Инфраструктура рынка
введение льготного налогообложения реинвестируемой прибыли частных
предприятий. Особые меры предусмотрены применительно к Фонду поддержки
предпринимательства (ФПП), финансируемому как за счет иностранной помощи,
так и с привлечением бюджетных доходов от приватизации.
Важно, далее, ограничить возможности вмешательства государственных
органов в деятельность коммерческих структур, зафиксировав в хозяйственном
законодательстве четкий перечень обстоятельств, в которых такое
вмешательство возможно, определив соответствующие правооснования. Кроме
того, целесообразно рассмотреть вопрос о введении правовой нормы,
предусматривающий компенсацию ущерба (включая упущенную выгоду),
нанесенного коммерческим структурам в результате неправомерного
вмешательства в их деятельность.
В административном плане предстоит принять меры по максимальному
упрощению процедуры регистрации новых коммерческих предприятий с переходом
к регистрации путем получения удостоверения в местных налоговых службах.
ТПП РФ намерена содействовать созданию массовой сети учебно-
консультационных фирм, осуществляющих подготовку населения к началу
предпринимательской деятельности (используя, в частности иностранную
техническую помощь для организации переподготовки преподавательского
состава таких фирм), а также развертыванию региональных сетей организаций
по поддержке предпринимателей, работающих по заказам, в том числе на
принципах франчайзинга.
Таким образом, реализация развернутой (и лишь контурно
охарактеризованной выше) программы действий ТПП РФ должна положительно
сказаться на самоорганизации предпринимательства, являющейся непременным
условием возрождения российской экономики.
2 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры
Для того чтобы промышленная политика России имела шансы на успешную
реализацию, а промышленность в целом - на выживание, усилия государства
должны быть сосредоточены на спасении научно-технического и кадрового
потенциала страны, а также системы образования.
Шансы на то, что органичная модернизация в конце концов вернет Россию
в число лидеров мирового рынка высокотехнологичной продукции пока
существуют. Но они исчезнут, если государство будет по-прежнему проводить
политику, подталкивающую к разрушению научно-технического комплекса страны
и системы образования. Именно их выживание - единственная гарантия
ускорения прогресса страны в будущем.
Если же процесс деинтеллектуализации страны не будет остановлен, то на
смену нынешнему поколению ученых, конструкторов и преподавателей придут в
лучшем случае люди куда более низкого творческого уровня и в меньшем
количестве. В худшем Россия просто лишится ряда отраслей науки и прикладных
разработок.
Надо осознавать и то, что узость внутреннего рынка для продукции
высоких технологий неизбежно ограничивает возможности трудоустройства
специалистов, способных создавать и эксплуатировать такие технологии.
Поэтому возникает вопрос о том, как спасти в России тот кадровый потенциал,
без которого со временем начнет захлебываться и органичная модернизация
(когда она дойдет до необходимости широкого освоения достижений 5-го
уклада).
Можно указать на ряд важнейших аспектов решения этой проблемы:
- необходима радикальная реформа системы высшего образования с целью
перевода ее на строго заказной принцип подготовки специалистов и
распределение бюджетных средств на конкурсной основе по итогам
государственной оценки уровня знаний подготавливаемых специалистов;
- следует ликвидировать часть ВУЗов, не имеющих достаточного
количества квалифицированных преподавателей и перевести их в ранг учебных
заведений среднего специального образования, а сэкономленные бюджетные
средства направить на поддержку ведущих классических и технических
университетов.
- необходимо поддержать ВУЗовские научные подразделения, влив в их
состав умирающие сегодня и не имеющие заказчиков отраслевые научно-
исследовательские институты.
Что касается возможности развития 5-го технологического уклада, то она
полностью определяется масштабами и результативностью научных разработок и
степенью их интегрированности с прикладными разработками. Поэтому говорить
о хотя бы очаговом развитии технологической культуры 5-го уклада можно лишь
в том случае, если будет обеспечено финансирование научно-технического
комплекса страны.
Подавляющую часть затрат (95%) на науку сейчас несет государство. Еще
в начале реформ по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП Россия была на
27 месте в мире, пропустив вперед все развитые страны, а также многие
развивающиеся и бывшие социалистические страны. Все это ведет к негативным
для развития высоких технологий в России последствиям.
Начинается серьезное отставание от других стран именно по тем
показателям, которые характеризуют развитие пятого технологического уклада,
в частности по уровню компьютеризации и информатизации экономического
пространства.
По данным за 1993 г., Россия занимала 16 место в мире по удельному
весу ее в мировом компьютерном парке, имея компьютеров в 63 раза меньше,
чем у лидера - США (причем компьютеров в основном иностранного
производства), и лишь 34 место в мире по количеству компьютеров на душу
населения. В России всего 7 компьютеров на 1 тыс. чел., тогда как у
шестнадцати лидирующих стран - от 118 (Бельгия) до 288 (США). В России не
существует общенациональной компьютерной сети, существует лишь ряд
локальных сетей. Сейчас ситуация с обеспеченностью компьютерами улучшилась,
однако существенное отставание от развитых стран еще сохраняется, и если в
ближайшее время его не удастся ликвидировать, оно будет стимулировать
дальнейшее отставание и в других сферах научной и производственной
деятельности.
Недофинансирование науки приводит к существенному замедлению
обновления и совершенствования производства.
В большинстве развитых стран расходы на науку и создание принципиально
новых товаров осуществляются как государством, так и частным сектором, так
называемыми венчурными фирмами. При этом на долю частного сектора
приходится большая часть финансирования: в Японии - 69%, в Германии и в США
- 68%, в Великобритании - 63%, во Франции - 61%.
Венчурный капитал рождается потому, что рынок все время выравнивает
норму прибыли путем выхода на уже освоенные рынки новых фирм-
производителей. Создание же принципиально новых продуктов, что собственно и
является смыслом и содержанием прогресса в 5-м технологическом укладе,
ведет к возникновению, по сути дела, новых рынков. Эти рынки изначально
являются монопольными, так как вход конкурирующих фирм на них невозможен в
силу тех барьеров, которые возводятся с помощью патентов и лицензий на
новые разработки, что в свою очередь неизбежно приводит к высокому уровню
прибыльности.
Если же традиционные рынки обеспечивают высокий уровень прибыльности
без необходимости принятия на себя повышенного риска, который является
неотъемлемым спутником научно-технического прогресса, то движущий мотив для
венчурного инвестирования в пионерные разработки исчезает.
Рентабельность многих вполне традиционных форм коммерческой
деятельности в России сейчас существенно выше, чем на аналогичных рынках
промышленно развитых стран. Поэтому в России отсутствуют побудительные
мотивы к переключению инвестиций, скажем, из экспорта сырья в разработку
новейших продуктов и технологий. А значит, расходы на науку в обозримом
будущем - как и на образование - должны финансироваться преимущественно
государством. Эти расходы должны стать приоритетными, иначе через несколько
лет может наступить необратимая деградация 5-го технологического уклада в
России.
Надо отметить, что в такой политике есть определенный финансовый
резон. Российское государство должно закладывать основы формирования
доходов своего бюджета на будущее. Сегодня эти доходы в значительной доле
связаны с экспортом сырья, однако такая доходная база не является надежной
с точки зрения перспективы в силу двух причин:
1. Постепенно сокращают в стране запасы полезных ископаемых, которые
технически пригодны к использованию, а также экономически выгодны. По
многим видам минерального сырья обеспеченность составляет всего 25-50 лет,
а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту - менее 20 лет.
2. Экспорт сырья приносит меньшую величину добавленной стоимости,
нежели экспорт наукоемкой продукции. Надо учитывать, что уже сегодня рост
затрат существенно снизил прибыльность добычи и экспорта многих видов
минеральных ресурсов (это со всей резкостью проявилось осенью 1995 г. при
введении валютного коридора).
Таким образом, в долгосрочной перспективе устойчивая база для
формирования доходов государственного бюджета, равно как и благоприятного
платежного баланса, может быть обеспечена лишь при создании производств
высокого технологического уровня, а не на основе сохранения просырьевой
ориентации экономики.
3 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры
Анализируя перспективы развития российской промышленности, нельзя
оставаться лишь в рамках собственно этой сферы экономики. Мы убеждены, что
сохранение и развитие промышленного потенциала страны сегодня возможно лишь
в том случае, если оно будет подкреплено мерами по развитию инфраструктуры.
В противном случае любые крупномасштабные программы промышленной политики
начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей
инфраструктурой в самом широком смысле этого понятия.
Это связано с тем, что инфраструктура имеет достаточно жесткую
привязку к технологическим укладам, а развитие последних, в свою очередь,
невозможно без соответствующей инфраструктуры. В таблице 3.1 приведены виды
инфраструктуры, преимущественно развивавшиеся в период формирования и
становления каждого из технологических укладов.
Таблица 3.1
Виды инфраструктуры, развивавшиеся в период формирования и становления
технологических укладов [2]
|Технологические уклады |Вид инфраструктуры |
|Первый |Оросительные каналы, проезжие дороги |
|Второй |Железные дороги, мировое судоходство |
|Третий |Электростанции, электрические |
| |распределительные сети, телефон, телеграф, |
| |радио |
|Четвертый |Скоростные автомобильные дороги, воздушное |
| |сообщение, аэропорты |
|Пятый |Средства телекоммуникации, компьютерные |
| |сети, спутники |
Осмысление информации, содержащейся в таблице 3.2, приводит к
неизбежному к выводу о том, что инфраструктура в России несет на себе тот
же отпечаток фрагментарности, что и формирование всех существующих сейчас в
стране технологических укладов.
С одной стороны, Россия была первой страной в мире, запустившей
искусственный спутник Земли, ее вклад в освоение космического пространства
общеизвестен. С другой - в стране не до конца решены задачи формирования
инфраструктуры, адекватной еще 3-му технологическому укладу (например,
степень телефонизации, равно как и качество связи, крайне невысоки).
Если же говорить об инфраструктуре 5-го технологического уклада, то
она настолько мала по сравнению с другими странами, что само развитие этого
уклада становится проблематичным. О малом количестве компьютеров на душу
населения, а также о незначительном распространении компьютерных сетей мы
уже упоминали. Добавим, что по уровню развития средств связи и коммуникации
(второго важнейшего элемента инфраструктуры 5-го уклада) Россия находится
на 42 месте в мире.
Между тем, особенность 5-го технологического уклада состоит в том, что
в его рамках разделение труда становится тождественным работе в едином
информационном пространстве. Если российские банкиры, промышленники и
ученые сегодня такой возможности в подавляющем большинстве не имеют (модемы
и возможность оплачивать выход в мировые компьютерные сети являются
доступными лишь немногим), то это значит, что Россия заведомо обречена на
неизмеримо более низкую производительность интеллектуального труда. А с
такой производительностью удержаться в русле развития 5-го уклада
практически невозможно.
Чтобы приблизить средства связи к мировому уровню, по оценкам
специалистов, необходимо около 60 млрд долл. Изыскание таких средств в
принципе возможно. Скорее всего, они могут найтись у частных -
отечественных и иностранных - инвесторов, проявляющих большой интерес к
акциям предприятий этой сферы. Задача государства в этой ситуации - создать
для инвестиций в этот сектор режим наибольшего благоприятствования, что
стратегически чрезвычайно важно для развития России.
Однако наряду с развитием инфраструктуры 5-го технологического уклада
насущная проблема - развитие и всех остальных видов инфраструктуры, что
создаст чрезвычайно мощный импульс для подъема всех отраслей.
Состояние российского транспорта и связанные с ним чрезвычайно высокие
затраты на транспортировку - один из основных факторов
неконкурентоспособности российских товаров как на мировом, так и на
внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции
в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при
примерно одинаковых территориальных масштабах.
Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий
не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна,
и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но
и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава
таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже,
чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации
погрузочно-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на
транспорте и удорожает перевозку грузов.
Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов
является переход от железнодорожного к автомобильному транспорту. В России
такая тенденция пока невозможна из-за неразвитости дорожной сети: плотность
автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза - чем в США
(разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству).
Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не
затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры
достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры
автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Именно на
ликвидацию этого отставания должны быть направлены усилия государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходный период к рынку, как известно, пережили большинство стран
мира. Россия также находиться в состоянии перехода к рынку. Переходный
период – это не статистика, а динамика, процесс. Переходный период к рынку,
как процесс, будет продолжаться долгие годы. Он может осуществляться в
несколько этапов.
Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного
периода является формирование и развитие современной рыночной
инфраструктуры.
Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть
главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам,
ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный
ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать
сами производители продукции: предприятия и предприниматели.
И действительно, развитие предприятий и предпринимательства имеет
решающее значение для экономического роста России, для выхода России из
состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний
момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными
проблемами и трудностями в своей деятельности.
Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью
инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и
многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике,
и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения
экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.
Анализируя проблемы реализации промышленной политики России, мы
приходим к пониманию того, что ее успех возможен лишь в том случае, если
она будет дополнена мерами по развитию научно-образовательной и
общехозяйственной инфраструктуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных
инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов. // Российский
экономический журнал. 1998г
2. Ахмадуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и
государственного регулирования // Экономист. 1994г. №7.
3. Бусыгин А. В. Предпринимательство основной курс. Москва. Интерпракс
1994г.
4. Введение в экономическую теорию / под ред. А.Я. Лившица, И.Н.
Никулиной.
5. Голубев С.О. Торгово-промышленные палаты в системе поддержки
отечественного предпринимательства. // Российский экономический
журнал. 1998г.
6. Егоров С. Банки и российское предпринимательство. // Экономические
науки. 1991. №11.
7. Егоров С. О первоочередных задачах развития банковской системы.//
Российский экономический журнал. 1993г. №7.
8. Зобов А. Российские менеджеры должны учиться в России. // Российский
экономический журнал. 1992г. №12.
9. Иващенко А.А. Товарная биржа. М.:"Международные отношения", 1994
10. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической
теории. – М.: Владос, 1996, стр. 355 – 359.
11. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики.
М., 1991 г. 401с.
12. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989 г., 526с.
13. Корнаи Я. Дефицит. М., 1998 г., 489с.
14. Курс экономической теории /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н.,
проф. Киселевой Е.Н. – Киров: «НСА».-1995г., стр. 340-362.
15. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО «квадрат», -
1991. – стр.183-206.
16. Макконнели К.,Брю С. Экономика:Принципы, проблемы и политика: в 2
томах. М.Республика, 1992 г. т. 2 , гл.21. стр.380 – 392.
17. Максимова В.Ф., Шишков А.Л. – М.: Соминтек, 1992.- с. 138 –170.
18. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г.
19. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Москва. Новосибирск. 1997.
502с.
20. Основы экономической теории. Курс лекций / Отв.ред. Г.К. Лукин, Л.А.
Кормишкина. – Сананск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996г., стр. 172-178.
21. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.:
Наука, 1990г.
22. Поплавский В.Д. "Биржа - атрибут рыночной экономики" "Деньги и
кредит", 1991г. №2.
23. Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное
пособие. Части I – II. – М.: Соц.-полит. Журнал., 1996, стр. 203-204.
24. Шрипетер И. Теория экономического развития. М. 1982г. -234с.
25. Шумпетр Й. Теория экономического развития. М., 1982г.
-----------------------
[1] http://www.nns.ru/analytdoc/ppr23.html
[2] http://www.nns.ru/analytdoc/ppr642.html
Страницы: 1, 2, 3, 4
|