Инновационно-инвестиционные процессы в переходной экономике России
партнером либо российскими федеральными или региональными структурами.
Также примечательны и предпочтения по стадиям инвестирования: «расширение»
и более поздние стадии. Это предполагает инвестиции в стабильно действующие
предприятия со сложившейся командой и достаточной историей, что в
значительной степени снижает риск неудачи.
ЕБРР принимал долевое участие в формировании еще ряда фондов, обычно
совместно с МФК. В тех фондах, где ЕБРР и МФК не являются акционерами,
имеющими контрольный пакет, влияние политических факторов не становится
определяющим при выборе стратегии деятельности управляющих компаний.
Стратегия определяется менеджерами компаний и отражает их профессиональные
предпочтения и оценку ими состояния рынка и бизнеса в России.
Суммарный капитал этих фондов составляет порядка 530 млн. долл. При этом
надо отметить, что только 2 фонда из этой подгруппы ограничивают свою
деятельность Россией, все остальные действуют либо в СНГ, либо в странах
Восточной Европы, включая Россию. По имеющимся данным, 4 фонда этой
подгруппы осуществили инвестиции в 82 компании на общую сумму порядка 270
млн. долл., при этом в России — не менее 200 млн. долл. в 69 компаний.
Судя даже по этим неполным данным, можно сделать вывод о высокой
активности профессиональных управляющих компаний, обусловленной в первую
очередь хорошими перспективами для венчурных капиталистов на развивающемся
рынке России. Например, созданный в 1994 г. First NIS Regional Fund с
капиталом 160 млн. долл. уже в апреле 1998 г. выплатил акционерам в виде
дивидендов 100 млн. долл., а в 1999 г., несмотря на августовский кризис
1998 г., — 33,6 млн. долл. Причем в качестве меры противодействия повышению
уровня риска, вызванного кризисом, руководством фонда избрано значительное
увеличение объема прямых инвестиций в действующие предприятия реального
сектора экономики.
Общей для фондов этой подгруппы является ориентация на предприятия
среднего бизнеса, что подтверждается минимальным размером инвестиций от 1
млн. долл.
«АКТИВНЫЕ» ФОНДЫ. К этой группе можно отнести 6 фондов с суммарным
капиталом порядка 1,26 млрд. долл., осуществивших до настоящего времени
прямые инвестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько
десятков российских компаний.
Состав группы весьма представителен:
два фонда — TUSRIF {The United States — Russia Investment Fund) и Defence
Enterprise Fund — образованы - из средств правительства и департамента
обороны США соответственно;
деятельность Investment Fund for Central and Eastern Europe (Дания)
поддерживается государством, состав совета директоров фонда утверждается
министром иностранных дел Дании;
акционерный капитал Agribusiness Partners International гарантирован
правительственным агентством США по сельскому хозяйству и Корпорацией
частных внешних инвестиций (ОР/С).
Эти фонды при осуществлении деятельности в России в значительной степени
руководствуются стратегией правительств своих стран (США и Дании). Если
американские фонды действуют в рамках межправительственных соглашений,
основной задачей которых является поддержка рыночных реформ в России, то
руководство датского фонда не скрывает протекционистской направленности
своей деятельности: наиболее значительным эффектом (деятельности фонда)
является рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
Многие датские предприятия включили инвестиции в стратегию проникновения на
рынки, защищенные тарифными барьерами.
Капиталы фондов AIG-Brunswick и Russia Partners сформированы финансовыми
учреждениями, инвестиционными организациями, пенсионными фондами, частными
лицами и компаниями США. Надежность вложения обеспечивается гарантиями
ОР/С, защищающими акционеров от возможной потери капиталов. Несомненно,
эти фонды более свободны от необходимости учитывать в своей деятельности
политические соображения.
Однако наличие гарантий ОР/С налагает определенные ограничения на
осуществляемые фондами операции. Наряду с общепризнанными ограничениями,
связанными с недопущением вреда окружающей среде, здоровью, благосостоянию
и правам человека, существует запрещение инвестиций в проекты, наносящие
ущерб торговле, коммерческим связям и занятости населения США (например,
экспорт российских технологий подпадает под ограничения ОР/С). Более того,
перед одобрением инвестиционного проекта ОР/С оценивает его согласуемость с
экономическими и внешнеполитическими интересами США.
Таким образом, деятельность фондов этой группы учитывает национальные
интересы сформировавших их капиталов, что, впрочем, нисколько не умаляет ее
значения для поддержки экономики России и продвижения на российский рынок
технологий венчурного бизнеса.
Из этой группы только TUSRIF ограничивает Россией зону своей
деятельности. Для остальных фондов регионом интересов являются СНГ
(конечно, в значительной степени инвестиции концентрируются в России),
страны Балтии, Центральной и Восточной Европы.
Отраслевыми предпочтениями фондов этой группы являются: сельское
хозяйство и пищевая промышленность, потребительские товары и услуги,
телекоммуникации, строительство, фармацевтика и т.д.
Отдельную позицию в этой группе занимает Defence Enterprise Fund (Фонд
оборонных предприятий), основная задача которого — оказание помощи новым
независимым государствам — России, Украине, Казахстану и Белоруссии в
проведении приватизации оборонных предприятий и конверсии военных
технологий и производственных мощностей. Фонд осуществляет соинвестирование
совместных конверсионных проектов российских оборонных предприятий с
обязательным участием зарубежных партнеров соответствующего профиля.
Предприятия Москвы и московского региона составляют 75% от числа российских
компаний, получивших инвестиции фонда, вложения в них составили 83% от
общего объема инвестиций в Россию.
Этот факт является подтверждением, во-первых, высокого научно-
технического потенциала региона и, во-вторых, влияния местоположения
представительства венчурного фонда на выбор предприятий-реципиентов.
В целом активность этой группы фондов в части прямых инвестиций
значительно выше, чем фондов ЕБРР. По имеющимся данным (нет данных по AIG-
Brunswick) объем размещенных в России средств уже значительно превышает 50%
от общего объема предполагаемых инвестиций в российскую экономику. При этом
фонд Russia Partners полностью инвестировал свои средства. Фонды этой
группы осуществляют инвестиции в средние и крупные предприятия, минимальный
размер инвестиций составляет 3—5 млн. долл.
«ПАССИВНЫЕ» ФОНДЫ. К этой группе (весьма условно) можно отнести 16
фондов, суммарный капитал которых составляет не менее 2,2 млрд. долл.
Несмотря на декларированный интерес к деятельности в России, отсутствуют
достоверные сведения о масштабных инвестициях, осуществляемых этими фондами
в российскую экономику.
Состав этой группы фондов весьма разнообразен как по размерам капитала,
так и по страновой принадлежности. Здесь присутствуют американские гиганты
типа Morgan Stanley Dean Witter, NCH Advisors с капиталами 300—700 млн.
долл. и небольшой британский фонд Red Tiger с 15 млн. долл. капитала,
финский FINNFUND и греческий Commercial Capital.
Региональные интересы этих фондов редко ограничиваются только Россией,
обычно — это СНГ либо еще шире — европейские страны, в том числе СНГ. При
этом известно, что большинство этих фондов активно действуют в странах
Восточной и Центральной Европы, Черноморского бассейна.
Отраслевые предпочтения характерны для фондов, действующих на
развивающихся рынках: телекоммуникации, потребительские товары и услуги,
фармацевтика и медицина, продовольственные товары, природные ресурсы. Ряд
фондов: Morgan Stanley Global Emerging Markets, Cruises Capital Management
Fund, Commercial Capital, NIS Transformation Fund — проявляют интерес к
российским технологиям.
Отличительной особенностью этих фондов является полная независимость в
принятии решений по инвестициям: в основном их капиталы сформированы
негосударственными корпоративными и частными инвесторами. Основное условие
— удовлетворение интересов акционеров, в первую очередь обеспечение высокой
доходности на вложенный капитал.
Поэтому совершенно очевидны причины неопределенности их позиции по
вопросу деятельности в России: высокие риски, связанные с нестабильностью
политической и экономической ситуации в стране; неразвитость рынка ценных
бумаг; таможенные тарифы и ограничения и др.
Несомненно одно — фонды этой группы даже в послекризисный период
сохраняют серьезную заинтересованность в расширении своего присутствия на
перспективном российском рынке, разрабатывают оптимальные стратегии своей
инвестиционной деятельности. Свидетельством тому является проведение
регулярных совещаний представителей инвестиционных и венчурных фондов по
оценке ситуации в странах Восточной Европы и СНГ, в том числе в России, и
принятию согласованных решений по дальнейшей деятельности.
Кроме названных, в России успешно действуют такие венчурные фонды, как
«Пионер», «Пэйн Вебер», «Рашиан Патнерс», «Джанктион Инвесторе», «Ньюетар»,
«ФВС» и другие, аккумулирующие зарубежные и, главным образом, американские
инвестиционные ресурсы.
Схемы венчурного финансирования, используемые этими независимыми фондами
венчурного капитала, сводятся преимущественно к финансированию расширения
производства посредством покупки части акций предприятий, выпускаемых в
рамках вторичной эмиссии. Уже есть примеры удачного сотрудничества
венчурных фондов с предприятиями.
Но спрос на венчурный капитал все еще намного превышает его предложение.
Одна из причин — отсутствие соответствующей законодательной базы в этой
области. Нужны реальные стимулы для наших банков, страховых компаний и
других корпоративных и частных инвесторов, для того чтобы они начали
финансировать венчурный бизнес. Настал момент для внимательного изучения
зарубежного опыта, о котором говорилось выше, и прежде всего в части
создания режима наибольшего благоприятствования венчурному финансированию.
Мировой опыт свидетельствует о том, что именно в период промышленной
стагнации, переживаемый нашей страной, венчурный бизнес мог бы выступить в
качестве мощного катализатора инвестиционной активности деловых кругов и
обеспечить приток свежих инвестиционных ресурсов задыхающимся в финансовых
тисках российским предприятиям.
Глава 4. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного
процесса
Переход к рынку предполагает развитие конкуренции и снижение роли
государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных принципов
невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу общества.
Ставка на реализацию задач НТП без вмешательства государства — опаснейшее
заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление научно-
технической и инвестиционной политики, должны оставаться объектом
государственного регулирования.
4.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим
содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся
основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет
лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек
по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических
рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы
существенно затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную
практику. Деятельность крупных корпораций в значительной степени
модифицирует механизмы совершенной конкуренции и позволяет частично
интегрировать научно-инновационные процессы в общий воспроизводственный
цикл. Однако в конце XX столетия сложившиеся в большинстве отраслей ведущих
стран механизмы олигополистической конкуренции не способны обеспечить
полное использование инновационного потенциала современных достижений науки
и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и
распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.
Во-первых, отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать
средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций.
Совершенствование процессов научного познания делает НИОКР все более
дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются
высококвалифицированными, т. е. высокооплачиваемыми, кадрами; при этом
опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Развитие
науки приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация
представителей различных областей науки и техники также требует
дополнительных расходов. Еще больших затрат требует реализация
нововведений. Это значительные капитальные вложения, связанные с
техническим переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение
научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение
персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию
сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции
и услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация
новой продукции и т.д.
Во-вторых, многие инновации могут оказаться экономически эффективными
лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический
минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсолютные масштабы
расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают, увеличивается и доля
условно-постоянных затрат в производственных издержках отдельного
хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу и
лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут
оказаться недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить
значительную экономию на масштабах производства. Особенно характерна такая
ситуация для отраслей с низкой скоростью оборота капитала.
В-третьих, изолированное осуществление инноваций ведет к существенным
потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С ростом
научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расходов на НИОКР и
инновации зачастую становится непозволительной роскошью для цивилизованного
общества.
В-четвертых, существуют инновационные процессы, которые вообще не могут
осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные
научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть
коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инноваций связано
с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации в областях и
видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на
удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение,
образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов
неизбежно ложатся на плечи всего общества.
В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризуются
значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага
получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель или фирма
подвергает себя значительному инновационному риску, складывающемуся из
нескольких элементов. Технологический риск связан с возможной неудачей
проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с возможностью
превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении
хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопределенностью
конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью значительного
изменения общеэкономической среды за время реализации проекта. Требуются
определенные внешние стимулы либо гарантии полного или частичного
возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предприниматель предпочел
инновационный проект альтернативным, менее рискованным способам помещения
капитала.
В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и
во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают
величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проекта. Возможности
коммерциализации инноваций могут расширяться, например, за счет охвата
дополнительных сегментов рынка, применения инновационных технологий в
других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с
использованием элементов первоначальной разработки, стимулирования
инноваций у поставщиков и потребителей через технологические цепочки и т.п.
На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта
(с учетом как позитивных, так и негативных факторов) и принять обоснованное
решение о его реализации. Помимо этого, значительная доля сопряженных
инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств
первоначального инвестора.
В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли
за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Развитие
информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет
предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления
хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.
В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает
их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с
высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на
стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного
спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение
инноваций, имеющих важное значение для экономики.
4.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере
Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также
экономическая и социальная роль государства в современном обществе
определяют функции государственных органов по регулированию инноваций.
Наиболее важные из них следующие.
1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая
концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих
механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования
специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только
непосредственным финансированием инновационных процессов из
государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в
частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных)
структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства,
так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-
технические ресурсы.
2) Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача
определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для
их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию
различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|