рефераты скачать

МЕНЮ


Инвестиции

приобретение или заготовление новых средств производства с целью

поддержания состава основных фондов предприятия;

- инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование

заменяется новым;

- инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию

технологического оборудования или технологических процессов;

- инвестиции на изменения программы выпуска продукции;

- инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры

изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков

сбыта;

- инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе,

направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей

среды;

- брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций;

- рисковые инвестиции, или венчурный капитал – инвестиции в форме выпуска

новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с

большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между

собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие

капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части

акций предприятия – клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с

правом конверсии последних в акции.

Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких

инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в

себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного,

предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых

наукоемких фирм.

5.Инвестиционная политика Псковской области.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории

области осуществляется на основе действующего законодательства Российской

Федерации, Закона Псковской области «О государственной поддержке

инвестиционной деятельности в Псковской области», принятого областным

Собранием депутатов 9 июля 2001 года ( с изменениями от 21 марта 2002

года), международных договоров Российской Федерации и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации и области.[8]

Псковская область – это единственный регион Российской Федерации,

который граничит с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией.

Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших

показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.

В настоящее время инвестиционная сфера относится к числу наиболее

подорванных за последние годы сфер экономики. В итоге многолетнего спада

нынешние вложения в основной капитал в Псковской области составляют лишь

13,4% от уровня 1990 года.

Одной из причин промышленного спада является снижение инвестиций, что

препятствует общему оздоровлению экономики области, обостряет проблему

отсталости региональной технической и технологической базы, ведет к росту

степени изношенности основных фондов в промышленности.

Псковская область по совокупности природно-климатических и

географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, а также

уровню инвестиционного риска по оценке отечественных и зарубежных экспертов

является инвестиционно привлекательным регионом. Вместе с тем уровень

инвестиционной активности в области не адекватен уровню ее потенциальной

инвестиционной привлекательности. Анализ и оценка экономической ситуации в

области за последние годы предполагают, что объем инвестиций, поступивших в

область в значительной степени меньше, чем возможен.

В 2001 году стали особенно видны основные проблемы, препятствующие

привлечению инвестиций в экономику региона:

- устаревшее и уже недействующее в новых условиях инвестиционное

законодательство;

- несовершенство инфраструктуры, обслуживающей бизнес и инвестиционную

деятельность в Псковской области.

Возникла необходимость повысить роль региона в решении проблема

активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса, прежде

всего, в оказании содействия создания всей системы условий, определяющих

благоприятный инвестиционный климат, в содействии повышению инвестиционной

и рыночной культуры предпринимательства, а также в содействии лучшей

информационной обеспеченности.

Обязательным условием роста инвестиций является наличие в экономике

области благоприятного инвестиционного климата, которой рассматривается как

совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и социальных

факторов.

Привлечение инвестиций было обозначено Главой Администрации Псковской

области «как приоритет региональной экономической политики». Были

предприняты шаги по улучшению инвестиционного климата в Псковском регионе:

- создана новая структура Администрации области – отдел инвестиционной

политики;

- принята областная целевая программа «Улучшение инвестиционного климата

Псковской области на 2002 – 2003 г.;

- разработан и принят Закон Псковской области «О государственной поддержке

инвестиционной деятельности»;

- создан Фонд «Агентство регионального развития Псковской области».

В принятой областной программе «Улучшение инвестиционного климата

Псковской области на 2002 – 2003 г.» обозначены цели:

1.Формирование приоритетов экономического развития регионов.

2. Устранение административных барьеров в экономике.

3. Повышение конкурентоспособности региональной экономики.

4. Реформирование регионального законодательства в экономической

сфере. С целью совершенствования нормативной правовой базы инвестиционной

деятельности предусматривается разработка и принятие следующих нормативных

правовых документов, которые будут регулировать инвестиционную

деятельность:

закон области «О межмуниципальной кооперации», целью которого является

регулирование отношений, возникающих при совместном использовании объектов

социальной сферы;

внесение изменений в закон области «О государственной поддержке

инвестиционной деятельности в Псковской области» с целью приведения его в

соответствие со 2 частью Налогового кодекса РФ;

приведение нормативных актов по инвестиционной деятельности в

соответствие с Законом области «О государственной поддержке инвестиционной

деятельности в Псковской области»;

рекомендации по регулированию инвестиционной деятельности органами

местного самоуправления;

заключение договоров с органами местного самоуправления о совместном

предоставлении мер поддержки инвестиционной деятельности;

заключение договоров с исполнителями работ по разработке программ,

направленных на улучшение экономической ситуации в области.

5.Реклама экономических возможностей региона. Основные мероприятия в

рамках этого направления должны включать в себя:

проведение активной инвестиционной рекламы региона в России и за

рубежом;

организацию презентаций региона и его инвестиционных проектов для

потенциальных инвесторов, участие в отраслевых выставках;

формирование инвестиционного имиджа области с помощью проведения

инвестиционных выставок, семинаров, конференций;

формирование позитивного представления об экономической ситуации в

области и конкретных возможностей сотрудничества через публикацию

отечественных и зарубежных СМИ, в т.ч. в сетях «Интернет» инвестиционных

материалов о регионе;

упрощение доступа к информации о предприятиях и ресурсах.

6. Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности.

Для развития инфраструктуры инвестиционной деятельности необходимо

осуществить ряд мероприятий, которые направлены на:

- создание развитой организационной, информационной, финансовой базы;

- заключение соглашений с банками области об инвестиционном сотрудничестве

7. Образовательная деятельность.

8. Поддержка инвестиционных проектов, реализуемых на территории

области, имеющих важное народнохозяйственное значение для области.

Финансирование программы «Улучшение инвестиционного климата Псковской

области на 2002 – 2003 годы» осуществляется за счет средств областного

бюджета.

Комплексная реализация задач, изложенных в данной Программе, позволит

положительным образом воздействовать на инвестиционный климат Псковской

области, будет способствовать его улучшению, опираясь в первую очередь, как

на собственные ресурсы, так и на привлеченные средства.

В сложившихся условиях реализация мероприятий областной целевой

программы обеспечит проведение активной и последовательной инвестиционной

политики Администрации области, направленной на обеспечение экономического

роста, стабильного технического и социального развития Псковской области.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

Улучшить региональное законодательство в экономической сфере, принять

ряд нормативных правовых документов, регулирующих инвестиционную

деятельность на территории области.

Создать новые инвестиционные структуры и заключить ряд соглашений об

инвестиционном сотрудничестве, которые обеспечат дополнительные условия для

привлечения инвестиций в область и обслуживания инвестиционной

деятельности.

Представить Псковскую область как перспективного партнера, обладающего

значительным экономическим потенциалом и привлечь внимание российских и

деловых международных кругов к Псковской области, показать привлекательные

для потенциальных инвесторов условия осуществления инвестиционной

деятельности.

Сделать доступной информацию о реальном состоянии экономики Псковской

области.

Путем реализации проекта «Инвестиционный рейтинг предприятий Псковской

области», рекламировать экономически «правильное» поведение предприятий,

подготовить ряд публикаций в газете «Псковская правда», сообщающих об

итогах каждого этапа рейтинга, информирующих о предприятиях области, а

также раскрывающих актуальные вопросы, связанные с инвестиционной

деятельностью нашего региона.

Оказать государственную поддержку перспективным инвестиционным

проектам, имеющих важное народнохозяйственное значение для области, и

обеспечить их продвижение на российский и внешний рынки инвестиционных

капиталов.

Создать в области предприятия за счет инвесторов с бюджетным эффектом,

превосходящим затраты на реализацию Программы.

В настоящее время инвестиционная политика Администрации Псковской

области дала свои результаты.

В 2001 году предприятиями и организациями на развитие экономики и

социальной сферы использовано 2802,7 млн. рублей, что составляет 104,5% к

уровню 2000 года; объем иностранных инвестиций (5170,2 тыс. долларов США)

вырос за 2001г. в 4,8 раза, на 480 %.

Видовая структура инвестиций в основной капитал представляет собой

следующие составные:

1. строительство зданий и сооружений – 55%

2. приобретение техники, оборудования, инструмента и инвентаря – 28%

3. строительство жилья – 12%

На строительно-монтажные работы использовано 63% объема инвестиций.

По отраслям, производящим товары, использовано инвестиций на сумму

486,9 млн. рублей, что на 20% ниже уровня 2000 года. По отраслям,

оказывающим рыночные и нерыночные услуги, использовано 1902,2 млн. рублей,

что составляет 80% объема инвестиций.

В отраслевой структуре инвестиций наблюдался рост доли инвестиций в

промышленность и транспорт. Среди отраслей промышленности наиболее

приоритетной отраслью остается машиностроение. Кроме того, в 2001 году

получили широкое развитие пищевая промышленность (мясная и молочная) и

легкая промышленность (швейная).

Основным источником финансирования капитальных вложений остаются

собственные средства предприятий, удельный вес которых в 2001 году составил

около 50%, централизованные источники финансирования составили около 40%

(из них средства федерального бюджета – 75%).

Исходя из анализа развития инвестиционных процессов в области,

предполагается, что в 2002 и 2002 годах ожидается рост инвестиций в

развитии экономики на 5% каждый год. Область готовится к проведению

празднеств в честь 1100-летия первого упоминания в летописи города Пскова,

поэтому средства бюджетов всех уровней и внебюджетные, средства предприятий

и организаций будут направлены на эти цели.

В 2004-2005 годах рост инвестиций по сравнению с 2003 годом

прогнозируется ниже (2%-3%).

В отраслевой структуре капитальных вложений в 2003 году и последующие

годы существенных изменений не произойдет. Среди отраслей, производящих

товары, прогнозируется стабильный рост инвестиций в базовых отраслях

промышленности: машиностроение и металлообработка. Кроме того, значительная

часть инвестиций будет направлена в нефондоемкие отрасли с быстрым оборотом

капитала (легкая и пищевая промышленность). Среди отраслей, оказывающих

услуги, также ожидается рост инвестиций. Значительная часть инвестиций

будет направлена на транспорт, возрастет объем инвестиций в сфере торговли

и общественного питания, а также жилищно-коммунального хозяйства.

В структуре инвестиций в разрезе источников финансирования произойдут

некоторые изменения. Основными источниками финансирования в 2002-2005 годах

останутся средства предприятий и организаций и бюджетные средства. В связи

с переориентацией производства на удовлетворение внутреннего

инвестиционного и потребительского спроса и ростом объемов производства

продукции предполагается ежегодное увеличение внутренних источников

финансирования инвестиций за счет средств предприятий и организаций

области. Доля этого источника финансирования в общем объеме возрастет в

2005 году до 50%.

Кроме того, с 2002 года наблюдается активизация привлечения

предприятиями кредитов банков, заемных средств других организаций и

использования внебюджетных источников.

Указанные средства будут направляться на обновление основных

производственных фондов: строительство новых (например, в городе Пскове

планируется строительство Макдональдса), расширение, техническое

перевооружение действующих предприятий, разработку и применение новых,

более современных технологий и оборудования.

В тоже время в 2002-2005 годах ожидается уменьшение удельного веса

бюджетных средств в общем объеме инвестиций.

ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ

(по крупным предприятиям и организациям Псковской области)

(январь – сентябрь 2002 года)

(в тыс. рублей)

| |Долгосрочны|Краткосрочн|Инвестиц|Другие |

| |е |ые |ии в |инвестиц|

| |финансовые |финансовые |основной|ии |

| |вложения |вложения |капитал | |

|Источники инвестиций |146601 |442960 |1608662 |10366 |

|в том числе: | | | | |

|собственные средства |138383 |373369 |998403 |10232 |

|в том числе: | | | | |

|- прибыль, остающаяся в |129447 |19135 |259220 |10113 |

|распоряжении организации | | | | |

|(фонд накопления) | | | | |

|- амортизация |2021 |354234 |719773 |117 |

|привлеченные средства |8218 |69591 |610259 |134 |

|в том числе: | | | | |

|- кредиты банков |8218 |16644 |14065 | |

|- из них кредиты | | |100 | |

|иностранных банков | | | | |

|-заемные средства других | |52935 |144238 | |

|организаций | | | | |

|- бюджетные средства | | |409609 |134 |

|в том числе | | | | |

|- из федерального бюджета | | |275247 |7 |

|-из бюджета субъектов | | |121309 |127 |

|федерации | | | | |

|-средства внебюджетных | | |11031 | |

|фондов | | | | |

|- прочие | |12 |31316 | |

| | | | | |

Годовой отчет по распределению финансирования путем инвестирования

будет представлен Псковским областным комитетом государственной статистики

в конце февраля 2003 года.

6.Заключение.

В настоящее время Россия занимает по привлечению инвестиций далеко не

первое место. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше 500 млрд.

долларов США. Мы же получаем чуть менее 5 млрд. долларов ежегодно. Менее

1% - это, конечно же, несопоставимые масштабы инвестиционной активности

по сравнению с тем, каким потенциалом мы обладаем. Это, конечно же,

абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов

социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации

для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств

мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы

ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд. долларов.[9] Экспорт нефти и

газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не

могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую

очередь, в рынки капитала – рассматривается Правительством РФ как

приоритетная задача государственной инвестиционной политики.

Наиболее существенную роль в повышении интереса иностранных инвесторов

к нашим проектам помимо макроэкономических факторов такие составляющие

инвестиционного климата, как налоговое законодательство, реструктуризация

банковской системы, решительная позиция правительства по выработке

законодательства, гарантирующего и обеспечивающего права инвесторов.

Хочется верить, что при сохранении нынешней динамики преобразований

Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для

ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов

собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только

привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно

интегрируется в международную экономическую и политическую систему.

Правительством Российской Федерации будет продолжена целенаправленная

политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий

конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного

развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом

мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов.

7. Список используемой литературы.

1. Закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” (с изменениями

на 25.02.1999г.)

2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ,

осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от

02.01.2000 г.)

3. Закон Псковской области «О государственной поддержке инвестиционной

деятельности в Псковской области» от 9.07.2001г. (с изменениями от

21 марта 2002 года).

4. Программа «Улучшение инвестиционного климата Псковской области на

2002 -–2003г.», утверждена постановлением областного Собрания

депутатов от 18.12.2001г. № 972

5. Бланк И.А., Инвестиционный менеджмент, М, 1998

6. Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.

том 6

7. http://www.ivr.ru/articles/economics, Информационно-аналитические

материалы, «Инвестиционный климат в РФ и меры по его улучшению».

8. http://investorov, Инвестиции в России, «Инвестиции не манна

небесная», Интервью с министром экономического развития и торговли

РФ Германом Грефом 30.08.2001г.

9. Псковский областной комитет государственной статистики

«Статистический бюллетень № 106»

10. Министерство экономического развития и торговли Российской

Федерации. Методические рекомендации к разработке показателей

прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации. – М., 2002.

-----------------------

[1] Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.,т.6

[2] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности» (с изменениями от

02.01.2000г.) гл.1 ст.1

[3] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями

от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

[4] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями

от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

[5] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями

от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

[6] Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями

от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

[7] Бланк И.А., «Инвестиционный менеджмент», М., 1998г.

[8] Закон Псковской области «О государственной поддержке инвестиционной

деятельности в Псковской области», преамбула.

[9] См: http://investorov, Инвестиции в России., «Инвестиции не манна

небесная», Интервью с министром экономического развития и торговли РФ

Германом Грефом 30.08.2001г.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.