рефераты скачать

МЕНЮ


Международная миграция рабочей силы

оказывались весьма значительными в результате необходимости создания

электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.

Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства,

которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства

отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы

профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ,

получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на

более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину.

Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался

довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе

не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому

большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и

низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родину

и пытаться там найти лучшую работу.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые

страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об

инвестициях части переводов работников на родину и части государственных

средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые

могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия

приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ.

Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и

Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за

немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и

приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран,

большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных

целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления

отъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось

финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности

является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто

не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по

сокращению эмиграции. [1. c.335]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло

не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессии

Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О

взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о

том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений,

которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил

на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его

территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся

своей страны.

В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в

Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся

эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов». [7. c.

66]

Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался более

обязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция

№66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в

1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30

мая 2000 г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-

мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени.

В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется предоставлять в

распоряжение МБТ и любого другого члена Организации по их требованию не

только информацию о политике его страны в области эмиграции и иммиграции,

но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни, а

также о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим

вопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службу

помощи трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей в

заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечивать

отъезд, переезд и прием трудящихся-мигрантов, предоставлять им самим и

членам их семей необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены МОТ

обязуется действовать без дискриминации по признаку национальности, расы,

религии или пола и предоставлять не менее благоприятные, чем для

собственных граждан условия в следующих областях:

- заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые

отпуска, ученичество и другие формы профессионального обучения;

- обеспечение жильем;

- социальное обеспечение (при несчастных случаях на производстве,

безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности, старости,

смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов,

сборов и судопроизводства.

Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые мигрантам государственными

службами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов,

отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого,

достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странами

соглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих взаимный

интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть

заработка или сбережений.

Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – о

вербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов

и оборудования.

Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-

члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97.

но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав

организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех

конвенций.

Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих

положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку

перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не

выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение

получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были

приняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об

обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»,

Рекомендация №151 «О трудящихся-мигрантах».

Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдать

основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены

МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику,

направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении

труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав,

индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных

основаниях в качестве мигрантов или членов их семей. В соответствующей

Рекомендации эти вопросы рассмотрены более детально.

Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ,

посвященных различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19

(1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения

трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной

политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV

«Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях

труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-

мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан

страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального

обеспечения. [4. c.62-63]

5. ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы.

Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая

безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как

правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину,

обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает

возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных

иностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД,

стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за

1961 –1972 гг., - 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной,

неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность

заниматься более интеллектуальным трудом.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку

средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К

тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о

влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-

импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня

оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах

массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная

обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция;

незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей

стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую

экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита

иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите

трудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь в

виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик.

ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ

Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и

подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости,

зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее,

чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых

малопривлекательных.

По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989 г. 40% иностранцев,

работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При

этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность

профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата

мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых

работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ,

показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев.

Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.

Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам

специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно

240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом

различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл.

Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во

Франции в рамках 30%-го высвобождения работников было сокращено 55%

иммигрантов. [4. c. 62]

ЧТО ПРОИХОДИТ В ЕВРОПЕ

Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранного

труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в

некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства).

Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в

Швейцарии – 40% строительных рабочих, в США – 70% работников, занятых в

сельском хозяйстве.

Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением

высококвалифицированной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины

США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов,

инженеров-компьютерщиков и др.

Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь

Интернета, наряду с традиционными формами использования иностранной рабочей

силы на территории принимающей страны возникли ее новые дистанционные

формы, позволяющие высококвалифицированным специалистам из других стран

работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины. Так, индийские

инженеры и чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы на

архитектурные проекты и отправляя подобным же образом результаты

выполненной работы, могут получать приличную зарплату, не уезжая из своей

страны. Некоторые финансовые компании США привлекают специалистов, живущих

в странах Карибского бассейна, для ввода информации в компьютерные базы

данных и ее последующей пересылки в США по электронным средствам связи.

Активно трудятся на иностранных работодателей с помощью Интернета и

отечественные ученые.

Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит так называемый

этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников.

Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь в

таких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки,

ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктами

питания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системе

прачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и других

сферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образом

в швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательском

бизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики. [2. c. 115-116]

ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ

До 90-х годов внешняя миграция для России не имела существенного

значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных – в

восточные и северные районы страны (в целях освоения их огромных природных

богатств), из села – в город.

Внешняя миграция усилилась в 1993 г. в связи с распадом СССР и

свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где

экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо

хуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминации

русскоязычного населения в постсоветских государствах.

Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах как

иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия

преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в

России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее

удалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком

населения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия

опережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного

отставала от Германии.

Наибольший прирост населения России произошел за счет миграционных

потоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов преобладали

вынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются

в виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же

их было значительно больше.

Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская,

Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республики

Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев

и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального

характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для

осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.

Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья,

определяются тенденцией превышения показателей эмиграции над показателями

иммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг.

составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная

убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826

млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем

наполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя за

последние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное

сальдо миграции существенно сократилось, тем не менее Россия остается

крупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страны

дальнего зарубежья существенно не меняются.

Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающих

стран, то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее время

четверть населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В

1999 году из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8

тыс. человек, в Израиль – 36,3, в США – 11 тыс.

Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее

отрицательные последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и

«талантов». Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты,

известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только

свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено

целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно,

но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов.

Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти

50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по

оценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс.

человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125

тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель

возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для

обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек

ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что,

с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению

характеристик трудового потенциала России. Тем не менее, отмечается, что

отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и

квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом. (см.

табл. 6) [3 .c.60]

Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно в

Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты

работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие

высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного

хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы

в ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем

зарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в

Россию едут в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. табл. 1).

Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек,

распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего

зарубежья.

Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно

из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.

Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические

районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и

Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и

специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых

стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса

определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской

Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских

граждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией,

Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом других стран. Но это не исключает

дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и

национального трудового законодательства.

Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционной

политики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилили

внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам,

помогая им получить работу и обеспечивая приемлемые условия жизни. [4. c.

63-64]

Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В

оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический

комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция

становится мощным фактором изменения демографического и трудового

потенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие

десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и

естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет

естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей

численности.

Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают

районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь

сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в

перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в

этом регионе уже не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям

– наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности

населения, ухудшение его демографической структуры, обострение проблем

коренных народов. Всего за счет миграции в 1992-1998 гг. районы Севера

потеряли 7% населения.

Многие северные и восточные регионы теряют население моложе

трудоспособного и в трудоспособном возрасте гораздо интенсивнее, чем

пенсионеров.

В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные

процессы не приняли обвального характера главным образом из-за отсутствия у

населения достаточных денежных средств. Здесь в 1991-1998 гг. величина

отрицательного сальдо миграции составила 1 млн. чел.

Миграционные процессы в Западной Сибири обусловлены географическим

положением того региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной

доступностью, развитием производительных сил и т.д. В совокупности Западная

Сибирь является наиболее притягательной для мигрантов. Так, за 1992-1998

гг. сальдо миграции в этот регион было положительным и составило 300 тыс.

чел.

Восточная Сибирь за последние годы начала терять свое население в

миграционном обмене с другими территориями. За 1992-1998 гг. отрицательное

сальдо миграции составило 105 тыс. человек. [8. c. 199-200]

6. ПЕРЕВОДЫ РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ

Современная схема международных экономических отношений, пришедшая на

смену экономически разобщенному миру, модель которого можно назвать

однотоварной моделью, без движения факторов (т.е. мобильности населения)

немыслима. И, прежде всего, потому что перемещение рабочей силы

подразумевает потоки капиталов.

Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от

переводов средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной

платы за экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистике

Международного валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы

- это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы»,

размер которого служит характеристикой показателя экспортной специализации

в этой области.

Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.)

от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран

(Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих

государств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4

стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от

500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой

доход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд.

долл., входит 15 стран.

Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доход

страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше декларированных,

поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой

ценности и сбережения.

По данным Международного валютного фонда по средней норме прибыльности

экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так,

например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты для

Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е

годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд.

долл. Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна

получала 3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов.

Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 раз

превышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту. В

последнее десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за

год) поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнению

М.М. Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно,

многие государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшую

для многих не только единственным источником валютных поступлений, но и

катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае

государственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие

экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так,

например, Турция и бывшая Югославия могли сделать свою валюту

конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные

балансы ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за

рубежа.

Существует и ряд других причин, побуждающих обращаться к экспорту

рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как

Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу

крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной

платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно

конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам

получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей

пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или

вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский

перевод создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы

банковской системе страны-экспортера рабочей силы.

В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику

максимального поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая

или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего

использования в предпринимательских целях путем предоставления льгот и

кредитов. Одним из новых явлений в этой области стало появление

кооперирование мигрантов, объединение их в кооперативы с целью приобретения

необходимой дорогой техники складчину с целью ее дальнейшего совместного

коммерческого использования.

При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы,

оказывают в подобных случаях финансовую поддержку желающим приобрести

средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на

машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически

во всех странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных

условиях, обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции,

изготовленной на этом оборудовании. [3. c. 61]

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе проделанной мной работы, можно сделать некоторые

выводы, а именно:

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и

демографическое развитие практически всех регионов России и стран

зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на

миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных,

политических, экономических и социальных факторов.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного

населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное

причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию

уровней оплаты труда в различных странах.

Показатели, связанные с миграцией трудовых ресурсов, являются частью

баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и

частных неоплаченных переводов.

Развитые страны являются основным направлением иммиграции,

развивающиеся – эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется

на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих

рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций

и рекомендаций МОТ.

Также в свой курсовой работе я постаралась сравнить уровни миграционных

процессов в разных странах мира, определить и описать основные проблемы,

связанные с этими процессами. Привела некоторые статистические данные по

разным странам.

Считаю, что задачи, поставленные мной во введении, раскрыты в работе

полностью; цель работы – достигнута.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в

России (2000 г.)

|Страны |Численность, тыс. чел. |

| из стран вне СНГ |106, 90 |

|Китай |26, 20 |

|Словакия |0, 60 |

|из стран СНГ |106, 40 |

|Украина |64, 10 |

|Белоруссия |0,010 |

|Всего |213,30 |

Таблица 2. Распределение численности иностранных граждан, привлекаемых

на работу в России, по полу и возрасту граждан (тыс. чел.)

|Возраст |Мужчины |Женщины |Всего |

|16-17 |1, 30 |0, 20 |1, 50 |

|18-29 |47, 70 |6, 40 |54, 10 |

|30-39 |70, 10 |8, 50 |78, 60 |

|40-49 |49,10 |5, 90 |55, 30 |

|50-55 |17, 50 |1, 20 |18, 60 |

|56 и старше |4, 60 |0, 60 |5, 20 |

|Всего (2000 г.) |190, 50 |22, 80 |213,30 |

Таблица 3. Распределение численности иностранных граждан, привлекаемых

на работу в России, по отраслям экономики (2000 г.)

|Отрасли экономики |численность, тыс. чел.|

|промышленность |26, 70 |

|сельское хозяйство |20, 10 |

|лесное хозяйство |4, 20 |

|строительство |83, 30 |

|транспорт и связь |10, 70 |

| торговля, общественное питание |25, 90 |

|информационно-вычислительное |0, 60 |

|обслуживание | |

|общественная коммерческая деятельность | |

|по обеспечению рынка и операции с |18, 30 |

|недвижимым имуществом | |

|геологическая разведка недр, геодезия и |3, 90 |

|гидрометеослужба | |

|здравоохранение, физическая культура и |0, 90 |

|социальное обеспечение | |

|финансы и кредит, страхование |0, 90 |

|управление |0, 60 |

|жилищно-коммунальное хозяйство |0, 10 |

|образование, культура и искусство, наука |2, 40 |

|другие отрасли |12, 20 |

Таблица 4. Распределение численности российских граждан,

трудоустроенных за границей, по странам (2000 г.)

|Страны |Численность, чел. |

|страны Европы |30608 |

|Англия |6771 |

|Польша |208 |

|страны Азии |7522 |

|Сингапур |1978 |

|Монголия |82 |

|страны Африки |2838 |

|Либерия |1239 |

|страны Америки |4763 |

|Панама |1180 |

|Багамские острова |337 |

|страны Австралии и Океании |29 |

|Всего |45760 |

Таблица 5. Распределение численности российских граждан,

трудоустроенных за границей, по полу и возрасту (тыс. чел.)

|Возраст |Мужчины |Женщины |Всего |

|16-29 |8611 |3808 |12419 |

|30-39 |14421 |1029 |15450 |

|40-49 |12011 |635 |12646 |

|50-55 |3750 |195 |3945 |

|56-59 |905 |35 |940 |

|60 и старше |346 |14 |360 |

|Всего (2000 г.) |40044 |5716 |45760 |

Таблица 6. Распределение численности российских граждан за границей, по

уровню образования (2000 г.)

|Уровень образования |Численность, чел |

|высшее профессиональное |16839 |

|среднее профессиональное |18380 |

|среднее (полное) общее |10238 |

|не имеют среднего (полного) общего |303 |

|Всего |45760 |

Таблица 7. Распределение численности российских граждан за границей, по

продолжительности профессиональной деятельности (2000 г.)

|Срок |Численность, чел. |

|до 6 месяцев |12101 |

|от 6 месяцев до 1 года |24811 |

|от 1 года до 2 лет |1060 |

|от 2 лет до 3 лет |1028 |

|от 3 лет и больше |6760 |

|Всего |45760 |

[5. c. 270-277]

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. – М.:

«Международные отношения», 1999. - 416 с.

2. И. Цапенко, к.э.н. «Ренессанс» экономической миграции на Западе. //

Вопросы экономики. - №11 2002. - с. 108-121

3. М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в

Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61

4. Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. -

№8 2001. – с. 61-64

5. Труд и занятость в России. Стат. cб. М.: Государственный комитет РФ

по статистике, 2001. 580 с.

6. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал

района. // Человек и труд. - №2 2003. – с. 25-27

7. Г. Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы //

Проблемы теории и практики управления. - №4 2002. – с.63-67

8. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.

Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002. – 736

с.

9. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. –

М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 208 с.

10. Л.А. Долгучиц. Планета иммигрантов. – М.: «Молодая гвардия», 1990.

– 206 с.

11. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. – М.:

«Юристъ», 1999. – 366 с.

Омский государственный технический университет

Кафедра основ экономической теории

Факультет гуманитарного образования

Курсовая работа на тему:

«МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ»

Выполнила: Прокопьева И.А.

Ст. гр. Уп- 211

Проверил: преп. Романов И.А.

Омск - 2003

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.