рефераты скачать

МЕНЮ


Государственный бюджет России и проблемы его сбалансированности

Российской Федерации.

Так же в доходы федерального бюджета зачисляются средства:

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на реализацию горюче-

смазочных материалов, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного

налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд Российской

Федерации, а также доходы, которые в соответствии с законодательством

Российской Федерации до 1 января 2001 года являлись источниками

формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15

процентов сумм штрафов, налагаемых в административном порядке,

зачислявшихся ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью);

- поступающие от налогоплательщиков по расчетам за 2001 год и в счет

погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по платежам

за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой

базы и акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, а также штрафы и

пени за несвоевременную уплату указанных налогов в соответствии с

нормативами распределения этих налогов, действовавшими до 1 января 2002

года;

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2002 года по единому социальному налогу, штрафы

и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся

ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

- поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности,

образовавшейся на 1 января 2001 года по страховым взносам в Государственный

фонд занятости населения Российской Федерации, штрафы и пени за

несвоевременную уплату указанных взносов;

- Государственного фонда занятости населения Российской Федерации,

возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами;

- целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по

атомной энергии.

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые

поступления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными

отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими

лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с

присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой

формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на

воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или

ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос

населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды

налоговых платежей. С организационно-правовой стороны налог - это

обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом

размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в

построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы,

образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на

прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях

рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится

важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен

использоваться не только в фискальных целях, но и для создания

заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и

улучшении его материально-технической оснащенности .

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество

вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов,

но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом

способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество

предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных

отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся

собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются

обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря

тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы

территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с

отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг

); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,

чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от

излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные

ресурсы.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает

подоходный налог. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием

налога на имущество, который выполняет не только фискальную роль, но и

служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение

плательщика, осознающего себя собственником.

В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные

налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость.

НДС введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с

акцизами) ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж. Налог с

оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в

условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось

заменить НДС. Однако взимание НДС в 1992г. отразило существенный недостаток

всей модели вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой

отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения

налогами одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя

систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными

налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому

ухудшению материального положения значительной части граждан.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также

различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их

введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. В систему

косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары

и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

Рассмотрение прочих видов бюджетных доходов займет унас очнь много времени,

поэтому рассмотрев важнейшую составляющую доходов а именно налоговые

посупления, я закончу рассмотрение доходной части бюджета.

Табл. Налоговые поступления.

| |1999|2000|2001 г. |

| |г. |г. | |

|Налог на прибыль |13,2|16,5|14,5 |

|Подоходный налог |3,1 |2,5 |0,2 |

|НДС |36,3|36,4|38,2 |

|Акцизы |14,4|12,2|12,8 |

|Налоги на внешнюю торговлю и |14,5|21,8|22,4 |

|внешнеэкономические операции | | | |

|Неналоговые доходы |7,0 |5,9 |6,6 |

|Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды|11,5|4,7 |5,5 |

|Итого |100 |100 |100 |

СТРУКТУРА РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение

задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на

текущие расходы и капитальные расходы [2].

Табл. Расходы госбюджета в процентах

| | |1999|2000|2001|

| | | | | |

|1 |Государственное управление и местное самоуправление |2,0 |2,5 |2,7 |

|2 |Международная деятельность |9,2 |1,4 |1,7 |

|3 |Национальная оборона |15,2|19,6|18,3|

|4 |Правоохранительная деятельность и судебная власть |8,0 |11,0|10,6|

|5 |Промышленность, энергетика, строительство, сельское |3,2 |3,5 |6,3 |

| |хозяйство, транспорт и связь | | | |

|6 |Социальная сфера |13,0|13,9|14,4|

|7 |Обслуживание государственного долга |28,7|22,9|22,2|

|8 |Финансовая помощь бюджетам др. уровней |8,5 |11,3|18,1|

|9 |Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды |12,3|13,9|5,6 |

| |Итого | | | |

Капитальные расходы бюджета это часть расходов бюджета, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,

предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального

(восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным

воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или

увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы

бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов

Российской Федерации.

Табл.1

Экономическая классификация

расходов бюджета

-————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Код |Наименование целевых статей |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|001 |Содержание Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|002 |Содержание президента республики в составе Российской|

| |Федерации и главы администрации субъекта Российской|

| |Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|003 |Обеспечение деятельности Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|004 |Обеспечение деятельности президента республики в составе|

| |Российской Федерации и главы администрации субъекта|

| |Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|005 |Содержание Администрации Президента Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|006 |Содержание Управления делами Президента Российской|

| |Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|007 |Содержание полномочных представителей Президента|

| |Российской Федерации и их заместителей в федеральных|

| |округах |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|008 |Обеспечение деятельности полномочных представителей|

| |Президента Российской Федерации в федеральных округах |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|009 |Содержание Уполномоченного Российской Федерации при|

| |Европейском суде по правам человека |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|020 |Содержание Председателя Совета Федерации и его|

| |заместителей |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|021 |Содержание главы законодательной (представительной) власти|

| |субъекта Российской Федерации |

|—————————|——————————————————————————————————————————————————————————|

|022 |Содержание членов Совета Федерации и их помощников |

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим

лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы

включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и

социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства,

закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы

государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,

государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату

процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти

расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или

бюджете текущих расходов и доходов. Важный признак классификации расходов

бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько

крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: [1,

ст.69]

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и

юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению, включающих в себя:

ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных

выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации,

законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами

представительных органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к

увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты,

отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых

юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным

внебюджетным фондам;

- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних

заимствований;

- кредито иностранным государствам;

- средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе

государственных или муниципальных гарантий.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на

выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской

Федерации самостоятельно, в расходах бюджета отражаются расходы на целевые

региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы

по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных

испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу

развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на

программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую

государственную космическую программу и другие расходы.

Большой часть расходов гос.бюджета которые несет исключительно он

являются например: обеспечение деятельности Президента Российской

Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты

Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской

Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных

органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню,

определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на

очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах

(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и

соглашений с международными финансовыми организациями, международного

культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов

исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные

организации, другие расходы в области международного сотрудничества,

определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на

очередной финансовый год);

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление

конверсии оборонных отраслей промышленности. Из этого видно чтобюджет это

фундамент потдерживающий суверенитет страны, функционирование

жизненноважных для гаосударства институтов, без которых в стране была бы

сплашная анархия.

Итак, в конце этого раздела подведем итог, что же является основными целями

расходов бюджета:

. сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию

средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

снизить расходы на содержание государственного аппарата;

. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику

государственно-коммерческого финансирования проектов;

. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону

и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем,

конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

. усилить контроль за использованием бюджетных средств;

. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,

медицинское обслуживание, образование.

Рассмотрев два главным момента в существовании бюджета, доходов и расходов,

перейдем к рассмотрению вопроса их «мирного существования»,

сбалансированности доходв и раходов и перейдем ко второй главе

Глава 2 Проблемы бюджетного дефецита в разрезе его сбалансированности.

Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный

бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой

сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое

явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению

государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух

явлений и способах их устранения.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над

доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для

нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным

займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на

устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной

инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то

чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например,

необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие

экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели

кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные

обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на

которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно

осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Таблица 2

Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ

|Государственный внешний долг Российской Федерации|130,1 |

|(включая обязательства бывшего Союза ССР, | |

|принятые Российской Федерацией) | |

| | |

|Задолженность странам - участницам Парижского |42,3 |

|клуба | |

| | |

|Задолженность странам, не вошедшим в Парижский |14,8 |

|клуб | |

| | |

|Коммерческая задолженность |6,1 |

| | |

|Задолженность перед международными финансовыми |15,2 |

|организациями** | |

|МВФ |7,7 |

|Мировой банк |7,2 |

|ЕБРР |0,2 |

| | |

|Еврооблигационные займы |35,3 |

| | |

|ОВГВЗ и ОГВЗ |10,0 |

| | |

|Задолженность по кредитам Банка России |6,4 |

Табл. Погашение и обслуживание

государственного внешнего долга

(в процентах к ВВП * ) )

[pic]

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее

гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в

экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику

посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для

расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если

сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю

акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того,

что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение

сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению

уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные

выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что

приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению

увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку

значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее

состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают

государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному

долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов

развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство

вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по

государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению

капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в

стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом

каждого гражданина в отдельности.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать

приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и

одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на

развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей

хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию

предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может

быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных

средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые

позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями

уменьшения расходов является сокращение избыточных административных,

военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ,

недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной

финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала

в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой

основе бюджетных расходов.

Об исполнении Государственного бюджета в 2001 г.

На примере 2001 г. рассмотрим «бюджетную жизнь» в Российской федерации.

Закон “О федеральном бюджете на 2001 год” № 150-ФЗ от 27.12.00 был принят

Государственной Думой 14 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20

декабря 2000 года и подписан Президентом Российской Федерации. Впервые

бюджет был сформирован бездефицитным. Его доходы и расходы составили по 1

трлн. 193 млрд. рублей, или 15,45% ВВП. Прогнозируемый объем ВВП составлял

7 трлн. 750 млрд. рублей, инфляция – 12%.

Табл.№ Утвержденный бюджет на 2001 год

(млрд. руб.)

|Доходы |1193,5 |

|в т.ч: | |

|Налоговые доходы |1115,3 |

|в т.ч: | |

|Налоги на прибыль (доход), прирост капитала |172,6 |

|Налог на добавленную стоимость |516,4 |

|Акцизы |188,0 |

|Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические |190,6 |

|операции | |

|Неналоговые доходы |64,3 |

|в т.ч: | |

|Доходы от имущества, находящегося в государственной и|26,8 |

|муниципальной собственности или от деятельности | |

|Доходы от внешнеэкономической деятельности |31,5 |

|Расходы |1193,5 |

|в т.ч: | |

|Государственное управление и местное самоуправление |40,7 |

|Национальная оборона |214,7 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение |131,6 |

|безопасности государства | |

|Промышленность, энергетика и строительство |44,7 |

|Охрана окружающей природной среды и природных |4,8 |

|ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |30,6 |

|Социально-культурные мероприятия |191,4 |

|Обслуживание государственного долга |239,8 |

|Финансовая помощь бюджетам других уровней |186,6 |

|Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) | – |

Табл.№ Фактическое исполнение

за январь – август 2001 год. (млрд. руб.)

|Доходы |979,4 |

|в т.ч: | |

|Налоговые доходы |906,5 |

|в т.ч: | |

|Налоги на прибыль ( доход), прирост капитала |144,5 |

|Налог на добавленную стоимость |370,2 |

|Акцизы |128,7 |

|Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические |218,2 |

|операции | |

|Неналоговые доходы |64,2 |

|в т.ч: | |

|Доходы от имущества, находящегося в государственной и|34,2 |

|муниципальной собственности или от деятельности | |

|Доходы от внешнеэкономической деятельности |27,5 |

|Расходы |804,8 |

|в т.ч: | |

|Государственное управление и местное самоуправление |22,0 |

|Национальная оборона |147,5 |

|Правоохранительная деятельность и обеспечение |79,8 |

|безопасности государства | |

|Промышленность, энергетика и строительство |20,6 |

|Охрана окружающей природной среды и природных |2,8 |

|ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | |

|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |20,7 |

|Социально-культурные мероприятия |116,4 |

|Обслуживание государственного долга |178,4 |

|Финансовая помощь бюджетам других уровней |145,9 |

|Дефицит бюджета (-) , профицит бюджета (+) |174,6 |

Анализ данных таблиц дает ясное представление об исполнении бюджета за

период с января по август 2001 года. Тот факт, что за 8 месяцев профицит

бюджета составляет 174,6 млрд. рублей говорит о прекрасной

сбалансированности бюджета. Необходимо также отметить, что доходы от

налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и доходы от

имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,

или от деятельности превысили запланированные на год на 114,5% и 127,6%

соответственно.

Профицит же федерального бюджета России в январе-октябре 2001 года

составил 214,9 млрд. рублей. Эту информацию распространил 29 декабря

Госкомитет РФ по статистике со ссылкой на данные Минфина России. Бюджетный

профицит в январе-октябре 2001г. на 46,4 млрд. рублей был использован для

покрытия внутренних долгов, на 168,5 млрд. — для покрытия внешних долгов.

В структуре доходов федерального бюджета в январе-октябре 2001г.

поступления от НДС составили 487,2 млрд. рублей, налогов на внешнюю

торговлю и внешнеэкономические операции — 272,6 млрд., налога на прибыль

предприятий — 174,4 млрд., акцизов — 159,5 млрд. Неналоговых доходов

получено 87,2 млрд. рублей, доходов целевых бюджетных фондов — 11,9 млрд.

В структуре расходов федерального бюджета в январе-октябре преобладали

затраты на обслуживание госдолга — 213,4 млрд. рублей, на национальную

оборону — 193,8 млрд., на социально-культурные мероприятия — 152,7 млрд.,

на правоохранительную деятельность и обеспечение госбезопасности — 104,0

млрд. Финансовая помощь бюджетам других уровней составила 188,5 млрд.

рублей, расходы целевых бюджетных фондов — 11,3 млрд. На госуправление и

местное самоуправление израсходовано 28,4 млрд. рублей, на транспорт,

дорожное хозяйство, связь и информатику — 26,8 млрд., на промышленность,

энергетику и строительство — 28,7 млрд.

Процентные платежи (по обслуживанию госдолга) в январе-октябре 2001г.

сократились до 20,6% общей суммы расходов федерального бюджета, тогда как в

январе-октябре 2000г. их доля составляла 21,5%, в январе-октябре 1999г. —

25,4%.

Стабильный экономический рост – вот что характеризует экономику страны

после кризиса 1998 года. К сожалению, даже в 2001 году уровень жизни

населения еще не достиг той планки, которая была в 1998 году. Однако

наблюдается тенденция стабильного экономического роста, а это – постоянное

улучшение уровня жизни. В 2001 году в реальном выражении, за вычетом

инфляции, люди стали жить лучше на 6%. Так утверждает статистика доходов

населения, розничной торговли.

Заключение

Экономика стала стабильной

(из речи М. Касьянова на пленарном заседании Государственной думы 2001 год)

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом

государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает

политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,

дает государству реальную экономическую и политическую власть.

С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов,

разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет

довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль

осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой

властью экономической политике является производным продуктом, он полностью

зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не

играет.

Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства.

Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и

внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования

и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Этой работой, я попытался на своем языке объяснить сущность

Государственного бюджета, его сотавляющие, его источники и доходы, думаю

что моя работа не только добавит мне знаний и понимания макроэконимических

процессов, но и в будующем поможет другим студентам понять процессы в

бюджете. В этом и заключается научный смысл моей работы.

Список использоанной литературы

[1]. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с

изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8

августа, 30 декабря 2001 г.)

[2]. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном

бюджете на 2002 год"

[3]. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном

бюджете на 2001 год" (с изменениями от 24 марта, 8 августа, 17 октября, 14

декабря, 30 декабря 2001 г.).

[4]. «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р. Шмалензи. М. «Дело» 1999 г.

[5]. «Экономическая теория» в двух частях. Тексты лекций. Д.э.н.

Проф. Шарипов А.Ю., д.э.н., проф. Руди Л.Ю., к.э.н., доц. Ненашева Н.С.,

к.э.н., доц. Фиськова Л.Н., к.э.н., доц. Филатов С.А., к.э.н., доц.

Колесова Т.А. Новосибирск 2000г.

[6]. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного

процесса // Вопросы экономики, 2000, №11.

[7]. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден // Финансы,

2001, №1.

[8]. Соляникова С.П. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой политики

России // Финансы и кредит, 2000, №2.

[9]. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред.

проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997.

-----------------------

[1] Бюджет (стар. нормандское Budget - кошель).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.