Инвестиции фирмы в человеческий капитал
Инвестиции фирмы в человеческий капитал
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра политической экономии
ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ
(Курсовая работа)
Выполнил
студент 1 курса
группы 915
Сопыряев Д.С.
Научный руководитель
канд. экон. наук
Веретенникова Н.В
Томск 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 4
КАПИТАЛ 4
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды 4
1.2 Инвестиции в человеческий капитал 7
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала 11
ГЛАВА 2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 16
КАПИТАЛ 16
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала 16
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
18
2.3. Кадровая политика. 20
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
ВВЕДЕНИЕ
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое
значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.
Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным
способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний
начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как
самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления
человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и
образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования
производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме
человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в
разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических
исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований
данной проблемы.
Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века.
Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и
К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие
основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и
целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного
основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох,
Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон
Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как
основного капитала.
Целью данной курсовой работы является показать особенности
человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а
также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности
вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность
человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие
инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию
человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников
на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в
человеческий капитал.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда
это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки.
Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего
экономики образования и труда.
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм
капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта
форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что
представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,
либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал
формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в
виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на
охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как
„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие
воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение
функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала
обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,
навыки, накопленный опыт“[2].
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип функциональности определения
характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,
но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого
использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность
навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это
накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас
навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком
в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту
производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное
использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности
закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-
четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем
вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,
накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его
вновь эффективно применить.
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью
общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего
общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным
запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять
свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени
ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой
личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
В экономической литературе существует несколько подходов к
классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала
можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,
и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть
творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности
выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,
которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или
повышению эффективности существующих способ их удовлетворения
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых
содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и
образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое
применение именно в производстве (создание средств производства,
технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала
является различие между формами, в которых он воплощается.[3]
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических,
материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,
связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные
нужды общества. Он включает в себя все правительственные и
неправительственные институты, которые содействуют эффективному
использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые
учреждения).(См.: Рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды человеческого капитала по формам его воплощения
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить
специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный
человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате
специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они
были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий
человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть
востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, при существовании большого количества определений и
видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины,
представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое
по общему для них признаку“[4][pic]. Человеческий капитал - это важнейшая
составная часть современного производительного капитала, которая
представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых
способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.
Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются
инвестиции в человеческий капитал
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера,
предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к
инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья,
на получение общего и специального образования; затраты, связанные с
поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией,
рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о
ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
- расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и
неформальное, подготовку по месту работы;
- расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику
заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение
жилищных условий;
- расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с
относительно низкой производительностью.
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на
вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые
для физического формирования и развития человека (издержки рождения и
воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и
специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и
перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными
являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное
образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека,
тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции
же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных
специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее
влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий
капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В
любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное
обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов –
исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д.,
которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное
изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение
на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют
на формальные и неформальные[5]. Формальные инвестиции – это получение
среднего, специального и высшего образования, а также получение другого
образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы,
обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это
самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей
литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное
занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в
здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию
трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования
человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный
капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в
результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека
происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной
здоровья, способны замедлить данный процесс.
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих
их от других видов инвестиций.
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит
от срока жизни его носителя ( от продолжительности трудоспособного
периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они
начинают давать отдачу.
2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному
износу, но и способен накапливаться и умножаться.
3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается
до определенного предела, ограниченного верхней границей активной
трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем
резко снижается.
4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в
человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной
деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал,
поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими,
национальными, культурными особенностями и традициями.
6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала
инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с
точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего
общества.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать
государство (правительство), негосударственные общественные фонды и
организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды),
международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика.
Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в
этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное
образование в объеме средней школы, обязательные медицинские
профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами
являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными
способами, которые используются с целью изменения размеров частных
инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может
повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а
также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала
(регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в
важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования
и здравоохранения. Например, в России на воспроизводство человеческого
капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд. рублей, что составляет 15,1%
всего федерального бюджета страны.
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных
компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных
производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых
может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала,
а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения
средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор,
пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их
трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери
рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства
вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и
переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и
профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и
оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам
затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими
секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны,
поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и
увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего
ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной
стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой
стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не
явных (прежде всего времени родителей).
Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей
человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и
постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в
развитие человеческого капитала детей не только являются основой их
собственного развития, но служат базой для формирования совокупного
человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и
образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала,
создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется
личность.
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет
качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории
Страницы: 1, 2, 3
|