рефераты скачать

МЕНЮ


Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России

Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике России

Министерство образования Российской Федерации

Северо-Кавказский Государственный Технический Университет

кафедра: «Финансы и кредит»

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Инновационно-инвестиционный процесс в современной экономике

России»

Автор работы: Петрищев Ю.С.

Специальность: 060400

Группа ФК-021

Обозначение работы: К.Р.

Научный руководитель:

Сосновская Л.И.

Работа защищена с оценкой_______

Ставрополь, 2003г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии 4

1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста. 4

1.2. Классификация инноваций 5

1.3. Инновационный процесс и его этапы 7

Глава 2. Деятельность предприятий инновационной сферы 13

2.1. Сущность инновационной деятельности 13

2.2. Инновационный риск и предпринимательство 14

2.3. Инновационный сектор экономики 16

2.4. Венчурный бизнес и его формы 18

Глава 3. Государственное регулирование инновационно-инвестиционного

процесса 22

3.1. Ограниченность рыночных механизмов в инновационной сфере 22

3.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере

24

3.3. Задачи и перспективы инновационной политики государства 26

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического

кризиса в 2001 году Россия вступила в условиях заметного оживления

экономики. Этому способствовали усилия правительства по стабилизации

экономики и финансов в посткризисный период и благоприятные внешние

условия, сформировавшиеся в 2000 г. Итоги развития современной экономики

России свидетельствуют о качественном изменении хозяйственной ситуации.

И тому есть множество факторов: сокращение количества убыточных

производств, увеличение поступлений доходов в бюджет, снижение

задолженности по выплатам заработной платы, сокращение безработицы и, что

на мой взгляд очень важно, благоприятная конъюнктура цен на основные

позиции российского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы), а

также некоторые другие. Последний фактор характеризует прямую зависимость

доходных статей бюджета от ситуации на мировом рынке, что говорит о

сохранении Россией обидного статуса «сырьевого придатка».

Основным путем выхода из этой ситуации мне видится значительное

увеличение капиталовложений в экономику, причем не столько в добывающую

промышленность и сферу услуг, сколько в начальные стадии научно-

технического развития, т.е. в фундаментальные научные исследования,

прикладные исследования и, самое главное, внедрение в производство новых

технологических процессов. Тогда станет возможным увеличение производства

конкурентоспособной конечной продукции многих отраслей промышленности и,

следовательно, значительное уменьшение импортной зависимости.

В связи с этим избранную тему можно смело назвать актуальной.

В первой главе курсовой работы раскрываются теоретические аспекты научно-

технического развития. При ее написании использовалась в основном

литература времен социалистического строя, а также относящаяся к классике

экономической мысли, поэтому встречается так много «непривычных» для

рыночной экономики терминов. Вторая глава раскрывает деятельность

предприятий и их организационные формы в инновационной сфере и частично

касается проблем, поднятых в следующей главе. Третья глава является

ключевой в работе, потому что в ней охватываются интереснейшие стороны

процесса инвестирования в инновации и выявляются присущие современному

этапу экономического развития РФ тенденции. Последняя часть работы

посвящена рычагам воздействия государства на процесс финансирования НТП и

методам создания благоприятного инвестиционного климата.

Глава 1. Роль инноваций в научно-техническом развитии

1.1. Научно-технический прогресс – важный фактор экономического роста.

Для изучения проблематики, поставленной в данной работе, требуется

сразу определить ряд понятий, таких как «технический прогресс», «научный

прогресс», «научно-технический прогресс».

«Технический прогресс состоит в совершенствовании средств производства и

применения, обеспечивающем повышение производительности труда и более

полное удовлетворение потребностей человека.

…Исходным пунктом технического прогресса служит научный прогресс-

открытие новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира,

овладение приемами и способами его преобразования в интересах человека.

Первоначально он осуществляется в форме накопления человеком эмпирических

знаний о явлениях и свойствах природы, а затем – в форме научных знаний.

…Научно-технический прогресс – существенный фактор производства

продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и

технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств

окружающего мира повышение производительности труда.»[1]

Научно-технический прогресс является очень сложным, отнюдь не только

техническим, а также широким социально-экономическим и естественно-научным

процессом. Он состоит как бы из двух весьма разных процессов, которые тесно

переплетаются между собой; грань между ними в известном смысле условна.

Один процесс – эволюционный, когда развитие техники и технологии идет без

качественных скачков, за счет совершенствования действующей техники и

технологии. Конечно, это эволюционное совершенствование эффективно, но рост

эффективности при этом измеряется процентами. Эволюционное

совершенствование техники имеет четко видимые пределы.

Другая составляющая НТП – революционная, когда развитие приобретает

скачкообразный характер, осуществляется переход к новым поколениям техники,

к принципиально новым технологическим системам. Здесь рост эффективности

измеряется уже не в процентах, а в разах.

Научно-технический прогресс органически объединяет развитие науки и

техники. Превращение науки (той ее части, которая связана с производством,

оказывает прямое воздействие на него) в непосредственную производительную

силу означает, что каждый очередной шаг в развитии техники опирается на

предшествующую ему научную разработку, что технический прогресс становится

материализацией прогресса научного. Это относится как к эволюционному пути

развития науки и техники, так и к революционному, получившему воплощение в

научно-технической революции. Сам научный прогресс теперь немыслим без

использования новой техники исследования и обработки данных, установок,

научных приборов, воплощающих высшие достижения техники.

1.2. Классификация инноваций

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и

может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько

подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две

точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат

творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и

т.д.; в другом – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов,

принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе

«инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-

технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и

технологиях.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что

специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией

инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И.Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового

рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического

обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И.Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е

годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью

внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых

производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в

промышленности.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской

Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат инновационной

деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного

продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного

технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает в результате использования результатов научных

исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса

производственной деятельности, экономических, правовых и социальных

отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах

деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие

областей и способов использования требуют разработки их классификации. В

Таблице 2 предложен классификатор инноваций, использование которого

позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно

определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и

подбирать методы управления каждой из них.

Таблица 2.

Классификация инноваций*

|№ |Классификационный признак |Классификационные группировки инноваций |

|п/п | | |

|1 |Области применения |Управленческие, организационные, |

| |инноваций |социальные, промышленные и т.д. |

|2 |Этапы НТП, результатом |Научные, технические, технологические, |

| |которых стали инновации |конструкторские, производственные, |

| | |информационные |

|3 |Степень интенсивности |"Бум", равномерная, слабая, массовая |

| |инноваций | |

|4 |Темпы осуществления |Быстрые, замедленные, затухающие, |

| |инноваций |нарастающие, равномерные, скачкообразные |

|5 |Масштабы инноваций |Трансконтинентальные, транснациональные, |

| | |региональные, крупные, средние, мелкие |

|6 |Результативность инноваций|Высокая, низкая, стабильная |

|7 |Эффективность инноваций |Экономическая, социальная, экологическая, |

| | |интегральная |

*Основы инновационного менеджмента. М.:Экономика.2000

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по

областям применения и этапам НТП:

> технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или

улучшенными свойствами;

> технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных

способов изготовления продукции;

> организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами

оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

> информационные решают задачи организации рациональных информационных

потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности,

повышения достоверности и оперативности получения информации;

> социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем

здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют

специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и

технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов,

одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят

изменения в организацию производства.

Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф.Валентой,

позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого

уровня к более высокому:

> инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств

системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

> инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;

> инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы с

целью улучшения ее функционирования;

> инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов

производственной системы с целью приспособления друг к другу;

> инновации четвертого порядка —" новый вариант, простейшее качественное

изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое

улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более

мощным двигателем);

> инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство

свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например,

переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

> инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение

первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения

функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);

> инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных

свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип

(переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического

воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).

1.3. Инновационный процесс и его этапы

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в

инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в

ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,

технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В

отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е.

первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до

проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после

внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество

совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не

известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области

применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые

воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для

себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком

продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со

средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической

среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения

новой техники (технологий) (ПСНТ). ПСНТ начинается с фундаментальных

исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и

выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые

связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества

безотносительно к их конкретному использованию.

На современном историческом этапе ускорение социально-экономического

развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности

труда и эффективности производства базируются на научно-техническом

прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться

непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к

принципиально новым видам техники и технологии.

Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и

производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения

воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического

уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство»

ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые

принципы производства.

Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе

организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась

в основном независимо от производства, то теперь она становится

неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического

прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука

выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все

активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него

постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный

путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных

идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны

опережать потребности техники и производства.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных

процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,

открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой

науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими

исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская

наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной

основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Расходы бюджета на фундаментальную науку с момента распада СССР

неуклонно снижались, что наглядно показывает нам Таблица 3.

Таблица 3.

Финансирование науки из средств федерального бюджета*

| | |фундаментальные |прикладные |разработки |

| | |исследования |исследования | |

|1994 |4996,9 |842,0 |1021,9 |3133,0 |

|1995 |11672,1|1829,9 |2118,1 |7724,0 |

|1996 |18641,6|2952,5 |3020,3 |12668,8 |

|1997 |23541,9|4174,3 |3958,5 |15409,1 |

|1998 |24372,9|3918,6 |4115,0 |16339,3 |

|1999 |46412,1|6594,6 |8096,4 |31721,1 |

*По данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.488.

Проанализировав данные таблицы, получим следующие соотношения (в %)

между ФИ, ПИ и ОКР:

1994 г. – 17:21:62;

1995 г. – 16:18:66;

1996 г. – 16:16:68;

1997 г. – 18:17:65;

1998 г. – 16:17:67;

1999 г. – 14:17:69.

Тенденция четко определяется, если взять за базис это же соотношение в

1990 году:

1990 г. – 11:34:55.

Это является следствием перехода к рыночной экономике, заставляя науку с

целью «выживания» заниматься прикладными работами. Подобный научный

потенциал ориентирован на восприятие и применение заимствованных научно-

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.