рефераты скачать

МЕНЮ


Государственный бюджет

Государственный бюджет

Кондратьев В.А.

Гр.Э-87

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БЮДЖЕТ

Сущность государственного бюджета.

Понятие бюджетных отношений.

Понятие государственного бюджета.

Особенности государственного бюджета как самостоятельной

экономической категории.

Функции государственного бюджета.

Основные показатели государственного бюджета.

Доходы.

Классификация и состав доходов.

Официальные трансферты.

Расходы.

Классификация и состав расходов.

Кредитование минус погашение.

Превышение доходов над расходами (профицит) и превышение расходов

над доходами (дефицит).

Причины бюджетного дефицита и способы решения этой проблемы.

Бюджетная классификация в России.

Заключение.

Список литературы.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Бюджетные отношения

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,

организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-

первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником

которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и, во-

вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда

денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных

потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку

опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами

экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного

хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования

(федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,

что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля

национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных

потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек

государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают

соответствующее им материально-вещественное воплощение; они

материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем

сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда,

отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства,

зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования

на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом

экономических и социальных задач и т.п.

Понятие государственного бюджета.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию

бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По

экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения,

возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу

перераспределения национального дохода (частично - и национального

богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда,

предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-

культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать

финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального

развития.

Особенности государственного бюджета как самостоятельной экономической

категории.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно

обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое

общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его

государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в

качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь

частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам

в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и

звеньев финансовых отношений.

К числу основных особенностей относятся следующие:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой

перераспределительных отношений, связанной с обособлением части

национального дохода в руках государства и ее использованием с целью

удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его

государственно-территориальных формирований:

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального

дохода, реже - национального богатства между отраслями народного

хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем

у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного

воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом

историческом этапе его развития;

4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе

государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по

сравнению с другими звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое

признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно

которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может

рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с

позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его

финансовый план.

Функции государственного бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории

реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную

функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках

государства и их использование с целью удовлетворения

общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько

своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение

государства, как фактически складываются пропорции в распределении

бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности

государственного бюджета как экономической категории накладывают

отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект

их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется

процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными

подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев

финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое,

межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-

ский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в

отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного

производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является

чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения

через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и

национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через

формирование и использование фонда денежных средств государства -

отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях

экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том,

как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных

субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов

государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции

составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих

показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

1. Доходы;

2. Официальные трансферты;

3. Расходы;

4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);

5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над

доходами (дефицит).

Доходы.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у

государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе

формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и

населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным

воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные

доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости

общественного продукта между различными участниками воспроизводственного

процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения

сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя

используется для формирования бюджетных фондов территориального,

отраслевого и целевого назначения.

Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные

платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и

капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые

поступления.

Классификация и состав доходов.

Налоговые доходы.

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,

складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти

денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое

общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение

государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической

категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С

помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство

влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие,

усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая

платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых

платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С

организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж,

поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и

установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и

методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют

налоговую систему страны.

Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за

Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены

отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам

власти. Уплата налогов производится в определенной очередности.

Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму

внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических

и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны

рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые

взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с

которого уплачиваются все остальные налоги.

Неналоговые поступления.

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности, или от деятельности

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности

3. Доходы от реализации государственных запасов

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

6. Административные платежи и сборы

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности

9. Прочие неналоговые доходы

10. Безвозмездные перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней,

б) государственных внебюджетных фондов,

в) государственных организации,

г) наднациональных организаций.

Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам.

Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных

налогов по уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно

территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые

дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет

зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач.

Официальные трансферты.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные,

невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный,

единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений,

репарации), полученные от других учреждении государственного управления

(отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления

безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных

источников включаются в категорию доходов (например, средства частных

организаций, направляемых на строительство больниц).

Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита)

Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные

трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые

сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные

официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел,

чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.

Расходы.

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли

они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются

(текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям

государственного управления включаются в расходы и не выделяются в

самостоятельную категорию.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,

каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и

количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить

экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных

расходов, количественная - их величину.

Классификация и состав расходов.

Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соответствии с

международными рекомендациями по функциональному, экономическому и

ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и

приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности

государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация

расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов

бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение

основных функции государства (государственное управление, обеспечение

внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие

научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное

развитие).

1. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

1) Государственное управление и местное самоуправление

2) Судебная власть

3) Международная деятельность

4) Национальная оборона

5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

6) Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу

7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия

8) Сельское хозяйство и рыболовство

9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия, стандартизация и метрология

10) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

11) Развитие рыночной инфраструктуры

12) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство

13) Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий

14) Образование

15) Культура и искусство

16) Средства массовой информации

17) Здравоохранение и физическая культура

18) Социальная политика

19) Обслуживание и погашение государственного долга

20) Пополнение государственных запасов и резервов

21) Региональное развитие

22) Утилизация и ликвидация вооружении, включая выполнение международных

договоров

23) Прочие расходы;

Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к

какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с

их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче

развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций

государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного

производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение

аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы

неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда

соответствующая функция государства перестает быть основной.

2. Функциональная классификация дополняется экономической классификацией

расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

1) Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов,

субсидии и текущие трансферты);

2) Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание

государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных

активов, капитальные трансферты);

3) Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений

государственного управления, в результате которых у них появляются

финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам ' либо

они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус

поступления, уменьшающие объем подобных требований или ' долевого участия

в акционерном капитале).

3. В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по

ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации

является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот

перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.