рефераты скачать

МЕНЮ


Курс микроэкономики

установились равновесные цены, они несут в себе наиболее объективную

информацию, учитывающую вкусы потребителей, запас факторов,

технологию и т.д.

. В системе Вальраса в явном виде представлена взаимосвязь микро– и

макроуровней экономики. В системе видно, как изменения на

микроуровне (изменение технологии) влияет на систему в целом и на

других участников; и как изменение на макроуровне (запас факторов)

проявляется на микроуровне.

. Система Вальраса конкретизирует идеи А.Смита о роли конкуренции в

регулировании системы предпринимательства.

. Система Вальраса используется для доказательства основной доктрины

(идеи) неоклассической школы: рынок самодостаточен. Если ему не

мешать, то в силу присущей ему саморегуляции рынок определит

необходимые пропорции производства и потребления и обеспечит

наиболее эффективное использование ресурсов.

Бюджетный парадокс: экономической системе у одного из участников

увеличился доход. Доход других – неизменен. Вопрос поставлен следующим

образом: может ли при этом сократится его потребление?

Теорема: есть 3 группы участников и 2 товара.

Пусть у участника А увеличивается доход. Спрос на товар 1 вырастает.

Цена на товар 1 растет. Действует механизм Гиффина. Участник С увеличивает

спрос. Цена на товар 1 еще раз возрастает. Возможно, что суммарное

изменение цены будет таково, что потребление участником А товара 1

уменьшится.

Наличие парадоксов может привести только к одному выводу: при анализе

экономической модели нельзя полагаться только на «здравый смысл».

Очень часто экономический анализ ведут вот с такими положениями:

* – обозначение равновесия.

Интерпретация модели Вальраса.

С момента появления модель Вальраса не только решила много вопросов, но

и множество породила. Можно ли рассматривать модель Вальраса как наиболее

общую модель реальной экономики?

1. Модель подвергается критике за чересчур упрощенную действительность.

Есть причины неконкурентной экономики, которые явно не подходят в

модели Вальраса. Это:

a. неполная информированность;

b. рыночная власть;

c. наличие благ общественной природы;

d. внешние эффекты.

2. Модель имеет статический характер. Т.е. она рассматривается как бы в

один момент времени. После определенных колебаний вокруг равновесия

устанавливаются равновесные цены. Поэтому основное внимание

экономическая теория уделяет спросу и предложению.

3. Шумпетер подверг критике систему Вальраса. Идея Шумпетера – идея

экономического развития не объясняет колебания вокруг точки

равновесия. Идея Шумпетера состоит в том, что экономика –

принципиально неравновесная система.

Обычно рассматривается 3 типа моделей:

a. Вальрасовы равновесие

b. Невальрасовы равновесия.

c. Неравновесные модели. Шумпетер сторонник именно таких

моделей.

Прибыль у Шумпетера – это не результат удачно выбранного рынка, как у

Вальраса, который исчезает, а результат удачных вложений в технологию

(инновации).

4. Тейлор и Ланге впервые обратили внимание на роль аукциониста в

модели Вальраса. Они сделали предположение, что без аукциониста

система работать не будет. Надо было сконструировать экономику, где

роль аукциониста будет выполнять государство. Существует теория

рыночного социализма: вся собственность – государственная.

Предприятия – арендаторы, но частные. Государство устанавливает

цены, а предприятия, ориентируясь на них и взаимодействуя с

потребителями сами находят оптимальный способ взаимодействия с

потребителем.

4. В системе Вальраса очень слабо представлен финансовый сектор.

Д.Потинкен достроил модель Вальрас моделями финансовых потоков.

5. Тема: Несовершенная конкуренция

Глава 1: Типология рыночных структур.

Рынок, в широком смысле, институциональная система, основанная на

частной собственности и предпринимательстве. В узком смысле, рынок – это

система взаимодействий производителя и потребителя. Цена формируется как

взаимодействие большого числа производителей и большого числа потребителей.

Всё это мы описали с помощью модели Вальраса. Теперь мы возвращаемся к

исходной модели и попытаемся понять, действительно ли исходным пунктом

анализа является модель совершенной конкуренции.

Совсем не обязательно, что ситуация на рынке будет описываться моделью

совершенной конкуренции. Могут быть и другие модели.

Таким образом, теоретически допустимы и встречаются на практике другие

модели рынка. Такие типичные модели называются рыночными структурами.

Существует классификация рыночных структур:

1. Модель совершенной конкуренции (рисунок 1).

2. Чистая монополия (рисунок 2).

3. Монопсония (рисунок 3).

4. Двухсторонняя монополия (рисунок 4).

5. Небольшое число продавцов (около 2–3). Каждый из них путем

увеличения или уменьшения продаж может воздействовать на цену –

олигополия. Наиболее хорошо исследован случай, когда в отрасли 2

производителя – дуополия. Фирмы принимают решения на основе

информации друг о друге. Точно так же можно построить модель на

стороне покупателя – олигопсония.

6. Монополистическая конкуренция. Предположим, мы рассматриваем

отрасль, в которой действует множество фирм–производителей.

Предположим, что каждый из производителей сумел каким–то образом

выделить свой товар (за счет свой торговой марки, своего фирменного

наименования). Для такого выделения активно используется реклама.

Товар однороден, но его всегда можно идентифицировать за

производителем. В этих условиях возникает слабый монопольный товар.

Но между собой эти товары являются близкими заменителями. Таким

образом, потребитель достаточно легко может переключиться на

потребление товара–заменителя. Эта ситуация и называется

монополистическая конкуренция. Для описания монополистической

конкуренции используются термины: идентификация производителя,

дифференциация продукта (однородный, стандартизированный товар

получает уникальные характеристики) и т.д.

Замечания:

1. В марксистской традиции под термином «монополия» понимается крупная

фирма. А под термином «монополистическая конкуренция» понимается

взаимодействие крупных фирм, а не та рыночная структура, которую мы

только что описали.

2. При определении структуры конкурентного рынка необходимо точно

определить границы отрасли. Обычно их определяют с точки зрения

удобства статистических наблюдений. Для маркетинговых исследований

этот подход чересчур упрощен (моющие средства –> шампуни (авто, для

животных, для сухих, жирных, нормальных волос)). Понятие отрасли в

микроэкономическом плане будет отличаться от понятия отрасли в

статистике. Критерием отрасли будет выделение однородных

заменителей. Нам всегда придется говорить о монополизации рынка.

Очень трудно говорить о рынке шампуня в России, то, что есть в

Москве, не заботит жителей Омска.

3. Как аналитически определить состояние любого конкурентного рынка?

Существует два подхода «диагностики монопольной власти»:

a. Показатель Лернера – теоретический. Если на рынке совершенная

конкуренция, то p = MC; если нет, то равенство не выполняется.

Считают MC, смотрят P и путем некоторых комбинаций определяют.

Но так как MC посчитать очень сложно, то и на практике это

высчитать почти невозможно.

b. Индекс Герфиндаля – надо знать сколько фирм в отрасли и какая

часть общего выпуска продукции приходится на каждую фирму.

Этим показателем пользуются на практике.

Глава 2: Монополия и монополистическая конкуренция.

№1. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ.

Рассмотрим ситуацию совершенной конкуренции. Предположим, что все

фирмы–производители объединились в картель, т.е. теперь они могут

устанавливать объем производства и назначать цену продукции. Таким образом,

картель приобретает монопольную власть над рынком. Единственным

ограничением является спрос.

Задача картеля: определить некую комбинацию «цена–выпуск», которая

позволит максимизировать прибыль. Это происходит в том случае, когда MV=MC.

[pic]

[pic] – объем сверхприбыли (квазирента).

После объединения картель получает возможность, снижая предложение

(ограничивая его) установить более высокую цену на продукцию отрасли и

получить экономическую прибыль, т.е. излишек над возмещением затрат всех

факторов. Это и является целью образования картеля. Источником сверхприбыли

является излишек потребителя. Отсюда видна и социальная цена монополии, или

ущерб от монопольной власти измеряется:

1. величиной потерянного потребительского излишка;

2. снижением выпуска продукции;

Здесь же виден универсальный способ использования монопольной власти –

ограничение предложения. В рамках микроэкономической теории монополия

трактуется как некое, иногда неизбежное, зло, т.к. монополия – это:

1. потеря для потребителей;

2. пример неэффективного использования ресурсов;

Поэтому в рамках микроэкономической теории к монополии относятся

плохо.

В основном монополию осуждают из–за ограничения свободного

предпринимательства. Множество их отсекается от экономической деятельности.

Фирма–монополист утрачивает стимулы для совершенствования технологии. В

странах с высоким уровнем монополизации существует препятствие для

технического прогресса (скупка патентов монополиями). Таким образом, общая

негативная оценка монополии привела к формированию устойчивого

общественного мнения, направленного против монополий. В начале ХХ века это

привело к созданию антитрестовских законов. Классические американские

законы Шермана и Клейтона (посмотреть). Примерно в 30 – 50 гг. в

экономической теории появились первые работы в поддержку и защиту монополий

– И.А. Шумпетер и Д.К. Гелбрейт. Эта точка зрения получила название

парадигма Шумпетера–Гелбрейта: для того, чтобы производить технические

нововведения, осуществлять исследования и разработки, иметь большое опытное

производство, фирма должна быть крупной. Наличие множества крупных фирм в

одной отрасли технически неосуществимо. Поэтому, для укрепления

технического потенциала нация должна стремится к монополизации. По

Гелбрейту, мощь монополий уравновешивается мощью государства и профсоюзов.

На место свободной конкуренции приходит сначала монополия, а затем

двусторонняя монополия при посредничестве и арбитраже государства. Такая

корпоративная структура в наибольшей степени обеспечивает нации техническое

превосходство.

Следует помнить, что характер технического развития в конце XIX –

начале XX вв. способствовал созданию крупных предприятий для развития

машиностроения, транспорта, химической промышленности, металлообработки.

Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства.

Поэтому монополия имела солидное техническое обоснование Примерно к 20–30

гг. ХХ в. казалось, что совершенная конкуренция больше не имеет места.

Статистически рассчитывается показатель концентрации производства –

доля крупнейших предприятий в выпуске отрасли. В начале ХХ в. на долю 4 – 8

предприятий приходилось 80–90% выпуска продукции. Монополия устанавливает

монопольную цену. Но говорить о монопольной цене бессмысленно – это любая

цена, устанавливаемая монополией. Но из всех монопольных цен существует

единственная, поставляющая максимальную прибыль. Для монополии не

существует кривой предложения.

Рассмотрим фирму–монополиста. AV1 – спрос в начальной ситуации,

следовательно выпуск монополиста задается условием MV1 = MC.

Вывод: Если при расширении спроса фирма–конкурент увеличивает

предложение, то фирма–монополист имеет возможность, не увеличивая

предложение, просто повысить цену. Фирма–монополист не обязана

придерживаться кривой предельных издержек, поэтому предложение больше не

отождествляется с этой кривой.

№2. МЕТОДЫ МОНОПОЛЬНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.

Общая логика:

Монополии начинают «охоту за потребителем».

|Фирма–монополист устанавливает несколько видов |

|взаимодействий и в детальном анализе эти взаимодействия |

|нужно рассматривать отдельно. Часть рынка принадлежит |

|аутсайдерам – независимым фирмам, которые не могут |

|влиять на цену в силу своих размеров. Доминирующая фирма|

|ведет себя как монополист. А остальные фирмы отрасли |

|принимают цену, назначаемую фирмой–лидером. Эта модель |

|называется «лидерство в цене». Модель близка к |

|монополии, но в учебниках ее относят к олигополии. |

Фирма–монополист взаимодействует со своими поставщиками. Если

поставщики производят узкоспециализированный товар, т.е. такой, который

будет потребляться только данной фирмой, мы переходим к монопсонии.

Фирма–монополист может являться объектом государственного воздействия.

В учебниках этот раздел называется «методы ограничения рыночной власти».

Эти методы различны. Это могут быть:

1. Регулирующие качество методы (стандартизация, сертификация, правила

использования);

2. Определение правил ценообразования либо границ цен;

|Существуют также методы, использующие антитрестовское |

|законодательство. Были периоды, когда некоторые крупные |

|корпорации в США были разделены на несколько независимых|

|фирм. Так, AT&T была разделена примерно на 30 |

|независимых компаний. С 80–х гг. ХХ в. идут обратные |

|процессы слияния компаний. Антитрестовские требования |

|стали препятствовать международной конкуренции. |

|Изменяется, с появлением ТНК, структура рынка. В |

|некоторых секторах структуру рынка можно отнести к |

|совершенной конкуренции. Антитрестовские ограничения |

|стали отменяться. |

№3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ.

Рассмотрим совершенную конкуренцию. Предположим, что каждый из

конкурентов сумел идентифицировать свой товар. В результате образовалось

множество однопродуктовых рынков, на каждом из которых действует один

производитель–монополист. Однако, все эти рынки связаны между собой, потому

что общая сумма потребительского бюджета фиксирована и потребитель выбирает

между этими рынками. Сделав выбор, ceteris paribus, потребитель и в

следующий момент времени остается на данном рынке. Однако в любой момент он

готов перейти на соседний рынок. Таким образом, каждый монополист должен

учитывать ситуацию, складывающуюся на соседних рынках. Рассмотрим отдельный

отраслевой рынок, получим рисунок.

Отличительная черта монополистической конкуренции – высокоэластичный

спрос. Фирма рассматривает затраты на идентификацию продукта (реклама –

advertisement – A).

Монополистическая конкуренция: понятие и распространение

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию,

при которой относительно большое число небольших производителей предлагает

похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и

чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции

не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно

большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков

монополистической конкуренции:

1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка,

поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

2. тайный сговор почти невозможен;

3. в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учитывая

возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию

конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной

фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что

у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков

монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. При

этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или

качественным, параметрам. "Реальные" различия, включающие функциональные

особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными

сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут

различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения,

графического вывода и степени их ориентированности на потребителя.

Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются

важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может

придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Конкурент в

лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим

упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким

ценам.

Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе

размещения и доступности. Небольшие мини–бакалеи или продовольственные

магазины самообслуживания успешно конкурируют с крупными супермаркетами,

несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент

продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов

располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах,

нередко они открыты 24 часа в сутки.

Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также

являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных

посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых

марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем

какой–либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со

стороны покупателей.

Одним из важных значении дифференциации продукта является то, что,

несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в

условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью

контроля над ценами на свою продукцию.

Неценовая конкуренция

В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество

сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых

факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей

продукта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные

клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше,

чем продукция конкурентов.

Лёгкое вступление в отрасль

Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.