рефераты скачать

МЕНЮ


Энергосберегающий путь развития экономики

месторождений. Для этого широко использовались как прямое регулирование,

так и рыночные механизмы и методы стимулирования.

Выбор приоритетов в энергетической политике

Включение в анализ энергетических проблем более широкого круга

вопросов, связанных с развитием неэнергопроизводящих отраслей,

энергосбережением, позволяет выйти из замкнутого круга многих современных

дискуссий: какой вид энергии более безопасен – тепловая или ядерная, каково

экологическое воздействие различных энергопроизводящих производств, оценки

их риска и ущерба, где и сколько добывать нефти, газа, угля и пр. Все эти

проблемы находятся в плоскости дополнительного производства энергии.

Реальная энергетическая проблема находится в другой плоскости, на более

высоком иерархическом уровне. Главный вопрос должен заключаться в

определении энергетических потребностей для реализации конечных

народохозяйственных результатов. В связи с этим по-другому, в более широком

аспекте, должны рассматриваться и вопросы риска, опасности и т.д.

Энергетическая политика, базирующаяся на альтернативных вариантах,

структурной перестройке экономики, не означает, конечно, отказа от

разработки новых месторождений, строительства новых электростанций. Там,

где есть такая потребность и возможности экономии энергоресурсов

незначительны, их необходимо создавать. Значительная часть месторождений

уже исчерпана, что требует новых источников энергоресурсов для

предотвращения резкого спада производства энергии в народном хозяйстве.

Следует отметить и необходимость определенного периода времени для

структурной перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих

структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых

месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в

масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки

зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства

энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию

невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и

дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для

других народохозяйственных комплексов и отраслей.

Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать

основную часть инвестиций в выбранное направление: или дальнейшее

чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на

строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в

крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим,

социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на

рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии.

Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип

экономического развития гораздо эффективнее с экономических, экологических,

социальных позиций.

Для повышения энергетической эффективности в России были разработаны

Федеральные целевые программы "Энергосбережение России" и

"Энергоэффективная экономика"

Федеральная целевая программа "Энергосбережение России"

Основными целями и задачами федеральной целевой программы

"Энергосбережение России" являются:

. реализация основных положений энергосберегающей политики, утвержденных

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и

требований федерального закона "Об энергосбережении";

. обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь

развития при улучшении бытовых условий населения;

. использование в этих целях комплекса рыночных механизмов и мер

государственного регулирования.

Важнейшие целевые показатели программы:

. достижение в 1998-2005 годах экономии топливно-энергетических ресурсов

в объеме 365-435 млн. тонн условного топлива и снижение на этой основе

энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%;

. сокращение бюджетных дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение

при снижении цен и тарифов на энергоресурсы

|Сроки и этапы реализации программы |1998-2005 годы |

|в том числе: |

|I этап |1998-2000 годы |

|II этап |2001-2005 годы |

Таблица 1

К основным мероприятиям ФЦП относятся:

. развитие производства и оснащение потребителей средствами учета и

регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами

энергосберегающей электротехники;

. инвестиционная политика и энергосберегающие проекты;

. нормативно-правовое и финансовое обеспечение программы;

. стандартизация и сертификация.

В федеральную целевую программу "Энергосбережение России" входят

следующие подпрограммы:

1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса.

2. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.

3. Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности.

4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования

расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.

5. Энергосберегающая электротехника.

В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к

инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных

проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998

году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств

Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных

проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2005 годах.

Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам

высокой энергетической эффективности, которые призваны показать

экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения.

Подобные зоны и объекты создаются по инициативе и при поддержке Миннауки

России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической

комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия

для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов,

энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно-

правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации,

сертификации и метрологии, проведения современной политики в области

тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного

опыта по всей территории Российской Федерации.

Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности

являются экспериментальными полигонами для отработки организационно-

финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной

политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и

оборудования.

Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты,

являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород,

Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи).

В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов,

Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург,

Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск),

Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и

Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария.

Реализация энергосберегающей политики немыслима без соответствующей

системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в

энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что

стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование,

технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое

оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово

производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с

данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации

энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд

других строительных материалов.

Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация

вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим

характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны

быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные

материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно-

регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства.

Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы

"Энергосбережение России" на 1998-2005 годы будет поэтапный перевод

российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом

изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать

превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий

жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на

энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет

энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический

комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и

использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую

очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-

коммунальной реформы.

В процессе реализации программы будут получены следующие конечные

результаты.

1. Общая численность сэкономленных в 1998-2005 годах энергетических

ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2005

годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.

В основном будет завершено оснащение потребителей приборами и

системами учета инвестиционной программы внедрения новых

энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных

оборудования, конструкций и материалов.

2. Сокращение потребности экономики и населения страны в топливе и

энергии в результате реализации проектов программы позволит снизить

энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2005 году - на

13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит

к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года.

Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода

в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%.

3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период

1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных

вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн.

рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.

4. Экономическая эффективность настоящей программы обеспечивается главным

образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов. На каждый вложенный в

программу энергосбережения рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3

рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов

в 1,5-2 года.

5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических

ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в

объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т.

Будет сокращена потребность в водопотреблении в 2005 году по сравнению

с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных

вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с

производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием

топливно-энергетических ресурсов.

6. Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и

системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для

бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока

реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных

зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн.

рублей.

7. Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-

энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах

и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995

году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10-

13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает

реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых

государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю

расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих

затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.

8. Выполнение программы энергосбережения обеспечит за счет сэкономленных

энергоресурсов повышение уровня газификации и электрификации быта на

25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в

районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение

газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005

году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет

использовано для дополнительной выработки тепла для населения с

заменой нефтяного и твердого топлива.

9. Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и

нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и

регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение

производства с целью снижения его энергоемкости и повышения

конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не

менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры

специалистов.

Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров

обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в

производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники,

энергоэкономичных материалов и конструкций.

| |I этап |II этап |

| |программ|программ|

| |ы, |ы, |

| |к 2000 |к 2005 |

| |г. |г. |

|1. Снижение энергоемкости ВВП |5,3% |13,4% |

|2. Рост национального дохода |4–5% |7–8% |

|3. Затраты на реализацию программы, всего в том | |55,3 |

|числе: | |млн. |

| | |руб. |

|капитальные вложения | |46,7 |

| | |млн. |

| | |руб. |

|научно-исследовательские и опытно-конструкторские| |7,0 |

|работы | |млн. |

| | |руб. |

|4. Экономическая эффективность программы | |146–168 |

|(стоимость сэкономленных энергоресурсов) | | |

| | |млн. |

| | |руб. |

|5. Сокращение затрат на проведение | |4,2–4,7 |

|природоохранных мероприятий | | |

| | |млн. |

| | |руб. |

|6. Сокращение вредных выбросов в атмосферу |1,3–1,4 |3,0–3,2 |

| | |млн. т |

| |млн. т | |

|7. Экономия затрат на топливо и энергообеспечение|20 |32–33 |

|от оснащения потребителей приборами учета |млн. |млн. |

|энергоресурсов |руб. |руб. |

|8. Сокращение бюджетных дотаций за счет оснащения| |60% |

|потребителей приборами учета энергоресурсов | | |

|9. Снижение цен и тарифов на энергоносители за |9–11% |10–13% |

|счет уменьшения инвестиционной составляющей | | |

|10. Повышение в результате выполнения программы | |25–30% |

|уровня газификации и электрификации быта | | |

Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных

рублях)

Федеральная целевая программа

"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010

года

Утверждена

постановлением

Правительства

Российской

Федерации

от 17 ноября

2001г. N796*

Таблица 3 Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная

экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

|Наименование |- федеральная целевая программа "Энергоэффективная |

|Программы |экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 |

| |года |

|Основание и дата |- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 |

|принятия решения |января 2001г. N83-р |

|о разработке | |

|Программы | |

|Государственный |- Министерство энергетики Российской Федерации |

|заказчик - | |

|координатор | |

|Программы | |

|Государственные |- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, |

|заказчики |Министерство промышленности, науки и технологий |

|подпрограмм и |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства |

|разделов |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской |

|Программы |Федерации, Министерство путей сообщения Российской |

| |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации |

| |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |

|Основные |- Министерство энергетики Российской Федерации, |

|разработчики |Министерство Российской Федерации по атомной энергии, |

|Программы |Министерство промышленности, науки и технологий |

| |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства |

| |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской |

| |Федерации, Министерство путей сообщения Российской |

| |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации |

| |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, |

| |проектные и научные организации |

|Основные цели и |- реализация основных положений энергетической стратегии |

|задачи Программы |России; перевод экономики России на энергосберегающий |

| |путь развития за счет всемерного использования |

| |энергосберегающих технологий и оборудования, надежное |

| |обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение|

| |издержек производства в энергетическом секторе, в том |

| |числе на транспорте, при переработке и использовании |

| |топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение|

| |негативного воздействия энергетического сектора на |

| |окружающую природную среду; сохранение и расширение |

| |экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса|

|Сроки и этапы |- первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 |

|реализации |годы |

|Программы | |

|Перечень |- подпрограмма "Энергоэффективность топливно- |

|подпрограмм, |энергетического комплекса" (государственный заказчик - |

|основных |Министерство энергетики Российской Федерации) включает в |

|мероприятий и их |себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; |

|государственные |модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; |

|заказчики |модернизация и повышение надежности магистральных |

| |нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль;|

| |угольная промышленность; электроэнергетика (в части |

| |мероприятий по строительству зон затопления |

| |гидроэлектростанций государственным заказчиком является |

| |Государственный комитет Российской Федерации по |

| |строительству и жилищно-коммунальному комплексу); |

| |эффективное энергообеспечение регионов, в том числе |

| |северных и приравненных к ним территорий, на основе |

| |использования нетрадиционных возобновляемых источников |

| |энергии и местных видов топлива; создание |

| |высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и |

| |материалов для топливно-энергетического комплекса; |

| |экологические аспекты энергоэффективного развития |

| |топливно-энергетического комплекса, включая |

| |ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов |

| |тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых |

| |газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы|

| |подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"|

| |(государственный заказчик - Министерство Российской |

| |Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие |

| |разделы: безопасность действующих атомных электростанций;|

| |строительство атомных электростанций; продление ресурса |

| |энергоблоков атомных электростанций первого и второго |

| |поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; |

| |топливообеспечение атомных электростанций; разработка |

| |кадастра перспективных площадок для размещения атомных |

| |электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и|

| |отходами атомных электростанций; инновационная ядерная |

| |энергетическая технология с реактором и топливным циклом |

| |естественной безопасности; механизм реализации и |

| |управления подпрограммой подпрограмма |

| |"Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя|

| |следующие разделы: энергоэффективность энергоемких |

| |отраслей промышленности (государственный заказчик - |

| |Министерство промышленности, науки и технологий |

| |Российской Федерации); энергоэффективность в сельском |

| |хозяйстве (государственный заказчик - Министерство |

| |сельского хозяйства Российской Федерации); |

| |энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве |

| |(государственный заказчик - Государственный комитет |

| |Российской Федерации по строительству и |

| |жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на |

| |транспорте (государственный заказчик - Министерство |

| |транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в |

| |сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей |

| |сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в |

| |организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы |

| |(государственный заказчик - Министерство энергетики |

| |Российской Федерации); энергосбережение в отраслях |

| |топливно- энергетического комплекса (государственный |

| |заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) |

|Исполнители |- определяются на конкурсной основе |

|программных | |

|мероприятий | |

|Объемы и |- всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. |

|источники |рублей, из них за счет средств федерального бюджета - |

|финансирования |50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005 годы - 12,34 |

|Программы |млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей |

| |2002-2005 годы |

| |(млрд. рублей) 2006-2010 годы |

| |Всего |

| |2958,671 |

| |4045,989 |

| |в том числе по государственным заказчикам: |

| |Минэнерго России |

| |2703,901 |

| |3690,349 |

| |Минатом России |

| |181,66 |

| |286,16 |

| |Минпромнауки России |

| |34,68 |

| |33, 4 |

| |Минсельхоз России |

| |4,1 |

| |4,02 |

| |Минтранс России |

| |3,76 |

| |4,21 |

| |МПС России |

| |5,24 |

| |3,8 |

| |Госстрой России |

| |25,33 |

| |24,05 |

| |Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 |

| |годах уточняются при разработке прогнозов |

| |социально-экономического развития страны и федерального |

| |бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и |

| |согласовывают перечень первоочередных проектов и |

| |мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь |

| |постановлением Правительства Российской Федерации от 11 |

| |октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами|

|Система контроля |- государственные заказчики обеспечивают создание и |

|за выполнением |функционирование многоуровневой системы планирования, |

|Программы |учета и контроля хода выполнения программных мероприятий |

| |в соответствии с постановлением Правительства Российской |

| |Федерации от 26 июня 1995г. N594 |

|Ожидаемые |- реализация Программы позволит преодолеть негативные |

|конечные |тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического |

|результаты |комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней|

|реализации |добычи и производства топливно-энергетических ресурсов: |

|Программы |к 2005 году |

| |к 2010 году |

| |добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) |

| |360 |

| |360-370 |

| |добыча газа (млрд. куб. м) |

| |620 |

| |635 |

| |добыча угля (млн. тонн) |

| |300 |

| |335 |

| |производство электроэнергии (млрд. кВт..ч) |

| |1008,8 |

| |1158,9 |

| |б) производство первичных топливно- энергетических |

| |ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного |

| |топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного |

| |топлива); в) перевод экономики страны на |

| |энергосберегающий путь развития и достижение экономии |

| |топливно-энергетических ресурсов за счет использования |

| |современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. |

| |тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. |

| |тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной |

| |эксплуатации атомных электростанций; д) снижение |

| |энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 |

| |году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) |

| |поэтапное перевооружение отраслей топливно- |

| |энергетического комплекса и обновление до 2010 года |

| |оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в |

| |нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в|

| |сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45|

| |процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в |

| |угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике -|

| |на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в |

| |атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) |

| |сохранение и расширение экспортного потенциала |

| |топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих|

| |мест на 199 тыс. человек |

Заключение.

Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом,

используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает

высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному

развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является

основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю

приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть

инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные

резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.

Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на

воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около

четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных

источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание

ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного

виды.

Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а,

следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в

вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в

энергосбережении в широком смысле этого понятия.

Список использованной литературы:

1. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-

1994 №2 с 25-31

2. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев.

«Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27

3. Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики

4. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»

5. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное

пособие» Москва, ТЕИС 1997

-----------------------

Работу выполнил

студент группы № 106

Емельянов Андрей

Проверил: доцент

Мухаметгалеев Д.М.

Казань 2002

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.