рефераты скачать

МЕНЮ


Монополизация рынка, измерение и влияние на эффективность

[Госкомстат РФ], что в сумме превышает 56% всех неплатежей в экономике

России.

Вследствие более жесткого регулирующего воздействия правительства на

цены естественных монополий в первом полугодии 2001 г. их рост был

значительно ограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета

было достигнуто резкое сокращение инфляции.

Однако жесткое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых

специалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслей-

естественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой

информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий

трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде

случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите от

необоснованного давления со стороны определенных политических сил, которое

приводит к подрыву финансовой устойчивости этих жизненно необходимых для

государства отраслей.

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Международные монополии

Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой

возникновения и развития международных монополий является высокая степень

обобществления капиталистического производства и интернационализация

хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и

контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например:

американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего

предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей

их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных

мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле»

размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на

Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии.

Особенность международных трестов и концернов – международное

рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра

треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн

«Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт».

Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной

национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в

законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-

либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение

монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно

существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли

контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние

активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различных

национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем

обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо

посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное

владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее

распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они

помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность,

не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную

самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности

производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место

расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к

национальному законодательству своей страны.[1,368]

2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в

странах с развитой экономикой

Реализация положений антимонопольного законодательства зарубежом

осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В

последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в

судах.

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за

монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности

развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к

созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной

на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют

Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям,

государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система

контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой

практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство

по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях

господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в

случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о

монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям,

осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает

дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает

дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также

отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики

носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в

проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или

возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния

предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о

нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие

полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя:

вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в

поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или

ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их

частей или каким-то иным способом).

Роль государственного секретаря торговли и промышленности

Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма

значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят

рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным

ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным

секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь

наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия

законодательства об ограничительной торговой практике на основании

хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.

В США главную работу по государственному контролю за

монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства

юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц,

которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства

юстиции проведение государственного контроля за соблюдением

антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая

комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении

этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на

Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех

или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной

деятельности.[1,372]

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое

ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации,

занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам

относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр

экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям,

созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.

Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для

своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции

конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут

проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или

профессиональных ассоциаций административное производство, производство по

взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе

административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы

разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии

предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих

на рынке предприятий.[20,328]

Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на

Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей

юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым

административным органом, на решения которого министр экономики не может

налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных

учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает

соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за

монополистической практикой во Франции является проверка экономической

концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам

конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая

концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности

создание или усиление доминирующего положения на рынке.

2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование

1. Электроэнергетика. Образование РАО "ЕЭС России" в форме

акционерного общества датируется ноябрем 1992 г., когда были объединены

мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы.

Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка

электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более

половины общих мощностей были выведены из состава территориальных АО-энерго

и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России". В структуре капитала

РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных

инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной

мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-

энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в

остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд.

долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл.

Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является

собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не

входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13%

общего производства электроэнергии в РФ.

Большая часть проблем этой наиболее "продвинутой" с точки зрения

того, что принято называть либеральными реформами, естественной монополии

порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепции так

называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ),

призванного ввести элементы конкуренции как между производителями, так и

между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой

энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго,

превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся в конечном

счете в полном подчинении местных властей.[9,29]

Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации,

дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г.

дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных

областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое

решение привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей:

хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при

более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих

региональным энергосистемам.

Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО "ЕЭС

России" и независимыми электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок

со своей зачастую более дешевой электроэнергией. В условиях "конкуренции"

собственник сетей - РАО "ЕЭС России" - заинтересован не только в сбыте в

первую очередь "своей", часто более дорогой электроэнергии, но и в

получении прибыли от перепродажи "чужой" электроэнергии, приобретенной по

низкой цене. Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее

непосредственно платежеспособным потребителям, минуя региональных и

федеральных посредников.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу

специфики производимой продукции применение санкций в отношении

неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами,

можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного

потенциала РАО. В настоящее время около 1/3 установленных мощностей

электростанций (200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада

производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной

на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл.

Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные

расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий

электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего

зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

По нашему мнению, необходимо полнее использовать преимущества единой

централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации

энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии,

при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и

распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на

внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции -

одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.

Главная цель реформирования энергосистемы - снижение затрат -

принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной

политики, направленной на техническое перевооружение отрасли. Предлагаемые

же РАО "ЕЭС России" полумеры (организация отдельного учета для

энергосистем, упорядочение оплаты счетов населением, устранение

посредников, передача на баланс местных органов власти объектов

соцкультбыта, реорганизация работы энергосбытовых организаций) сами по себе

полезны, но недостаточны.

2. Газовая промышленность. РАО "Газпром" создано в феврале 1993 г.

путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. оно

преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями

законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25%

всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор

российской экономики. Согласно отчетности "Газпрома", его ежемесячная

валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с

внутренних потребителей "Межрегионгаз". ОАО "Газпром" принадлежит около 30%

европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную

Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде

долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными

системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13

региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое

предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100%

транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций "Газпрома" на

мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы

газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила

страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться.

Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую

выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить

выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими

западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый

и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой

"Wintershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому"

возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения

этой доли.

Экономические и финансовые успехи "Газпрома" во многом объясняются,

во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало

концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям

хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ "Газпром" располагал опытом

работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою,

"газпромовскую" модель экономических реформ. Как крупные, так и менее

значимые предприятия, входящие в систему "Газпрома", фактически остаются

его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не

являются собственниками ни своих активов, включая права на

недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - "предприятие ОАО".

С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и

основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура "Газпрома" позволяет

ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду

с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в

отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам,

составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренции на внешних

рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная "Газпромом" модель развития определяет характер и

направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве

крупной компании - естественной монополии - "Газпром" способен в обозримом

будущем стать мощным "локомотивом" экономики России. Демонополизация

"Газпрома" означала бы создание благоприятных условий для внешних

конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для

страны в целом.

Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности,

выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным

опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и

экспортные операции были организационно разделены. Советский Союз выступал

"поставщиком до границы". Как только "Газпром" стал вертикально

интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами

резко укрепились.

3. Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном

грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет

около 80%. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских

перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными

перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее

продукция - перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями -

железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость

централизованного формирования и распределения доходов от перевозок,

аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.