Научные основы и методология государственного регулирования экономики
изменениям предложения денег.
Государство также регулирует денежную массу в обращении посредством
политики процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную
ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты,
выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение
денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы
коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых
банками кредитов и , соответственно, предложение денег.
Еще одним способом кредитно - денежной политики также является
проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка и
продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, -
коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или
продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает
резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.
Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и
доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития
отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики
большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или
поддержание его минимального уровня.
Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное
амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и
реализация скрытых резерв. Суть такого регулирования - в отрыве физического
процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от
калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного
капитала на производимые товары и услуги, что является средством
стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным
инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государство предусматривает также применение дотаций и фиксированных
цен.
Дотация - это как бы “налог наоборот”. Потоварная дотация
устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в
абсолютной сумме в расчете на единицу товара.
Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются,
как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и
некоторые другие виды продукции и услуг.
Государством применяются также методы прямого и косвенного
регулирования экономики.
Методы прямого государственное регулирование не связаны с созданием
дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и
базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.
К ним относятся:
- целевые программы и планы, определяющие стратегические цели развития
экономики;
- государственные заказы на поставки определенных видов продукции,
выполнение работ, оказание услуг. Законодательная база: “Федеральный закон
о поставках продукции для федеральных хозяйственных нужд” от 13.12.94 г. -
устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок
формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на
закупку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд
предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм
собственности, расположенными на территории Российской Федерации;
“Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий
общие правовые и экономические принципы и положения формирования,
размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на
территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству продукции;
- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
- выдача лицензий на все виды материальной деятельности.
Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы,
которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной
деятельности..
К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия
обмена валют.
В последние годы в нашей стране стала все более зависимой от
государства политика цен. Вначале это касалось преимущественно
потребительских цен на социально - значимые товары первой необходимости и
услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но
и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и
услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам
Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию
подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты,
консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы
пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений
правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной
политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен
на товары производственного назначения, поставляемые естественными
монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также
тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие
методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах
товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на
товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу
цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера
увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов
продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста
цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня
инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на
цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг.1
Денежная политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил
ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным
источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором
раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило
антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия
бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных,
заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного
долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста
денежной массы в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной
политикой.
Правительство и Центральный банк России с 1995 г. осуществили ряд мер
по укреплению рубля и ограничению долларизации экономики. Наиболее крупные
из них:2
- введение и поддержание валютного коридора, ограничивающего рамки
колебаний курса рубля при свободной купле - продаже иностранной валюты в
биржевых сделках и банковских операциях, поощрение расчетов и вкладов в
рублях путем установления более высокой доходности государственных ценных
бумаг (ГКО, ОФЗ);
- смягчение нехватки денег при росте неплатежей, применением в расчетах
налоговых освобождений, долговых обязательств и т. д. Система взаимозачетов
в разных формах использовалась на всем протяжении реформы. В исполнении
государственного бюджета она введена в начале 1996 г. и сыграла
определенную роль в ослаблении кризиса неплатежей;
- проведение с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замены в течении
трех лет старых рублей новыми. Обмен с формальных позиций денежной реформой
не является, так как , по мнению Центрального банка и правительства,
представляет собой техническую операцию.
Финансовая политика . Финансовое оздоровление производства в исходной
концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием, а в
качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных
предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние
большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией ,
утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по
стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном
путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения
процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов , расширения
практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых
обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были
направлены на устранение негативных последствий приватизации и
либерализации экономики.
Бюджетная политика . В управлении экономикой России усилилась роль
федерального бюджета как основного финансового плана государства,
регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и
территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в
том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия
саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в
регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных
отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления
предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет
бюджетных средств; реализации предусмотренного новым законодательством
минимума социальных гарантий населению, регулировании социально -
экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве
экономикой в условиях реформы существенно возросла.
Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики
является разработка прогнозов. Государственное программирование
представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных
направлениях социально - экономического развития страны.
Возможные временные рамки среднесрочных разработок такого рода
составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они
совпадают с периодами ротации исполнительной власти, разрабатывающей и
реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для
получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если
учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.
Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве,
непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно -
инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой,
внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной
политики, ориентированных на достижение как качественно, так и
количественно определенных целей социально - экономического развития.
Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ
потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих
направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из
осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения
воспроизводственных процессов в экономике.
Исходным пунктом как программ, так и прогнозов должен служить анализ
текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны
содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и
негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и
деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие
аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений
на перспективу.
Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач,
намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе. Выдвигаемые цели и
ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко
определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для
данного периода социально - экономических параметров в конце
рассматриваемого срока.
В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут
быть сформулированы следующим образом:1
- повышение уровня загрузки еще сохранившихся мощностей;
- восстановление необходимых масштабов инвестиционной деятельности;
- формирование ценовых механизмов перераспределения ресурсов накопления
между добывающими и перерабатывающими отраслями;
- обеспечение устойчивых высоких темпов экономического роста на базе
нового воспроизводственного механизма;
- создание предпосылок для формирования здоровых мотиваций деятельности
экономически активного населения путем адекватного роста доходов и условий
их реализации, создание высокоразвитого потребительского сектора экономики;
- структурная перестройка экономики, модернизация и расширение
экономического потенциала страны;
- выход на мировые рынки обрабатывающей промышленности за счет
повышения технического уровня и конкурентоспособности отечественной
продукции.
Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят
прежде всего в существенном расширении функций и ответственности
государства в регулировании экономических процессов:
- нормализации структуры относительных цен , регулировании цен в
отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;
- регулирование деятельности естественных монополий;
- ужесточении контроля внешнеэкономической деятельности;
- всесторонней поддержке спроса на продукцию отечественных
товаропроизводителей , расширении сферы и объема госзаказа.
Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы
развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях
государства, является координирующим звеном для всех других форм
регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное
развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на
среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными
конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий,
мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью
комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также
возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы
в целом.
В настоящее время можно выделить две трактовки программно - целевого
подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности
целей и оптимизации затрат времени и ресурсов. Согласно второй,
расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во
времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области
социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой,
бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической,
институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно,
так и количественно определенных целей социально - экономического развития.
При таком определении программа становится неотличимой от плана.1
Разработка и утверждение целевой программы осуществляются с учетом
интересов заказчиков и исполнителей, а также с учетом макроэкономической
ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей.
Программа социально - экономического развития Российской Федерации
представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально -
экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей
и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной
на среднесрочную перспективу, отражаются:
- оценка итогов социально - экономического развития Российской
Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики;
- концепция программы социально - экономического развития страны на
среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Еще один важный метод государственного регулирование экономикой -
планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по
целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы
представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей
отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики
страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.
В системе управления и регулирования планирование должно быть
представлено как система управления качеством, как государственное
регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки
эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые
методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации,
государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства,
цен, внешнеэкономических отношений и связей.
В России долгое время наблюдался застой в теории и практике
совершенствования самих принципов построения, обновления планирования.
Основные причины такого положения обусловлены следующим:1
- догматизм принципов огосударствления средств производства и всеобщей
централизации планового управления народным хозяйством предопределял
ощутимый барьер между формами собственности в их взаимодействии .
Планирование государственной, колхозно - кооперативной собственности и
собственности общественных организаций велось на основе единых директивных
принципов.
- ошибочность противопоставления плановых и рыночных отношений в
процессах производства, распределения и потребления продукта вела к
деформации системы экономических отношений, связей, ценообразования,
ослаблению интересов и стимулов в хозяйственной практике.
- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера
товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово -
денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не
могла получить реального отражения в научном обосновании теории,
методологии планирования.
- догматизированный принцип опережающего роста производства над
предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста
потребностей противодействовали методологической основе научности
планирования - сбалансированности всех элементов производства,
распределения, потребления;
- валовой подход к оценке динамики развития народного хозяйства
акцентировал внимание управляющих структур на количественных, а не
качественных показателях укрепления экономики и государства, что означало
выбор фондоемкого, материалоемкого, экстенсивного типа развития,
Страницы: 1, 2, 3
|