труда
на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочем времени, который
был первичной основой для денежной формы учета. При установлении цены на
изделие органы ценообразования исходили из трудоемкости его изготовления, а
затем умножали ее на "цену" в рублях одного нормированного часа»[21].
Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа
командно-административной системы можно выделить монополию государственной
власти, её однопартийность[22] и жесткий политический контроль с её
стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой
активности»[23].
Итак, определив принципы командно-административной системы, перейдём
теперь к рассмотрению преимуществ, которыми обладает эта хозяйственная
система.
§2. Достоинства командно-административной системы.
Плановая экономика обладает целым рядом преимуществ. Так,
централизованная экономика позволяет быстро сосредоточить все ресурсы
общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн,
крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в
выбранной области. Поэтому, например, Советский Союз за годы первых
пятилеток ( всего за 10 лет, что по историческим меркам является очень
коротким сроком) “превратился из крестьянской страны в мощную
индустриальную державу''[24], одержал победу в Великой Отечественной войне
(кто знает, существовало бы сейчас суверенное государство Россия, если бы
не Октябрьская революция), первый реализовал программу освоения космоса,
создал армию, способную противостоять военной машине
Соединенных Штатов[25]. Однако всё это делалось за счет других отраслей -
легкой промышленности и сельского хозяйства, откуда забирались средства для
развития тяжелой промышленности и ВПК. Невозможно, наверное, однозначно
сказать, хорошо это или плохо. Ведь приоритеты у всех людей разные: для
кого-то самое важное – это осознание того, что он живёт в передовой во
многих сферах стране, которая обладает серьёзным влиянием на мировой арене
и вселяет уверенность в своих граждан, для других же самое главное - чтобы
в холодильнике было три вида колбасы.
Другим преимуществом командно-административной системы является то,
что в ней в значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые
виды трансакционных издержек[26](при этом, однако, в плановой экономике
появляется новый вид трансакционных издержек – издержки составления и
согласования между инстанциями различного уровня плановых заданий; об этих
издержках речь пойдет при рассмотрении недостатков иерархической системы).
Так, при централизованной экономике отсутствуют издержки поиска информации
(прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск
наиболее выгодных условий купли-продажи), поскольку производители
прикреплены к магазинам и поставщикам ресурсов директивным способом, а
конечным потребителям благ не приходится прилагать усилия по поиску
наилучших условий купли-продажи, так как каждый вид товара производится
одним производителем и его цена и качество везде одинаковы (во времена
СССР цена указывалась прямо на изделии). Нужно отметить, что по мнению, к
примеру, профессора Ерёмина, именно директивный способ прикрепления
производителей к магазинам позволял централизованной организации торговли
быть «самой экономичной в мире», так как она не предполагала существования
сотен тысяч торговых организаций, каждая из которых обладала бы «своими
бухгалтерами, органами снабжения и сбыта, подсобниками, хранилищами,
расчетными счетами в банках...»[27]
Идеальная модель командно-административной системы предполагает также,
что в ней практически отсутствуют издержки заключения хозяйственного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|