рефераты скачать

МЕНЮ


Малый бизнес место и роль в экономике

(ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать

банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка

данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником

информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание

новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых

производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о

транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого

предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом

приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности

участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направлять не только в

федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные

региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от

реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один

из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально

реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена

возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благоприятных

условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе

приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому

предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным

пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных территориях

межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-

центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть

обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений,

таких же, как при формировании финансово-промышленных групп. Необходимо

обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В

частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов,

которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

3. Взаимодействие малого бизнеса с государством

3.1. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных

связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть

преобразований экономических институтов, играет роль экономического

демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий

потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям

внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со

стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и

средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены

на:

V создание необходимых условий для использования малыми предприятиями

бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при

осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-

банкротов;

V концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в

малом предпринимательстве современного высокотехнологичного

товаропроизводящего и инновационного секторов;

V формирование условий и стимулов для расширения производственно-

технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства

с крупным производством;

V информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства

(развитие региональных банков данных на единой классификационной

основе);

V упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных

налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности

для малых предприятий;

V формирование благоприятного порядка налогообложения организаций,

входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

V создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку

инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также

привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии

малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом

основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых

предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных

проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников

финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития

малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный

объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ.

Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными

условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные

программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены

организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми

ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести

финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на

принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.

Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в

бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан

с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной

поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных

банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний

и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством

Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для

быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего

производственного и инновационного направлений, по переработке

сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других

социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы

развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,

способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый

лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы

негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации

основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть

финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую

базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки

малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ

поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в

Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых

центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы

и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям

в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в

промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое

увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания,

транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого

предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным

оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на

миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-

13 млн. человек.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством

предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут

обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников

инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной

деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для

привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том

числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе

налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного

законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,

формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой

области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с

местными органами власти.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору

экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных

направлений этого содействия происходит на основе исследований данного

круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить

приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким

направлениям отнесены:

V производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

V производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного

потребления;

V лекарственных препаратов и медицинской техники;

V оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

V строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного

содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь,

которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,

предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и

льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в

большинстве промышленно развитых стран является система государственных

заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу

гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,

расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,

модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными

органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных

консультационных услуг малым компаниям.

3.2. Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в

России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие

эффективной общегосударственной политики развития малого

предпринимательства в системе налогообложения.

В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, общей

коммерческой деятельности эти сферы малого предпринимательства нуждаются в

государственной поддержке.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования.

Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и

формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого

государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить,

что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-

правовым регулированием экономики, может существенно расширить или,

наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским

кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им

незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое

законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой

подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное

использование налогов для таких целей представляется, однако,

противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе

экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна

обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых

законодательством о лицензировании, таможенным законодательством,

законодательством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе

пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует

сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных

и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений,

ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих

принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-

первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или

стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается

установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение

налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически

оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства

нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ" и в Законе "О6 упрощенной системе налогообложения

и учета для субъектов малого предпринимательства".

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится

параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования

деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой

системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими

субъектами малого предпринимательства.

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого

предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых

в производственной деятельности до 15 человек, в сферах розничной торговли,

бытового обслуживания населения, услуг до 10 человек. Не допускается

переход на эту систему предприятий, занятых производством подакцизной

продукции.

Вводимая упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что

вся совокупность установленных законодательством для юридического лица -

субъекта малого бизнеса - федеральных, региональных и местных налогов,

контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы, а также

платежей во внебюджетные фонды заменяется единым налогом на доход.

Предусматривается сохранение для этой категории плательщиков платежей,

контроль за взиманием, которых возложен на таможенные органы, обязательных

отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и

лицензионных сборов за занятие определенными видами деятельности.

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и

налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной

налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика

на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия,

исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и

суммарной стоимостью использованных в производстве сырья, материалов,

топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную

стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные

фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного

самоуправления, пытаются устанавливать произвольные налоги. Конечно, проще

забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в

бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет

происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов,

которые не получали государственную поддержку, к малым предприятиям и

регионам, которые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и

"раскачивающихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения

и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не

освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а

ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое

выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных

структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя

одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к

одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной.

(При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об

отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных

льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно

установить для малых предприятий единый налог в размере 25-30%. Это

позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей,

снизит степень социально-политической нестабильности в обществе.

3.3. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого

бизнеса

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной

экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.

Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые

ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть

прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег

у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/6 предпринимателей

в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в

апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса

должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании

-долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале

производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе

главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным

экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по

кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом

совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.