рефераты скачать

МЕНЮ


Факторный анализ прибыли, планирование прибыли

| | |отчетного периода |

| | |строки 140-150-160 |

| | |167348-44034=123314 |

Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется

таблица (табл. 2), в которой используются данные бухгалтерской отчетности

ЗАО «РС» из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в

развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка)

от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств,

нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и

прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Из данных табл. 2 следует, что прибыль по отношению к предшествующему

периоду выросла на 6068%, что привело также к соответствующему увеличению

прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Таблица 2

Динамика показателей прибыли

|Показатели |Отчетный |Аналогичный |Отчетный в % |

| |период |период |к предшест- |

| | |прошлого |вующему |

| | |года |периоду |

|1. Выручка (нетто) от |2540210 |245411 |1035 |

|реализации товаров, | | | |

|продукции, услуг | | | |

|2. Себестоимость |2246770 |218221 |1030 |

|(производственная) реализации| | | |

|товаров, продукции, работ, | | | |

|услуг | | | |

|3. Валовый доход |293440 |27190 |1079 |

|4. Расходы периода |27634 | | |

|(коммерческие и | | | |

|управленческие) | | | |

|5. Прибыль (убыток) от |265806 |27190 |978 |

|реализации | | | |

|6. Сальдо операционных |6885 |1273 |541 |

|результатов | | | |

|7. Прибыль (убыток) от |258921 |25917 |999 |

|финансово-хозяйственной | | | |

|деятельности | | | |

|8. Сальдо внереализационных |-105343 |-22858 |461 |

|результатов | | | |

|9. Прибыль (убыток) отчетного|167348 |5605 |2986 |

|периода | | | |

|10. Прибыль остающаяся в |123314 |1866 |6608 |

|распоряжении организации | | | |

|11. Нераспределенная прибыль |123314 |1866 |6608 |

|(убыток) отчетного периода | | | |

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие

положительные изменения.

Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации

товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном

снижении затрат.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные

изменения. Опережающими темпами растут внереализационные расходы периода.

Все это привело к снижению прибыли отчетного периода.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Прибыль отчетного периода отражается общий финансовый результат

производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее

сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации

продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.

Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на

исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием

следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры

реализации; изменение отпускных цен на реализованную продукцию; изменения

цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения

уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль

от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (?Р) от реализации продукции:

?Р = Р1 — Р0,

где Р1 — прибыль отчетного года;

Р0 — прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную

продукцию (?Р1):

?Р1 = Np1 — Np1,0 = ?p1q1 — ?p0q1,

где Np1 = ?p1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р

– цена

изделия; q – количество изделий);

Np1,0 = ?p0q1 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (?Р2) (объема

продукции в оценке по базовой себестоимости):

?Р2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1),

где Р0 — прибыль базисного года;

К1 — коэффициент роста объема реализации продукции.

К1 = S1,0/S0

где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за

отчетный год

в ценах и тарифах базисного года;

S0 — себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции

(?Р3):

?Р3 = Р0(К2 — К1),

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным

ценам

К2 = Np1,0/Np0,

где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

Np0 — реализация в базисном году.

5. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет

структурных сдвигов в составе продукции (?Р4):

?P4 = S1,0 - S1,

где S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в

ценах и условиях базисного года;

S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции

отчетного года.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет

структурных сдвигов в составе продукции (?Р5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние

на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (?Р6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации

за отчетный период, что выражается следующей формулой:

?P = P1 – P0 = ?P1 + ?P2 + ?P3 + ?P4 + ?P5 + ?P6

или

[pic]

где ?P – общее изменение прибыли;

?Pi – изменение прибыли за счет i-го фактора.

Составим таблицу 4 для формализованного расчета факторных влияний на

прибыль от реализации продукции.

Таблица 4.

|Показатели |Отчетный год |Базисный год |

|Количество продукции |977 |97 |

|Цена продукции |2600 |2530 |

|Выручка (реализация) |2540210 |245411 |

|Полная себестоимость от реализации |2246770 |218221 |

|продукции | | |

|Себестоимость на 1 ед. продукции |2300 |2250 |

|Прибыль от реализации продукции |293440 |27190 |

1. ?Р = Р1 — Р0= 293440-27190=266250

2. ?Р1 = Np1 — Np1,0 = ?p1q1 — ?p0q1 = 2540210-2471810=68400

Np1 = ?p1q1 = 977х2530=2471810

3. ?Р2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1) = 3428 (1,46-1) = 1576,88

К1 = S1,0/S0 = 2198250/218221=10,07

S1,0 = 977х2250=2198250

4. ?Р3 = Р0(К2 — К1) = 27190(10,07-10,07)=0

К2 = Np1,0/Np0 = 2471210/245411=10,07

Np1,0=977х2530=2471810

5. ?P4 = S1,0 - S1, = 2246770-2198250=48520

В табл. 5 приводится исходные данные и цифровой пример факторного

анализа прибыли от реализации продукции.

Таблица 5

Анализ прибыли по факторам

|Показатели |По |По базису на |Фактиче|Фактические |

| |базису|фактически |ские |данные до |

| | |реализованную|данные |корректировок на|

| | |продукцию |по |изменение |

| | | |отчету |договорных цен |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|1. Выручка (нетто) от |245411|2471810 |2540210|2471810 |

|реализации товаров, | | | | |

|продукции, работ, услуг | | | | |

|2. Полная себестоимость |218221|2198250 |2246770|2178710 |

|реализации товаров, | | | | |

|продукции, работ, услуг | | | | |

|3. Прибыль (убыток) от |27190 |273560 |293440 |293100 |

|реализации | | | | |

Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:

а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как

разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих

ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она

составляет 68400 руб. (2540210-2471810) и отражает рост цен в результате

инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины

величину завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров,

продукции, работ, услуг);

б) изменение договорных цен отчетного года на материалы, тарифов на

энергию, перевозки и прочее. Для этого используется сведения о

себестоимости продукции. В нашем задании влияние данных факторов составило:

2178710-2246770=-68060

в) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной

себестоимости (собственно объем продукции). Для расчета влияния данного

фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации в оценке по базисной

себестоимости. В нашем случае он равен

2198250/218221=10,07

Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычисляют

из нее базисную прибыль:

27190х10,07-27190=246613

г) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в

составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина

прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема

реализации в оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста

объема реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах.

Приведем результаты расчета:

27190(10,07-10,07)=0

д) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора

определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах

фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью,

исчисленной без учета изменений договорных цен отчетного года на

материальные и прочие ресурсы.

В нашем случае это влияние составляет:

2198250-2178710=19540

е) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе

продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной

полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема

реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически

реализованной продукции:

218221х10,07-2198250=-765

Результаты анализа представлены ниже в таблице 6 в сводке влияния

факторов на отклонение прибыли от реализации продукции:

|Показатели |Рубли |

|Отклонение прибыли – всего в т.ч. за счет: |266250 |

|а) изменения отпускных цен на продукцию |+68400 |

|б) изменения цен на материалы и тарифов |-68060 |

|в) изменения объема реализации продукции |+246613 |

|г) изменения структуры продукции |0 |

|д) снижения уровня затрат (режима экономии) |+19540 |

|е) изменения структуры затрат |-765 |

Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли

оказало изменение объема реализации продукции (92%), экономия затрат

составила (7%).

В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия

необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина

прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия

рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по

товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным

направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от

реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить

прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие

выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия. Лишь в

исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может

финансироваться за счет прибыльных других товарных направлений. Как

правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении

структуры деятельности предприятия.

Планирование прибыли

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства,

определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько

достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-

хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что

позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций,

прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и

служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет

ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного

хозяйства в целом.

Планируется прибыль раздельно по видам:

от реализации товарной продукции;

от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

от реализации основных фондов и другого имущества;

от внереализационных доходов и расходов.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной

продукции. Главные их них - метод прямого счета и аналитический. Раскрою на

примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в

дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации

прибыли с учетом опыта других европейских государств.

МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в

современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при

небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в

том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации

продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС

и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П = (В*Ц) - (В*С),

где П - плановая прибыль;

В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в

натуральном выражении;

Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и

несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и

в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров,

отгруженных на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли

методом прямого счета приведен в табл. 1.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не

позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при

большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД планирования прибыли применяется при большом

ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу

в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том,

что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду

выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в

целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех

последовательных этапов:

определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой

прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной

продукции за тот же период;

исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по

себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию

исходя из базовой рентабельности;

учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения)

себестоимости продукции, повышения качества ее и сортности, изменения

ассортимента, цен и т.д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного

периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются

отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое

выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен,

действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели

место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов,

повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой

прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если,

например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение

следует распространить на весь период до 1 октября, так или иначе уровень

рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого

года.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и

планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года

исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора -

изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в

результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на

следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую

прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации

продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров

отгруженных на начало и конец планируемого года.

Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого

счета и аналитическим - существует так называемый МЕТОД СОВМЕЩЕННОГО

РАСЧЕТА. В этом случае применяются элементы первого и второго способов.

Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по

себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а

воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение

себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие,

выявляется с помощью аналитического метода.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом

планирования предпринимательской деятельности на современном этапе

хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в

планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного

предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей

суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. Как

известно, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы,

электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально

изменению объема производства.

Постоянные затраты - это такие, которые не изменяются в зависимости от

роста амортизационные отчисления, уплата процентов за кредит, арендная

плата, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и

др.

Смешанные затраты включают как переменные, так и постоянные расходы.

Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, затраты на

проведение текущего ремонта оборудования и др.

Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыль.

1. Динамика объема продаж

Продажи увеличились по сравнению с прошлым годом, доля прибыли в

основном состоит из увеличения реализуемой продукции.

2. Динамика снижения издержек

Т.к. объем продаж увеличился, следовательно, издержки будут меньше.

3. Динамика уровня цен

Цены на продукцию увеличились.

Рассмотрим на примере ЗАО «РС» метод прямого счета.

Допустим, предприятие планирует в следующем отчетном периоде изменить

объем реализации на 50%. Получаем:

2600х(977х50%)=2600х1465,5=3810300

Себестоимость составит:

1465,5х2300=3370650

Прибыль планируемая=3810300-3370650=439650

Проанализируем и увидим, что прибыльность как в планируемом, так и в

отчетном периоде составляет одинаковые показатели.

Прибыльность в план. периоде=439650/3810300=11,5%

Прибыльность в отчет. периоде: 293440/2540210=11,5%

Дополним метод прямого счета аналитическим методом.

Определим базовую рентабельность:

Прибыль ожидаемая х полная себестоимость=500000х2246770=23%

Себестоимость планируемого года по базис. ценам составляет 3370650,

умножаем ее на 23%, получаем ориентировочную прибыль 775250.

Рассмотрим влияние на прибыль:

- допустим возрастет себестоимость на 300000 руб.

- влияние изменения ассортимента, предположим, что прибыль возрастет на

150000 руб.

- влияние роста цен, допустим увеличение цен на реализуемую продукцию

даст еще 100000 руб.

Влияние на прибыль составит:

775250-300000+150000+100000=725250

Прибыльность в план. периоде=725250/3810300=19%

Список литературы

1. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.,

Инфра-М, 2001.

2. Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор

инвестиций. Анализ отчетности. -М.:1995.

3. Курс экономики под ред. Райзберга Б.А. – М., Инфра-М, 1999

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.