рефераты скачать

МЕНЮ


Национальная система инноваций и проблема её становления

капиталоемкость производства и необходимый размер первоначальных инвестиций

в данную сферу.

Как показало обследование: в последние годы около 40% банков кредитовали

инновационную деятельность в промышленности. Несколько менее активно

осуществлялась или будет осуществляться выдача ссуд на инновации в

строительстве (22 и 8% соответственно), торговлей и бытовом обслуживании

(21 и 5%), на транспорте и в связи (17 и 3%). Наименее привлекательными

для банков являются социальная сфера (13 и 6%) и сельское хозяйство (11 и

4%). При этом чаще других о кредитовании инноваций в промышленности и

строительстве сообщали представители из крупных и крупнейших банков; о

кредитовании инноваций в сельском хозяйстве - представители из крупнейших

банков; о финансировании инновационной деятельности на транспорте и связи

руководители группы средних (с уставным капиталом от 2,5 до 50 млн. руб) и

крупных банков; последние также наиболее часто сообщали о вложениях в

социальную сферу, в торговлю и бытовое обслуживание.

Из выше приведенных данных можно сделать вывод о преимущественных

вложениях российских банков в крупные предприятия (так как крупные банки

предпочитают работать с крупными предприятиями), хотя малые предприятия

являются основными разработчиками нововведений.

В сфере услуг малые фирмы работают в основном на контрактной основе, что

позволяет им выполнять заказы с разработкой и внедрением как продуктов -

инноваций, так и технологических новшеств, а также действовать в отраслях

как с коротким, так и с длительным жизненным циклом продукции.

Деятельность крупных компаний эффективна в изобретательской сфере. Они

открывают новые технологические возможности и используют их внутри фирмы.

Однако в скорости и результативности экономического освоения новшеств и их

выдвижения на рынок крупный бизнес проигрывает малым высокотехнологичным

компаниям. Небольшие компании играют ключевую роль в коммерческом

использовании новшеств и распространении их в различных сферах

производства. Возникновение и быстрый рост малых высокотехнологичных

компаний способствует динамичному развитию отрасли и рынка новых товаров.

Таким образом, малые фирмы играют роль разведчиков и создателей новой

продукции и, следовательно, новых рынков, а крупный бизнес сохраняет за

собой функцию организатора массового производства и быстрого насыщения

рынка новой продукцией.

Все это еще раз подтверждает тезис о взаимном дополнении и связи крупного

и малого бизнеса, каждый из которых занимает определенное место

соответствующее его особенностям в инновационном процессе

1.6 Цели инноваций

Для определения инновации как основной цели фирмы обратимся к

статистическим данным российских предприятий (см. табл. 1).[5]

Таблица 1

Структура заявленных руководством предприятий целей функционирования (в %

к числу опрошенных)[6]

|Цели предприятия | |

|Выпуск продукции, соответствующей мировому уровню |53,8 |

|Сохранение трудового коллектива |45,1 |

|Обеспечение высоких заработков работников |22,2 |

|Повышение стоимости фирмы |7,6 |

|Освоение зарубежных рынков |12,3 |

|Поддержка репутации предприятия |40,9 |

|Освоение новых рынков сбыта в России и других странах |37,7 |

|СНГ | |

|Развитие инновационной деятельности |19,5 |

Как следует из таблицы, приоритетными целями являются: выпуск

продукции, соответствующей мировому уровню; сохранение трудового

коллектива; поддержание репутации. Развитие же инновационной деятельности

фирмы в качестве основной цели назвать трудно.

Получив представление об общих целях предприятий, можно рассмотреть цели

и стимулы введения собственной инноваций. Основным стимулом к инновациям,

как следует из ответов руководителей предприятий, является конкуренция на

рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение

потребителей. Хозяйственные партнеры, особенно отечественные, оказывают на

инновационную деятельность не столь большое воздействие (см. табл. 2).

Таблица 2

Степень согласия руководителей предприятий с отдельными утверждениями о

мотивах инновационной деятельности (в % к числу опрошенных)

|Инновации вызваны |Согласны|Не согласны|Не дали |

| | | |ответа |

|Желание опередить конкурентов |70,0 |11,0 |19,1 |

|Давление со стороны |19,4 |56,6 |24,0 |

|хозяйственных партнеров | | | |

|Стремление руководителей и |49,2 |23,8 |27,0 |

|специалистов к проведению | | | |

|экспериментов | | | |

|Давлением со стороны |77,5 |10,3 |12,2 |

|потребителей | | | |

|Давлением со стороны |47,3 |19,0 |33,7 |

|зарубежных партнеров | | | |

Многие российские предприниматели, к сожалению, не могут оценить роль

зарубежных партнеров (затруднились ответить на этот вопрос), но большинство

из тех, кто высказался, считают, что зарубежных инвесторов интересует

только прибыль, поэтому они не склонны к оказанию постоянного

финансирования в освоении инноваций. В то же время сам факт работы с

зарубежным инвестором, как показано в таблице 3, уже ориентируют

предприятие на активизацию инновационного менеджмента.

Таблица 3

Распределение мнений руководителей предприятий о роли иностранных

партнеров (в % к числу опрошенных)

|Мнение о роли зарубежных |Согласны|Не согласны|Не дали |

|партнеров | | |ответа |

|Зарубежные партнеры постоянно|13,8 |65,9 |20,3 |

|содействуют планированию и | | | |

|осуществлению инноваций | | | |

|Зарубежные партнеры изредка |19,4 |59,7 |20,9 |

|помогают в освоении инноваций| | | |

|Зарубежных партнеров |31,9 |29,6 |38,6 |

|интересует только прибыль | | | |

Так же неоднозначно отношение предпринимателей к участию в

государственных инновационных программах, смысл которых как раз в том,

чтобы облегчить освоение и реализацию инноваций (см. табл. 4).

Таблица 4

Оценка эффективности государственных программ

(в % к числу опрошенных)

|Утверждения |Согласны |Не согласны|Не дали |

| | | |ответа |

|Участие в программах |21,9 |51,8 |26,4 |

|приносит пользу | | | |

|Участие в программах не |15,8 |47,9 |36,3 |

|дает результата | | | |

Многие руководители затруднились оценить эффективность программ.

Полученные же ответы противоречивы: руководители не могут однозначно ни

подтвердить, ни опровергнуть эффективность участия в государственных

инновационных программах.

Существует и обобщающая статистическая информация о целях инновационной

деятельности российских фирм[7].

Таблица 5

Цели инновационной деятельности

(в % к общему числу инновационно активных предприятий)

|Цель |1995 |1996 |1997 |1998 |1999|

|Замена продукции снятой с |16,1 |16,6 |14,7 |21,7 |18,2|

|производства | | | | | |

|Расширение ассортимента продукции|71,5 |75,5 |78,8 |85,1 |77,2|

|Сохранение традиционных рынков |23,3 |27,9 |28,8 |35,6 |32,7|

|сбыта | | | | | |

|Создание новых рынков сбыта |32,7 |31,0 |31,6 |52,9 |48,6|

|Сокращение затрат на заработную |8,3 |8,5 |7,3 |10,6 |8,3 |

|плату | | | | | |

|Снижение материальных затрат |19,4 |18,5 |17,7 |22,6 |19,4|

|Сокращение издержек производства |12,3 |13,9 |13,1 |18,7 |16,9|

|Улучшение условий труда |17,2 |19,3 |18,1 |- |- |

|Обеспечение современных |- |- |- |27,8 |25,4|

|стандартов | | | | | |

|Улучшение качества продукции |31,5 |34,2 |32,8 |51,0 |46,9|

|Снижение загрязнения окружающей |15,5 |16,7 |17,3 |22,7 |18,9|

|среды | | | | | |

|Повышение гибкости производства |- |- |- |16,5 |16,7|

|Другие факторы |7,5 |6,7 |6,1 |- |- |

Примечание: прочерк здесь и далее означает отсутствие данных в связи с

изменениями в классификации целей инновационной деятельности.

Из таблицы видно, что основной целью инноваций является расширение

ассортимента продукции, а также, что радует, улучшение качества продукции.

1.7 Основные положения и элементы государственной политики в области

поддержки инноваций

Как элемент системы государственного регулирования, политика в области

инновационной деятельности (как, впрочем, и всякой иной) должна иметь:

четко определенные цели государственной политики;

органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение

сформулированных целей;

информационную систему, формирующую информационный образ объекта

регулирования достаточной для реализации функций управления полноты;

инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы

государственного управления воздействует на предприятия и среду в рамках

выполнения своих функций.

К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся не

сколько составляющих:

прямое государственное стимулирование НИОКТР путем распределения

бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты,

кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в

соответствии с системой государственных научных приоритетов;

косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в

государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой,

амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки

инновационных МП;

предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса

(как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем

элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);

формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры

обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-

технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации,

сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного

опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на

их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения

информацией лиц, принимающих решения.

Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых

проблем объекта регулирования. Однако в нынешних социально-экономические

условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не

приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и

текущие цели государства находятся в постоянном противоречии.

В свою очередь, формирование системы инструментов регулирования и

поддержки инновационной деятельности осуществляется путем создания

соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры

(включая органы госуправления), реализующей элементы государственной

политики в области поддержки инноваций.

Глава 2. Инновационная деятельность в российской экономике

2.1 Состояние инновационной деятельности

На фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивным

уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше

и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще

краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с

реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики,

которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию

инвестиций в сферу науки и инноваций.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на

знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание,

внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических

процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства,

занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются

наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии

трудовых и материальных затрат, роста производительности труда,

совершенствования организации производства и повышения его эффективности.

Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий

и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение

социально-экономической ситуации в стране.

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены

недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого

выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное

удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению

продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели

инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке

способствует внедрение продукции заменяющей импортную, что является еще

одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию

предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как

улучшение качества продукции (53,8%), создание новых рынков сбыта в России

(43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (37,7%).

Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших

задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности

отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки

сбыта. По данным статистики, российские предприятия не питают особых

иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом,

что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих

задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции

на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших

инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5.6%, Западной Европы -

4.7%, а США и Канады - только 3.1%.

В то же время наблюдаются косвенные признаки того, что предприятия уже

делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на

себя внимание относительно высокая значимость такой цели инновационной

деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам

(28,4% предприятий в 1998 и 53,8% в 2001 году). Последнее является

необходимым условием, определяющим возможность продвижения российских

инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки.

В составе факторов производственного характера, препятствующих

инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный

низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем

развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий

к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о

новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей

для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями

(рейтинг 1.4) - все эти негативные обстоятельства являются следствием

разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических

и информационных связей.

Рис. 1. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности

промышленных предприятий[8]

|Экономические факторы: |10 - недостаток информации о |

|1 - недостаток собственных |рынках сбыта |

|денежных средств |11 - невосприимчивость |

|2 - недостаток финансовой |предприятия к нововведениям |

|поддержки со стороны |12 - недостаток возможностей |

|государства |для кооперирования с другими |

|3 - низкий платежеспособный |предприятиями и научными |

|спрос на новые продукты |организациями |

|4 - высокая стоимость |Другие факторы: |

|нововведений |13 - отсутствие необходимости в|

|5 - высокий экономический риск|нововведениях в силу |

| |осуществленных ранее |

|6 - длительные сроки |14 - недостаточность правовой |

|окупаемости нововведений |базы |

|Производственные факторы: |15 - неопределенность сроков |

|7 - низкий инновационный |инновационного процесса |

|потенциал предприятия |16 - неразвитость инновационной|

|8 - недостаток |инфраструктуры |

|квалифицированного персонала |17 - неразвитость рынка |

|9 - недостаток информации о |технологий |

|новых технологиях | |

На фоне первостепенных экономических трудностей такой фактор, как

недостаток квалифицированного персонала, имеет невысокий рейтинг (1.5).

Несмотря на то, что спад производства недавних лет вызвал значительный

отток квалифицированных кадров из промышленности, предприятия еще не

осознали в полной мере значимости этого явления. Не в последнюю очередь

подобное отношение обусловлено качеством самих инноваций, не отличающихся

высоким уровнем новизны, не связанных в достаточной степени с принципиально

новой продукцией и тяготеющих преимущественно к менее радикальным

изменениям.

Самый низкий рейтинг имеют факторы невосприимчивости предприятий к

нововведениям (1.3) и неопределенности сроков инновационного процесса

(рейтинг 1.4), что свидетельствует об осознании предприятиями необходимости

повышения технологического уровня производства и об их моральной готовности

к подобного рода изменениям.

В совокупности указанные факторы препятствовали реализации почти 5000

инновационных проектов, из которых 39% были серьезно задержаны, 27%

остановлены или вовсе прекращены, а 34% - даже не начаты.

2.2 Государственные планы инновационной политики

Как отметил В.Путин в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.