Государственный бюджет
| |находящегося в государственной и муниципальной | |
| |собственности | |
|2010400 |Проценты, полученные от предоставления |31 200 |
| |бюджетных ссуд внутри страны | |
|2015000 |Прочие поступления от имущества, находящегося в|11 780 |
| |государственной и муниципальной собственности, | |
| |или от деятельности | |
|2040000 | Доходы от продажи земли и нематериальных |1 500 |
| |активов | |
|2060000 |Административные платежи и сборы |2 800 |
|2070000 |Штрафные санкции, возмещение ущерба |7 020 |
|4000000 |Доходы целевых бюджетных фондов |2 778 400 |
|4010000 |Дорожные фонды |2 701 400 |
|4020000 |Экологические фонды |77 000 |
| |Всего доходов |11 849 467 |
Как видно из таблицы №1, основными доходами областного бюджета являют-
ся налоговые (75,6%), из которых 71,6% составляют налоги на прибыль, второе
место занимают доходы целевых бюджетных фондов.
В качестве иллюстрации расходов бюджета Самарской области может служить
следующая таблица:
Таблица№2 «Структура расходов областного бюджета на 2001 год»
|Код |Направление расходов |Сумма,тыс.руб. |
|0100 |Государственное управление местное |249 655 |
| |самоуправление | |
|0500 |Правоохранительная деятельность и обеспечение |667 573 |
| |безопасности государства | |
|0600 |Фундаментальные исследования и содействие |5 194 |
| |научно- техническому прогрессу | |
|0700 |Промышленность, энергетика и строительная |1 291 034 |
| |индустрия | |
|0800 |Сельское хозяйство и рыболовство |596 999 |
|0900 |Охрана окружающей среды |129 745 |
|1000 |Транспорт, дорожное хозяйство, связь и |48 641 |
| |информатика | |
|1100 |Развитие рыночной инфраструктуры |10 408 |
|1200 |Жилищно-коммунальное хозяйство |37 039 |
|1300 |Предупреждение и ликвидация последствий |11 031 |
| |чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | |
|Код |Направление расходов |Сумма,тыс.руб. |
|1400 |Образование |1 570 684 |
|1500 |Культура, искусство и кинематография |125 601 |
|1600 |Средства массовой информации |9 694 |
|1700 |Здравоохранение и физическая культура |2 074 546 |
|1800 |Социальная политика |1 002 236 |
|1900 |Обслуживание государственного долга |70 703 |
|2100 |Финансовая помощь бюджетам других уровней |1 021 746 |
|2300 |Мобилизационная подготовка экономики |8373 |
|3000 |Прочие расходы |276 230 |
| |ВСЕГО РАСХОДОВ |11 985 532 |
Исходя из цифр расходов, можно говорить о большой социальной роли
бюджетов субъектов федерации. Основными статьями расходов являются такие
как здравоохранение (17,3% бюджетных расходов), образование (13,1%),
социальная политика (8,4%), промышленность (10,8%), значительные средства
направляются в бюджеты других уровней в качестве финансовой помощи (8,5%).
Также достаточно велики затраты на сельское хозяйство, охрану окру- жающей
среды, культуру и искусство.
Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. На местные орга- ны власти возложена
важная задача по осуществлению социальной политики государства.
Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в
значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отра-
жаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с
повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунально- го и
культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым
строительством. Также в последние годы широко практикуется передача раз-
личных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные уч-
реждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собствен-
ность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных
бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных территориальных образований. Так, городским
органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,
жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удель- ный вес ассигнований
на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и
превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти
находятся в основном социально-культурные учреж- дения, в этих бюджетах
подавляющая часть расходов приходится на финанси- рование социально-
культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов фе-
дерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и
регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы (2,
с.33).
Доходы местных бюджетов
Регулирующие доходы
Собственные доходы
Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
Неналоговые доходы соответствующего бюджета
|Отчисления от |Средства из фондов|Дотации, |Средства, |
|федеральных и |финансовой |субвенции, |полученные из |
|региональных |поддержки регионов|субсидии из |вышестоящего |
|налогов | |вышестоящих |бюджета в порядке |
| | |бюджетов |взаимных расчетов |
Для более полного представления о доходах местных бюджетов обратим- ся
к статье 5 Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2001 год».
Этой статьёй установлено, что в местные бюджеты зачисляются поступления от
следующих федеральных и региональных налогов и сборов:
. налога на прибыль (доход) предприятий и организаций – в размере
5% поступлений в консолидированный бюджет области;
. налога на доходы физических лиц, удерживаемого предприятиями и
организациями – в размере 57% поступлений в консолидированный
бюджет области;
. налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми
органами – в размере 100% поступлений в консолидированный бюджет
области;
. налога на игорный бизнес - в размере 50% поступлений в
консолидированный бюджет области;
. акцизов на спирт этиловый, водку и ликёроводочные изделия – в
размере 5% поступлений в консолидированный бюджет области;
. акцизов на прочие виды подакцизных товаров (за исключением
акцизов на все виды минерального сырья и автомобили) - в размере
10% поступлений в консолидированный бюджет области;
. лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с
законодательством РФ;
. налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной валюте – в размере 40%
поступлений;
. единого налога на вмененный доход для определенных видов деятель-
ности – в размере 50% поступлений;
. налога на имущество предприятий – в размере 50% поступлений;
. налога с имущества, переходящего в порядке наследования или
дарения в размере 100% поступлений;
. платежей за пользование недрами – по нормативам, установленным
законодательством Российской Федерации;
. платы за пользование водными объектами – в размере 50%
поступлений;
. платежей за пользование лесным фондом – в размере 100%
поступлений в консолидированный бюджет области;
. прочих налогов, сборов и пошлин, подлежащих зачислению в бюджеты
муниципальных образований в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Также предусмотрена помощь местным бюджетам из областного бюджета в
размере 1 021 746 тыс. рублей.
Внебюджетные фонды
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряже-
нии центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назна-
чение. С 1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюд-
жетных экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени феде-
ральные экономические внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения националь- ного
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп насе- ления
(17, с.256). Они предназначены для реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в
случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго
целевое назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об
утверждении государственного бюджета. Формируются государственные
внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов
внебюджетных фондов являются:
. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
. средства бюджета;
. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих
банков.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь
самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ
федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной
системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы
формирования, расходования, управления внебюджетными фондами
регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов
государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об
их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные
фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществля- ется Федеральным казначейством РФ.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
. Пенсионный фонд Российской Федерации;
. Фонд социального страхования Российской Федерации;
. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самосто-
ятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность
по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде
РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,
страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть
средств поступает в результате капитализации временно свободных средств.
При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных
пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для
детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии
на Чернобыльской АЭС.
Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно
действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ, в национально-государ- ственных и
административно-территориальных образованиях. На местах (в го- родах,
районах) имеются уполномоченные Фонда.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению
внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом
Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными зада-
чами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здо-
ровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхо-
вания.
Фонд социального страхования образуется за счет:
. страховых взносов граждан и юридических лиц;
. доходов от инвестирования части временно свободных средств;
. добровольных взносов граждан и юридических лиц;
. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от
радиации, а также на другие цели.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в
региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС
образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координа-
ционные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его предсе-
дателем, который назначается Правительством РФ.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по закону
РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для
финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики
занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в
стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о
Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8
июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет:
обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых
взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ. Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы
юридических и физических лиц и другие средства.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов
занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи
с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и
районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.
Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается
соответствующими вышестоящими представительными органами власти.
Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,
формируемых субъектами Федерации.
Средства ГФЗН направляются на:
. программы активной политики занятости (профессиональное обучение,
создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и
субсидии к заработной плате, организацию общественных работ и
прочее);
. программы материальной поддержки безработных – пособия, матери-
альная помощь, досрочная пенсия;
. информационную поддержку программ занятости;
. страховой резерв;
. содержание служащих Фонда.
Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по
занятости, а также центрами при представительных органах власти.
Непосредственное руководство возложено на Правление Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в
соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании
граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.).
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются
Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды
действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном
медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном
медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993 г.
Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для: вырав-
нивания условий деятельности территориальных фондов обязательного меди-
цинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязатель-
ного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным
использованием финансовых средств.
Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части
страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское
страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных
программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального
бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского
страхования;добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от
использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, созда-
ется представительной властью субъектов Федерации. Он осуществляет:
финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого стра-
ховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии; финансово-
кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинско- го
страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов,
направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов страхов-
щикам при нехватке у них финансовых средств; накопление резервов для
обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
контроль за рациональным использованием средств.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государствен-
ной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию
не подлежат. Эти средства формируются за счет: части страховых взносов
предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектов на обязательное
медицинское страхование; доходов, получаемых от использова- ния временно
свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей,
медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате
предъявления им регрессных требований; добровольных взносов и других
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|