рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное вмешательство в ценообразование

в большей или меньшей степени определяются содержанием социально-

экономической политики того или иного государства.

Целью экономической политики государства является достижение "полной"

занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны, что

должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.

Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы не допустить

инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,

резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизма

производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добиться

кокретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержание

определенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров

первой необходимости.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния

экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста

дефицитности стдельных продуктов, необходимости быстрой структурной

перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с

динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в

меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой

экономикой. Здесь в большей степени получает развитие неценовая

конкуренция.

Во многих странах в настоящее время правительства отдают предпочтение

неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, что означает как

можно меньшее государственное вмешательство в экономику и сокращение сферы

его влияния, а также создание условий для более полного и свободного

взаимодействия рыночных факторов (так называемый "консервативный переворот"

в государственно-монополистическом регулировании экономики).

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ.

2.1. Меры, методы и способы воздействия государства на цены.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем

санкционированного правительственными органами завышения издержек

производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных

списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях

возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", т.е. расчетные (а не

действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством

льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение

цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы

распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях

благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста

цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,

где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в

военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками

определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по

договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся

базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог

производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные

изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является

государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное

поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов),

а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов

и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой

конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов

государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и

косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно

воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно

отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли,

блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен,

ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на

потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных

пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует

поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует

сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в

основе различных нормативных актов, направленных на формирование

конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства,

различного рода соглашений между государством и предпринимателями о

"разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе.

Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в

зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и

цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как

"цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных

ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение

закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из

запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на

основе "социального партнерства". Одной из таких форм является контроль за

ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная

цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться

предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары,

обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически

началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за

ценами служит основой, на которой базируются все государственные

мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные

статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто

проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии

по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на

цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой

бы цели они не служили.

Способы воздействия государства на цены иллюстрирует таблица1 (см.

приложение А).

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях,

железнодорожных и постово-телеграфных тарифов - пример фиксации цен на

товары и услуги государственного сектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению

издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в

негосударственном секторе - типичное средство административно-

хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в

условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже

среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в

исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной

напряженности.

Существует еще один метод государственного воздействия на цены -

контроль над ними.

На рис.2 показано воздействие контроля над ценами: P и Q представляют

собой равновесную цену и количество (то есть цену и объем продаж, которые

установились бы без государственного вмешательства). Государство, однако,

находит цену P слишком высокой и устанавливает, что цена должна быть выше

максимальной цены, которую мы обозначаем как P . Каков будет результат? Из-

за того, что цена ниже равновесной, производители (особенно те, у кого

высокие издержки) будут производить меньше и предложение будет равно Q .

С другой стороны, потребители увеличат спрос при этой низкой цене - они

захотят приобретать количество Q . Поэтому спрос превышает предложение, и

вскоре возникает дефицит, или избыточный спрос. Объем этого избыточного

спроса составит Q - Q .

Рис.2. График изменения цен при их контроле со стороны государства.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. Рис.2

предполагает, что производители проигрывают - они получают низкую цену и

некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности.

Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают. Потребители, которые

могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше, но те, кто

был "посажен" на норму и не смог вообще купить товар, оказываются в трудном

положении.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее

благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-

первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к

издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки

или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются

внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат

издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями

промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого

производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и

общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Трудности рынка - второй случай, когда государственное вмешательство

может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего

конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не

отражают истинного положения потребителей и производителей. Например,

трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают

достаточной информации о качестве или происхождении товара и,

следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность

решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство (например,

в виде требования, чтобы ярлыки товаров содержали полную и достоверную

информацию) может оказаться желательным.

Без внерыночных эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет

к установлению цены и объема производства, максимизмрующих благосостояние.

Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не

всегда плохая вещь. Государство может иметь иные цели, нежели экономическая

эффективность. Кроме того, встречаются ситуации, при которых

государственное вмешательство может повысить экономическую эффективность. К

ним относятся внешние эффекты и случаи возникновения трудностей на рынке.

2.2. Последствия государственного вмешательства в процесс

ценообразования.

Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного

ценообразования является система налогообложения и директирование уровня

цен.

Рис.3. Последствия введения акциза.

На рис.3 т.Е представляет рыночное равновесие до введения налога.

Вследствие установления налога (акциза) в размере Т ден. ед. с единицы

проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога

(от S к S ), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится

производителю на Т ден. ед. дороже. Спрос и предложение уравниваются при

цене P , из которой производителю достается только P = P - T.

Т.о., с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась

цена для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем

предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше

первоначального.

Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние

участников рыночных сделок, нужно определить изменение излишков

потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек

равнялся площади PмE P , т.е. потери потребителей соответствуют площади PмE

E P . Излишки производителей сократились с величины, представленной

площадью P E м, до величины, соответствующей площади P Aм , т.е. их

потери отображаются площадью P E AP . Величина собранных налогов TQ

равна площади P E AP , которая меньше суммарных потерь потребителей и

производителей. Площадь треугольника E E A представляет чистые потери

общества вследствие введния налога.

Последствия дотации единицы реализованной продукции в размере H ден.

ед. показаны на рис.4. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в

т.E . Дотация для производителя равносильна тому, что часть

производственных затрат государство берет на себя, и поэтому линия

предложения сдвигается вниз на величину дотаций (от S к S ). Равновесной

становится комбинация P ,Q . Для покупателя цена снизилась (P < P ),

что увеличило объем спроса, а для продавцов повысилась, что увеличило объем

предложения. В результате равновесное количество увеличилось. Сумма

выплаченной государством дотации отображается площадью P BE P . Выигрыш

производителей в виде приращения их излишка равен площади P E BP , а

выигрыш потребителей соответствует площади P E E P . Площадь треугольника

E BE показывает чистые потери общества, возникающие вследствие

предоставления дотаций производителям.

Рис.4. Последствия введения дотаций.

Т.о., воздействие государства на процесс рыночного ценообразования

посредством косвенного налогообложения или дотации производства снижает

экономическую эффективность функционирования рыночного механизма.

Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на рыночную

цену является импортная пошлина. Рассмотрим экономические последствия ее

введения, используя рис.5. В отсутствии импорта на данном рынке

устанавливается цена P , по которой купят Q ед. блага. Наличие

совершенно эластичного предложения из-за границы представленного линией

Siм, снижает цену до P , в результате чего спрос возрастет до Q , а

предложение отечественных потребителей сократится до Q . Разность Q -Q

соответствует объему импорта. В результате свободного доступа на данный

рынок импортного блага излишки потребителей возросли на площадь P AHP , а

излишки производителей уменьшились на площадь P APм. Следовательно, импорт

обеспечивает чистый выигрыш общества, представленный площадью треугольника

GAH.

Рис.5. Последствия введения импортной пошлины.

Допустим, государство в целях поддержки отечественных производителей

вводит импортную пошлину в размере T с единицы ввозимого блага. На рис.5

это отобразится сдвигом линии Sim вверх на расстояние T . Цена возрастет до

P , увеличивая объем отечественного предложения до Q и снижая объем

спроса до Q . В результате излишки производителей возрастут на

площадь P EGP , а излишки потребителей сократился на площадей GEFH. Сумму

поступивших в государственный бюджет пошлин представляет площадь

прямоугольника KEFL, а чистые потери общества вследствии введения пошлины

соответствуют сумме площадей треугольников GEK и LFH. Площадь первого

треугольника представляет потери из-за меньшей по сравнению с заграницей

эффективности отечественного производства, а площадь второго - вследствие

искусственного ограничения потребления данного блага.

Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги и дотации

государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или

нижнего предела цены.

Устанавливая верхний предел цены, государство желает предоставить

потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных

рыночных цен. Если на рынке, изображенном на рис.6, сложилась равновесная

цена P, то установление верхнего предела цены на более низком уровне P

приведет к дефициту в размере Q - Q . Из-за того, что в условиях дефицита

цена спроса превышает верхний предел цены (P > P) , возникает "черный"

рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском

подвергнуться административным или уголовным санкциям. Затраты риска вместе

с дополнительными затратами по организации "черного" рынка добавляются к

производственным затратам, и кривая предложения после достижения Q

сдвигается влево. В результате цена, уравновешивая спрос и предложение на

"черном" рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный

государством, но и рыночную цену: P > P . Покупатели, которые не смогли

купить ("достать") необходимое им количество по директивной цене, вынуждены

переплачивать на "черном" рынке. Но при этом общий объем сделок не

достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q < Q ).

Рис.6. Директивная цена и "черный" рынок.

Другим последствием установления верхнего предела цены является

снижение качества продукции. Производители, не опасаясь в условиях дефицита

потерять покупателей, уменьшают затраты производства за счет ухудшения

качества продукции. В результате линия предложения сдвигается вправо, как

показано на рис.7 (от S к S ), что на некоторое время позволяет увеличить

объем продаж по фиксированной цене. Но после того как потребители обнаружат

снижение качества продукции, спрос уменьшится (от D к D ); рыночная цена

совпадает с директивной при более низком качестве продукции.

Рис.7. Директивная цена и снижение Рис.8. Последствия

установления

качества продукции. нижнего

предела цены.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется

государством как средство экономической поддержки производителей отдельных

отраслей, чаще всего сельского хозяйства. Ситуация, возникающая на рынке

при установлении нижнего предела цены, изображена на рис.8, где равновесие

устанавливается при P ,Q . При директивной цене P население снижает объем

спроса до Q , а объем предложения возрастает до Q . Чтобы образовавшийся

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.