Мировые экономические системы
собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на
Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы
индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных
акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых
всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные
налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку
30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым
налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка
была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти
инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала
постепенно расти.
В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили
иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7%
стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились
на некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и
Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции,
финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации
производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных
предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%
занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) 17%. При этом рост
концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной
из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в
промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема
производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике
возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных
компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов
капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма
“Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один
капиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд. долл. против 102
млрд. долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную
международную ориентацию.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она
наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение (“Вольво” и
“СААБСкания”), черная металлургия (“Свенска столь”), электротехника
(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),
самолетостроение (“СААБСкания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”),
производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран
Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых
группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.
Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе
терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки
страны “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при
этом первая по всем показателям существенно превосходит своего
конкурента. В первой половине 80х годов началось формирование третьей
финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией
страны автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую
до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в
промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов,
Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство
Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже
фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот
250 млрд. крон и прибыли около 18 млрд. крон. В Швеции и за границей на
их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов
считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа “Свенска хандельсбанкен” включает в свой
состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил
Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако
здесь семейства не играют значительной роли.
3. 2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции аккумуляция и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и
экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный
сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное
правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень
иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе
составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в
сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в
совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность - разные
понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично (смешанная
собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции
весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который
можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в
экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер государственного сектора может изменяться в таких
показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления,
налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в
нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление
составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения 3%. Доля
государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и
трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до
45%в 1970 г. , 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического
мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия
государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно в
Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в
сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в
сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в
судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на
национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится
больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель расширение
производства с достижением прибыльности. Однако конец 70х годов
характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации
коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и
металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате
структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с
политикой “кормления хромых уток”.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных
компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную
свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен
ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и
приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных
предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из
него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой
сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”.
Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической,
пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских
товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч
человек.
Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий
входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,
металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и
коммерческий банк “Нурдбанкен”. В 1987 г. число занятых в этих фирмах
составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях около 150
тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На
почту и связь две крупнейшие государственные монополии приходится свыше
60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера
транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех
жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины
производства электроэнергии приходится на государственное управление
“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в
области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и
традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны
посредством различных экономических инструментов. Основной из них
государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные
платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты
процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих
государственных расходов средства составляют государственное потребление
и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%
оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,
образование, государственную администрацию и т. д. Большая часть
государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих
медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных
расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану
окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро и
водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской системы социального страхования различные виды
социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики
распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования
домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50%
пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134
млрд. крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники
доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги[1] и сектор социального
страхования получают дотации, в основном от центрального правительства.
Для последнего основной источник доходов косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные
налоги, 15% налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования подоходные
налоги (60%). Государственные трансферты коммунам в 1988 г. составили 67
млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и
являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь
налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на
социальное страхование основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства 92%, в
том числе в здравоохранении 92%, в образовании и НИОКР 88, 7%, социальном
страховании 98, 2%. В целом же по статистике на государство приходится
49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь, система
образования. В этом четко видно взаимодействие частного и
государственного секторов: рост доходов от первого используется через
налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения,
прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь
способствует большей эффективности экономики, где основу составляет
частный сектор.
3. 3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики является роль и значение
кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и
занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению
Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную
роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в
промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других
сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел
доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в
производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.
человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших,
играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве
“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной
собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой
народной поддержкой. В некоторых областях особенно среди потребительских
кооперативов кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах
простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом
потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями.
Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и
всех, 7, 5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от
числа всего работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или
иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы
приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3
продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими
в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80%
соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими
интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода
членства никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава;
независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое
управление “один член один голос”; ограничение доходов на вложенный пай,
кооперативное общество ассоциация людей, а не капитала; накопление
капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская
деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в.
Но решающий прорыв произошел в 90е годы прошлого века и следующие за ним
десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего
рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло
поддержку среди членов других народных движений: “свободного”
религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего в лице его политической
и профсоюзной частей. В 18961899 гг. появилось более 200 новых
потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали
Кооперативный союз (КФ).
КФ национальная организация шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число
обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в
1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ
занимается торговлей, производством, банковской, издательской,
туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80
торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке
продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,
пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже
похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном
шведском обществе. Но происшедшие в 5060 годы сдвиги к укрупнению
экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и
на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала
серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время
кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на
положение дел в кооперативах.
4. Уровень жизни
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для
определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет
социальная политика, которая призвана создавать более или менее
нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно
высококвалифицированной) обстоятельство исключительной важности для
Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном
разделении труда, и является инструментом ослабления социальной
напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию
доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового
общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и
наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно
из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|