рефераты скачать

МЕНЮ


Государственное регулирование экономики как многосторонний экономический процесс

Экономическое прогнозирование - способ научного предвидения,

построения вариантных гипотез возможных экономических траекторий, в

проникновением на отдаленный промежуток времени.

Государственное программирование - это наиболее развитая форма

государственного планирования в национальном масштабе в форме крупных

государственных социально-экономических программ, обычно называемых

целевыми или комплексными.

Среди остальных разнообразных форм государственного регулирования

рассмотрим основные.

Непосредственное государственное управление - объекты и отрасли,

имеющие жизненно важное значение для экономики и общества (в основном

военные, оборонные, энергетические, природоохранные, социально-культурные,

жилищно-коммунальные, научные) частично или полностью управляются

центральными государственными или местными органами.

Налоговое и таможенное регулирование - установление объектов

налогообложения, назначения и дифференцирования налоговых ставок, введения

налоговых льгот, освобождения от налогов.

Денежно-кредитное регулирование - состоит в воздействии государства на

денежное обращение и объем денежной массы. Как правило, через Центральный

банк государство регулирует эмиссию и общую денежную массу, устанавливает

предельные ставки банковского ссудного процента и влияет на них через

учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые

Центральным банком, предоставляет льготные займы, выпускает займы и другие

ценные бумаги.

Бюджетное регулирование - государственные органы обладают возможностью

распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их

расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам могут

быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньше. Кроме

того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме

налоговых) платежи в бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и

денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и

установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование - заключается в том, что государство может

устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого

уровня. Ущерб, наносимый продавцам и производителям, может быть

компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной

экономики государство само полномочно назначать цены. Иногда ценовое

регулирование проявляется в форме установления предельных уровней

рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование - обеспечение социальной справедливости,

поддержка социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения,

создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных

человека. Сюда же входит государственное социальное страхование, которое

предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи

детям, инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения,

страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный

уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных

функций регулирования экономики государством. Государство не имеет

возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для

всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержка системы

трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода

стремиться не допускать острого социального неравенства» предотвращать

социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены

возможности обеспечить себя самостоятельно.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда -

осуществляется посредством государственного законодательства о труде и

занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда,

соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату

пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы

оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных. Способы и

инструменты государственного регулирования труда и занятости будут подробно

рассмотрены далее.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды

- предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за

загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных

природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы

устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление

окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на

ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за

исключением области естественной монополии; Государственное антимонопольное

законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает

создание условий, способствующих развитию монополизма; В России введен

специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный

спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру

экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными

потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну

и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели

отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности

внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное

регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы

экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь

обширное государственное регулирование лишает предприятия,

предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной

экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного

регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний,

предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности

самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не

затрагиваемые государственным регулированием.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу

регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы.

Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования

позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов.

Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение

рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня

занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых

профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий

безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на

рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего

дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей

направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха.

Государственные органы законодательно устанавливают, как правило,

максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно

влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности

рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение такой меры в современных условиях России требует

определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень

безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с

другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в

целом.

Среди специализированных административных мер регулирования,

распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует

выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно,

вызывает негативное отношение работодателей, так как обязывает их принимать

на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих

ограничения по состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная

мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на

предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда, прежде

всего, относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

Среди общих экономических мер государственного регулирования

выделяется помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на

расширение производства, открытие новых государственных предприятий,

предоставление государственных заказов промышленности в период спадов,

организацию общественных работ.

Содействие в организации собственного дела, оказываемое службами

занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так

и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы.

Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так

как это связано не только с трудоустройством человека, желающего

организовать свое дело» но и с созданием новых рабочих мест. В отношении

частных предпринимателей государство использует различные меры,

стимулирующие их расширять свое производство» причем там, где возникает

острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

В числе экономических специализированных мер особое внимание в

развитых странах оказывается созданию предприятий так называемой защищенной

занятости — специализированных предприятий для инвалидов. Это еще один

пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны,

чем обычные» из-за низкой производительности труда, поэтому требуют

финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам

возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для

трудоустройства данной социально уязвимой группы.

Организация общественных работ - способ создания временных рабочих

мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера

направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины

и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие

стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой

группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую» и как

административную.

Количество рабочих мест. Как правило, больше количества людей, их

занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие

совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки

подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест

работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех,

кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится

организация переподготовки населения. Основной системой является

организация переподготовки за счет фонда занятости; которая охватывает

официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы

переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только

взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение

работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились

бременем на предприятия, необходим механизм льготного налогообложения для

них.

Такие меры имеют в основном экономический характер и являются

специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства

работников, вынужденных сменить место жительства. Следует отметить, что для

России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в

развитых странах (из-за существования регистрации и привязывания социальных

благ к ней, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных

связей и т.д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того,

ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

Рассмотрим далее меры по регулированию заработной платы. Воздействие

на заработную плату можно рассматривать как общий экономический способ

определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на

предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом

определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких

местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную

политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру

спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим.

Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего

времени обычно носит административный характер, в большинстве развитых

стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей

недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при

заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости в России

призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания

новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи

безработным в организации своего дела, создание предприятий защищенной

занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию

общественных работ, выплату пособий безработице.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ

Управление экономикой - это часть системы управления обществом.

Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую

представлены как органы государственного, общественного, социального

управления, связанного не только с экономикой; но и с другими жизненными

процессами. Такие органы именуют органами власти, имея в виду власть над

экономикой.

Как известно органы власти делятся на законодательные, исполнительные,

судебные. Каждый из этих видов власти имеет непосредственное отношение к

управлению экономикой.

Законодательные органы федерального уровня и субъектов Федерации

принимают законы, постановления, другие законодательные акты.

Законодательные акты целиком или частично содержат статьи, определяющие

принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой. Тем самым

законодательные органы управляют экономикой посредством принятия и

изменения законов и постановлений, устанавливающих законополагающие правила

функционирования экономики, осуществления экономических отношений»

использования экономических ресурсов.

В России это Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета

Федерации, а также выборные органы на местах.

Роль законодателей в управлении экономикой и обществом сводится к

принятию целесообразных эффективных, действенных законов. После того как

законы приняты, именно сами законы, а не отдельные люди должны править

экономикой, а люди должны соблюдать законы и по необходимости их

совершенствовать, следить за их исполнением. Так делается в подлинно

правовом государстве.

Исполнительным органам принадлежит основная роль в управлении

экономикой, так как именно эти органы призваны исполнять законы, приводить

их в действие. Количество исполнительных органов велико, и они

многообразны. Исполнительную власть возглавляет Президент, а

непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны

осуществляет Правительство. Правительство в его вершинной части - это

Кабинет министров» возглавляемый Председателем, то есть премьер-министром и

его заместителями, вице-премьерами.

Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой

посредством президентских указов, постановлений и распоряжений

Правительства, принятия оперативных решений в области производства,

распределения, использования экономических ресурсов, решения социальных

проблем, развития внешнеэкономических связей, регулирования экономических

отношений.

Наряду с Правительством страны отдельные вопросы исполнительного

управления экономикой решают министерства и ведомства страны и входящих в

ее состав национально-территориальных образований. Отметим, что национально-

территориальные образования в виде субъектов, входящих в состав Российской

Федерации, и городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют собственные

Правительства, олицетворяющие исполнительную власть в данном регионе.

Министерства и ведомства (комитеты, департаменты, управления) делятся

на отраслевые, территориальные, функциональные. Как ясно из названия,

отраслевые министерства и ведомства управляют определенными отраслями

хозяйства, а территориальные ведомства - территориями. Что же касается

функциональных министерств и ведомств, то они призваны управлять обороной,

безопасностью, банками, иностранными делами, внутренними делами,

внешнеэкономическими связями, общими проблемами экономики, социальным

обеспечением, государственной статистикой.

Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой

в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов,

регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают

конфликтные ситуации, взаимные экономические претензии, трудовые,

имущественные, денежные споры. Самое непосредственное отношение к

экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в

судебном порядке претензии предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка

определяются организацией денежного обращения, производством общественных

товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы

вмешательства государства в экономику определяются перераспределением

доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием

монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением

региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой

экономике.

2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и

административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не

противоречит рыночному механизму.

3. Предоставляемые государством общественные товары призваны

удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в

денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок.

Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с

другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства

общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое

должно формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов

должна соответствовать структура спроса на общественные товары.

4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически

обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах

рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и

обеспечивает псевдорыночное равновесие. Государство вмешивается в

ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

5. Выход государства за отчерченные максимальные границы делает

необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для

стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо

зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация

собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора,

создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации

является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации

необходимо выполнение ряда условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. Нормативные акты

1.Конституция РФ.

2. Закон РСФСР от 22.03.91 г. № 9488-1 "О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Закона РФ "О

внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках).

3. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994г. №191 "О Государственной

программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ

(основные направления и первоочередные меры)

Примечание: нормативные акты взяты с лазерного диска "Энциклопедия

Российского права", издания "Российской газеты" совместно с "Равновесие-

Медиа", октябрь 2000 года.

II. Специальная литература

1. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.

Большакова. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.

3. Экономическая мысль ХХ столетия: страницы истории. Лекции. - М.:

"Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000.

4. Экономика: Справочник 2-е изд. - М.:Финансы и статистика, 1998.

5.Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г.Я.Кипермана. - М.:

Политиздат, 1991.

6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. М.:

Прогресс, 1978.

7. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под. ред. Сенчагова

В.К., Архипова А.И. М.: Проспект, 1999.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.