рефераты скачать

МЕНЮ


Место и роль малого бизнеса в системе рыночных отношений

участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие

имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим

имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.

Единственным учредительным документом является устав, принимаемый и

утверждаемый на общем собрании членов кооператива.

Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции

юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства.

Они нее являются юридическими лицами и действуют на основании положения,

утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и

представительства не подлежат государственной регистрации. Однако во

избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти

рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать

наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического

лица.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным

предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом

собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество это

является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в

том числе между работниками предприятия. Эта организационно-правовая форма

применяется исключительно при создании государственных и муниципальных

предприятиях.

Некоммерческие организации. К числу подобных структур относят:

Таблица 1.

|Потребительский |Добровольное объединение граждан и юридических лиц на |

|кооператив |основе членства в целях удовлетворения материальных и иных|

| |потребностей участников, осуществляемое путем объединения |

| |его членами имущественных паевых взносов. |

|Обществен-ные и |Добровольные объединения граждан, в установленном законом |

|религиозные |порядке объединившихся на основе общности их интересов для|

|организации |удовлетворения духовных или иных потребностей. Это - |

| |некоммерческие структуры, которые вправе осуществлять |

| |предпринимательскую де-ятельность только для достижения |

| |целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим |

| |целям. |

|Фонд |Не имеющая членства некоммерческая организация, |

| |учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на |

| |основе добровольных имущественных взносов, преследующая |

| |социальные, благотворительные, культурные, образовательные|

| |или иные общественно полезные цели. |

|Учреждение |Организация, созданная собственником для осуществления |

| |управленческих, социально-культурных или иных функций |

| |некоммерческого характера и финансируемая им полностью или|

| |частично. Права учреждения на закрепленное за ним |

| |имущество определяется в соответствии со статьей 296 |

| |Гражданского Кодекса. |

|Объединения |Некоммерческие ассоциации и союзы, созданные коммерческими|

|юридических лиц |организациями в целях координации их предпринимательской |

| |деятельности, а также представления и защиты общих |

| |имущественных интересов. |

Малым предприятие с иностранными инвестициями считается лишь в том

случае, если доля иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.

Вложение иностранного капитала в российскую экономику регулируют

Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы об иностранных инвестициях,

нормы международного права, двусторонние договоры о содействии

капиталовложениям и многосторонние соглашения, связанные с деятельностью

международных экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и

поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы

заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми

формами.

Глава 2.Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого

и крупного бизнеса.

Экономические преимущества и недостатки.

В России в современный период перехода от плановой экономики к

рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого

предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие

крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота

ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы

реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских

товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности

ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение

потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие

на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию

новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес

вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей

высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или

промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую

модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны

особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно

свести к следующим:

. высокая степень централизации и персонализации управления.

Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках

финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что

ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

. отсутствие системы стратегического управления;

. высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных

предприятий, государственной администрации, научных лабораторий,

консультационных фирм;

. дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования

рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на

перспективных направлениях.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого

предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого

предпринимательства:

. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего

класса – главного гаранта политической стабильности в

демократическом обществе;

. рост доли экономически активного населения, что увеличивает

доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии

различных социальных групп;

. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для

которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

. создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными

затратами, особенно в сфере обслуживания;

. трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также

представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из

«горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

. подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным

формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на

месте работы;

. разработка и внедрение технологических, технических и

организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе,

малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые

проекты);

. косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний

путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают

недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только

крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и

производства);

. ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов,

которые иначе остались бы невостребованными, а также более

эффективное их использование;

. снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более

трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в

США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар

активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких

отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля,

но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

. улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям

и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в

достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности

предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому

предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно

выделить самые существенные:

. более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости

положения на рынке;

. зависимость от крупных компаний;

. недостатки в управлении собственным делом;

. слабая компетентность руководителей;

. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

. трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и

получении кредитов;

. неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при

заключении договоров (контрактов) и др.

В этом пункте курсовой работы перечислены лишь некоторые черты,

характерные для малого предпринимательства в целом.

Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в

экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его

долю приходится до 70% валового национального продукта.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль

малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там,

показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек.

Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4

млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего

товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в

Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят

около 40% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают

занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает

в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий

(более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере

мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного

населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью

менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на

более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях

производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность

занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой

выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования

рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с

крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки

нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта,

требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных

мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для

внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50%

всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют

лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX

в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые

разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику,

шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1

доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали

в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные

корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике

приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного

предприятия.

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на

принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные

предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на

взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия

взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных

производств и в инновационных разработках. Если крупное производство

ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших

партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на

небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной

номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой

продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех

случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен

крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что

производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы

весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и

международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного

потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно

небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только

небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной

или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет

о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в

крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою

нишу в течение достаточно долгого времени, как, например, в случае с

производством медицинского оборудования фирмами Дании.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны:

. емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом;

. продукция массового производства, соответствующая требованиям

рынка;

. аккумулирование значительных финансовых средств;

. дешевая рабочая сила.

Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к

требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте

управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том

числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых

предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой

продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от

крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые

предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что

позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в

области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического

обслуживания. Мелкие и средние предприятия-субподрядчики крупных компаний

работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной

специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта

технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-

двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе

осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества

крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на

базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям

в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на

льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части

комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на

использование своей торговой марки.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий

получила в современных условиях система контрактных отношений на основе

франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой

фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания,

а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на

льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и

сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми

фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях

является его интеграция в производственные сети крупных промышленных

структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый

лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих

изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних

предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в

США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам

оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн долл.

Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении,

обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи

малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на

арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап

субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться

до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия,

будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они

играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые

предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран,

содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью

разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями

является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных

традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной

сети.

Глава 3. Государственная поддержка малого бизнеса.

Система законодательных актов, направленных на развитие малого

предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.