рефераты скачать

МЕНЮ


Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах

__________________________________________________________

* См. Олейник О. “Запреты, пределы, санкции в

антимонопольном законодательстве”, “Закон”, 1995 г., №4, с. 13-

15

- монопольное положение ( доминирующее положение

предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно или

вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на

рынке определенного товара. Монопольным признается положение

предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара

превышает 35%.

- монопольная цена ( цена, устанавливаемая

предпринимателем,который занимает монопольное положение на рынке

и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав

потребителя;

- монопольная деятельность ( действия (бездеятельность)

предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного

положения на рынке одного предпринимателя (группы

предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также

действия (бездеятельность) органов власти и управления,

направленные на недопущение, существенное ограничение или

устранение конкуренции;

- монопольное образование ( предприятие, объединение или

хозяйственное общество и другое образование, занимающее

монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят

контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий,

не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание

товара, не нужного контрагенту;

- ограничение или приостановление производства, а также

изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержки

дефицита на рынке или установления монопольных цен;

- частичный или полный отказ от реализации или закупки

товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или

сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или

установления монопольных цен;

- другие действия в целях создания препятствий доступа на

рынок (выхода из рынка) других предпринимателей;

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на

свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей.

Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления

признается:

- запрещение создания новых предприятий или других

организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере

деятельности, а также установление ограничений на осуществление

отдельных видов деятельности, на производство определенных видов

товаров в целях ограничения конкуренции;

- принуждение предпринимателей к приоритетному заключению

договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу

потребителей;

- принятие решений о централизованном распределении товаров,

что приводит к монопольному положению на рынке;

- установление запрета на реализацию товаров из одного

региона страны в другой;

- предоставление отдельным предпринимателям налоговых и

других льгот, ставящих их в привилегированное положение по

отношению к другим предпринимателям;

- ограничение прав предпринимателей по приобретению и

реализации товаров;

- установление запретов или ограничений относительно

отдельных предпринимателей или групп предпринимателей.

Недобросовестной конкуренцией признается:

- неправомерное использование товарного знака, фирменного

наименования или маркировки товара, а также копирование формы,

упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое

воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное

использование его имени;

- умышленное распространение заведомо ложных или неточных

сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или

имущественным интересам другого предпринимателя;

- получение, использование, разглашение коммерческой тайны,

а также конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба

деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного

законодательства, защита интересов предпринимателей от

злоупотребления монопольным положением и недобросовестной

конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом РФ в

соответствии с его компетенцией.

( 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной

экономики.

История развития монополий является одновременно и историей

борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются

сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг

монополий формируется негативное общественное мнение, которое

требует государственной защиты потребителей от деятельности

монополистов, ограничения деятельности других.

Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять

все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним

определенную политику, которая получила название монопольной.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не

имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В

обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор

роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание

антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить

деятельность монополии на государственный контроль, исключить

возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще

в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление

монополий требует государственного вмешательства.*

_________________________________________________________

* См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166

Главная цель этого вмешательства заключается в защите и

сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные

тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели:

ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу,

защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с

монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2)

ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает

антимонопольные службы, основной задачей которых является

контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные

службы не являются частью законодательной власти, но их

компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию.

Подобные организации не имеют права действовать авторитарными

методами, например, закрывать предприятия. Но они могут

заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить

поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках

было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для

исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы,

предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного

закона. При этом необходимо отметить, что все решения

антимонопольной службы должны подлежать проверке

государственными судами.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная

служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба

может быть эффективной только при активном участии потребителей.

Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое

значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в

этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой

информации. Прессе должно предоставляться право на

соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной

форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная

служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который

сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Может ли антимонопольная политика государства нанести вред

экономике своей страны? Да, может, если она, без учета

экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или

иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы

полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с

отечественными или зарубежными конкурентами.

НУЖЕН ПЕРЕХОД, Т.К. В ВАШЕМ СЛУЧАЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО «ПОВИСАЕТ В ВОЗДУХЕ», ВИДИМО

БОЛЕЕ УСПЕШНЫМ БЫЛО БЫ СРАВНЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

И СТРАН ЗАПАДА.

Глава (((. Монополии в рыночной экономике Запада.

( 1. Антимонопольное законодательство зарубежом.

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время

осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках

торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в

целях смягчения экономических и социальных последствий

монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства (

одно из самых важных средств такого государственного

регулирования экономики. В современный период главная

особенность этого законодательства состоит в том, что оно

направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного

механизма*. При этом под олигополией понимается такая

организация отрасли (или локального рынка), при которой

ограниченное число крупных производителей выпускают

значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и

благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную

монопольную политику, либо вступать

в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.

Важнейшая черта олигополистического рынка ( взаимодействие

конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не

является первой попыткой в истории развития регулируемой

конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений

возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о

пресечении

________________________________________________________________

*См. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема

монополии”

“МЭ и МО”, 1994 г., №7, с. 92-93

недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в

правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с

тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства,

необходимо отметить, что исторически сложилось два типа

антимонопольных законов. Первый из них предусматривает

формальное запрещение монополии, второй строится на принципе

контроля за монополистическими объединениями и ограничения их

злоупотреблений*. Речь идет об антитрестовском законодательстве

США и европейской системе антимонопольного законодательства,

которая предусматривает контроль за монополистическими

объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим

господствующим положением на рынке. В странах европейской

системы антимонопольного законодательства предусмотрена

регистрация определенных видов соглашений о создании

монополий или существенном ограничении конкуренции.

При

противоречии указанных соглашений публичным интересам они

признаются государственным органом, регистрирующим подобные

соглашения, вышестоящим государственным органом или судами

недействительными.

Американская система антимонопольного законодательства принята в

Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран

Западной Европы действует в Австралии, Новой

________________________________________________________________

*См. Мозолин В., Кулагин М. “Гражданское и торговое право

капиталистических стран”, М., 1980 г., с. 96

Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя

системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем

фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду

с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое

количество исключений из этого принципа.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в

1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное

законодательство было принято в других штатах США*. Принятие

антитрестовского законодательства многими штатами способствовало

разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в

1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший

начало антимонопольному законодательству США. Главной

особенностью этого законодательства является формальный запрет

монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других

стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих

положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о

федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с

последующими изменениями и дополнениями составили костяк

антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США

заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть

признания их незаконными изначально, в то время как

западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на

принципе регулирования монополистической практики путем

________________________________________________________________

*См. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”,

М.,1963 г., с.34

устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная

практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое

правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким

инструментом стало так называемое “правило разумности”,

одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд

постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего

права об ограничении торговли и что его следует толковать в

пользу запрета только тех ограничений, которые можно

классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего

права.

Кроме этого, американские суды со временем стали

использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в

целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к

регламентации монополистической практики, и широкое поле

судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе

указывается, что отрицательные последствия жесткого правила

незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя

способами: более узким толкованием этого правила, установлением

исключений из него и использованием как первого этапа в более

широком анализе монополистической практики в рамках применения

“правила разумности”.

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от

времени претерпевает определенные изменения (смягчение или

ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со

сменой экономической политики после прихода к власти

определенной администрации, ослаблением или усилением

государственного вмешательства в дела частного сектора.

Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и

его антипода ( конкуренции, исходя из принципа эффективности

экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма

в плане ограничения конкуренции могут перекрываться

экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской системой патентного

законодательства является Великобритания. В целом оно

либеральнее американского антитрестовского законодательства, так

как следует традиционной британской политике свободы торговли и

минимизации прямого государственного вмешательства в

хозяйственную деятельность предпринимателей.

Становление современного антимонопольного законодательства в

Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия

ряда нормативных актов в области ограничительных торговой

практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной

торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике

1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977

г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки

совершенствования правового регулирования процессов

монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о

конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот

Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за

антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не

возросло количество рассматриваемых дел.

С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие

изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так,

в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.