Энергосберегающий путь развития экономики
месторождений. Для этого широко использовались как прямое регулирование,
так и рыночные механизмы и методы стимулирования.
Выбор приоритетов в энергетической политике
Включение в анализ энергетических проблем более широкого круга
вопросов, связанных с развитием неэнергопроизводящих отраслей,
энергосбережением, позволяет выйти из замкнутого круга многих современных
дискуссий: какой вид энергии более безопасен – тепловая или ядерная, каково
экологическое воздействие различных энергопроизводящих производств, оценки
их риска и ущерба, где и сколько добывать нефти, газа, угля и пр. Все эти
проблемы находятся в плоскости дополнительного производства энергии.
Реальная энергетическая проблема находится в другой плоскости, на более
высоком иерархическом уровне. Главный вопрос должен заключаться в
определении энергетических потребностей для реализации конечных
народохозяйственных результатов. В связи с этим по-другому, в более широком
аспекте, должны рассматриваться и вопросы риска, опасности и т.д.
Энергетическая политика, базирующаяся на альтернативных вариантах,
структурной перестройке экономики, не означает, конечно, отказа от
разработки новых месторождений, строительства новых электростанций. Там,
где есть такая потребность и возможности экономии энергоресурсов
незначительны, их необходимо создавать. Значительная часть месторождений
уже исчерпана, что требует новых источников энергоресурсов для
предотвращения резкого спада производства энергии в народном хозяйстве.
Следует отметить и необходимость определенного периода времени для
структурной перестройки народного хозяйства, создания энергосберегающих
структур. В этих условиях необходимо вести разведку и разработку новых
месторождений, создавать новые энергетические мощности. Все дело в
масштабах и приоритетах распределения ресурсов. С экономической точки
зрения очевидно, что эффективно совмещать экстенсивный рост производства
энергии в народном хозяйстве и энергосберегающую политику и реконструкцию
невозможно. Уже сейчас в ТЭК идет значительная часть всех инвестиций и
дальнейший рост этой суммы связан с крайне негативными последствиями для
других народохозяйственных комплексов и отраслей.
Требуется определить приоритеты в развитии энергетики и стимулировать
основную часть инвестиций в выбранное направление: или дальнейшее
чрезвычайно капиталоемкое валовое наращивание энергии, основанное на
строительстве новых станций, все более дорогой разработке месторождений в
крайне неблагоприятных условиях (с огромным экологическим, экономическим,
социальным ущербом в северных и сибирских регионах), или ориентация на
рост конечных экономических результатов, базирующихся на экономии энергии.
Весь мировой опыт доказывает, что переход на энергосберегающий тип
экономического развития гораздо эффективнее с экономических, экологических,
социальных позиций.
Для повышения энергетической эффективности в России были разработаны
Федеральные целевые программы "Энергосбережение России" и
"Энергоэффективная экономика"
Федеральная целевая программа "Энергосбережение России"
Основными целями и задачами федеральной целевой программы
"Энергосбережение России" являются:
. реализация основных положений энергосберегающей политики, утвержденных
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года № 472, и
требований федерального закона "Об энергосбережении";
. обеспечение перехода российской экономики на энергосберегающий путь
развития при улучшении бытовых условий населения;
. использование в этих целях комплекса рыночных механизмов и мер
государственного регулирования.
Важнейшие целевые показатели программы:
. достижение в 1998-2005 годах экономии топливно-энергетических ресурсов
в объеме 365-435 млн. тонн условного топлива и снижение на этой основе
энергоемкости ВВП к 2005 году на 13,4%;
. сокращение бюджетных дотаций регионов на топливо- и энергообеспечение
при снижении цен и тарифов на энергоресурсы
|Сроки и этапы реализации программы |1998-2005 годы |
|в том числе: |
|I этап |1998-2000 годы |
|II этап |2001-2005 годы |
Таблица 1
К основным мероприятиям ФЦП относятся:
. развитие производства и оснащение потребителей средствами учета и
регулирования расхода энергоресурсов, оборудованием и средствами
энергосберегающей электротехники;
. инвестиционная политика и энергосберегающие проекты;
. нормативно-правовое и финансовое обеспечение программы;
. стандартизация и сертификация.
В федеральную целевую программу "Энергосбережение России" входят
следующие подпрограммы:
1. Энергосбережение в отраслях топливно-энергетического комплекса.
2. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
3. Энергосбережение в энергоемких отраслях промышленности.
4. Производство сертифицированных приборов, систем учета и регулирования
расхода энергоресурсов и оснащение ими потребителей.
5. Энергосберегающая электротехника.
В ФЦП "Энергосбережение России" содержатся также основные требования к
инвестиционным энергосберегающим проектам, критерии при отборе подобных
проектов, перечень энергосберегающих проектов, подлежащих реализации в 1998
году с бюджетной финансовой поддержкой специальных внебюджетных средств
Минтопэнерго России, а также укрупненные показатели инвестиционных
проектов, намечаемых к реализации в отраслях экономики в 1999-2005 годах.
Важное значение отводится программой демонстрационным зонам и объектам
высокой энергетической эффективности, которые призваны показать
экономическое, экологическое и социальное значение энергосбережения.
Подобные зоны и объекты создаются по инициативе и при поддержке Миннауки
России, Минтопэнерго России в рамках проекта Европейской экономической
комиссии ООН "Энергетическая эффективность - 2000". В них создаются условия
для демонстрации совокупного эффекта применения рыночных механизмов,
энергосберегающей техники и технологий, совершенствования нормативно-
правового обеспечения энергосбережения, решения вопросов стандартизации,
сертификации и метрологии, проведения современной политики в области
тарифов и налогов, с целью последующего распространения положительного
опыта по всей территории Российской Федерации.
Российские демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности
являются экспериментальными полигонами для отработки организационно-
финансовых методов и нормативно-правовой базы федеральной и региональной
политики энергосбережения, внедрения энергоэффективных технологий и
оборудования.
Демонстрационными зонами, реализующими энергосберегающие проекты,
являются Москва (Зеленоград, Лефортово, Фили), Челябинск, Нижний Новгород,
Владимир, Кировск, Московская область (Мытищи).
В процессе создания демонстрационных зон находятся города Курчатов,
Москва (ВНИИгаз-Развилка), Ростов, Самара, Саратов, Санкт-Петербург,
Калининград, Петрозаводск, Тверь; Вологодская, Калужская (Обнинск),
Ленинградская, Московская (Истра, Ногинск, Балашиха, Королев), Мурманская и
Тульская области; Республики Саха (Якутия), Татария.
Реализация энергосберегающей политики немыслима без соответствующей
системы стандартизации энергопотребления, сертификации и метрологии в
энергосбережении. ЦФП "Энергосбережение России" предусматривается, что
стандартизация в первую очередь будет охватывать энергоемкое оборудование,
технологические процессы, транспортные средства, бытовые приборы, торговое
оборудование, светильники, кондиционеры, здания и сооружения. Ряд массово
производимых бытовых приборов должен иметь обязательное маркирование с
данными о годовом потреблении ими энергии. Объектами стандартизации
энергетических характеристик должны стать также теплоизоляционные и ряд
других строительных материалов.
Важным направлением энергосберегающей политики является сертификация
вновь выпускаемой продукции на соответствие ее нормативным энергетическим
характеристикам. На первом этапе в качестве объектов сертификации должны
быть определены продукция массового производства, теплоизоляционные
материалы, светотехнические изделия, энергоизмерительные приборы, запорно-
регулирующая арматура, электродвигатели, авто- и мототранспортные средства.
Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы
"Энергосбережение России" на 1998-2005 годы будет поэтапный перевод
российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом
изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать
превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий
жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на
энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет
энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический
комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и
использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую
очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-
коммунальной реформы.
В процессе реализации программы будут получены следующие конечные
результаты.
1. Общая численность сэкономленных в 1998-2005 годах энергетических
ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2005
годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.
В основном будет завершено оснащение потребителей приборами и
системами учета инвестиционной программы внедрения новых
энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных
оборудования, конструкций и материалов.
2. Сокращение потребности экономики и населения страны в топливе и
энергии в результате реализации проектов программы позволит снизить
энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2005 году - на
13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит
к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года.
Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода
в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%.
3. Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период
1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных
вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн.
рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.
4. Экономическая эффективность настоящей программы обеспечивается главным
образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов. На каждый вложенный в
программу энергосбережения рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3
рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов
в 1,5-2 года.
5. Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических
ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в
объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т.
Будет сокращена потребность в водопотреблении в 2005 году по сравнению
с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных
вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с
производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием
топливно-энергетических ресурсов.
6. Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и
системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для
бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока
реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных
зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн.
рублей.
7. Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-
энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах
и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995
году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10-
13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает
реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых
государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю
расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих
затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.
8. Выполнение программы энергосбережения обеспечит за счет сэкономленных
энергоресурсов повышение уровня газификации и электрификации быта на
25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в
районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение
газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005
году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет
использовано для дополнительной выработки тепла для населения с
заменой нефтяного и твердого топлива.
9. Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и
нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и
регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение
производства с целью снижения его энергоемкости и повышения
конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не
менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры
специалистов.
Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров
обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в
производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники,
энергоэкономичных материалов и конструкций.
| |I этап |II этап |
| |программ|программ|
| |ы, |ы, |
| |к 2000 |к 2005 |
| |г. |г. |
|1. Снижение энергоемкости ВВП |5,3% |13,4% |
|2. Рост национального дохода |4–5% |7–8% |
|3. Затраты на реализацию программы, всего в том | |55,3 |
|числе: | |млн. |
| | |руб. |
|капитальные вложения | |46,7 |
| | |млн. |
| | |руб. |
|научно-исследовательские и опытно-конструкторские| |7,0 |
|работы | |млн. |
| | |руб. |
|4. Экономическая эффективность программы | |146–168 |
|(стоимость сэкономленных энергоресурсов) | | |
| | |млн. |
| | |руб. |
|5. Сокращение затрат на проведение | |4,2–4,7 |
|природоохранных мероприятий | | |
| | |млн. |
| | |руб. |
|6. Сокращение вредных выбросов в атмосферу |1,3–1,4 |3,0–3,2 |
| | |млн. т |
| |млн. т | |
|7. Экономия затрат на топливо и энергообеспечение|20 |32–33 |
|от оснащения потребителей приборами учета |млн. |млн. |
|энергоресурсов |руб. |руб. |
|8. Сокращение бюджетных дотаций за счет оснащения| |60% |
|потребителей приборами учета энергоресурсов | | |
|9. Снижение цен и тарифов на энергоносители за |9–11% |10–13% |
|счет уменьшения инвестиционной составляющей | | |
|10. Повышение в результате выполнения программы | |25–30% |
|уровня газификации и электрификации быта | | |
Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных
рублях)
Федеральная целевая программа
"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010
года
Утверждена
постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 17 ноября
2001г. N796*
Таблица 3 Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная
экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
|Наименование |- федеральная целевая программа "Энергоэффективная |
|Программы |экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 |
| |года |
|Основание и дата |- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 |
|принятия решения |января 2001г. N83-р |
|о разработке | |
|Программы | |
|Государственный |- Министерство энергетики Российской Федерации |
|заказчик - | |
|координатор | |
|Программы | |
|Государственные |- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, |
|заказчики |Министерство промышленности, науки и технологий |
|подпрограмм и |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства |
|разделов |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской |
|Программы |Федерации, Министерство путей сообщения Российской |
| |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации |
| |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
|Основные |- Министерство энергетики Российской Федерации, |
|разработчики |Министерство Российской Федерации по атомной энергии, |
|Программы |Министерство промышленности, науки и технологий |
| |Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства |
| |Российской Федерации, Министерство транспорта Российской |
| |Федерации, Министерство путей сообщения Российской |
| |Федерации, Государственный комитет Российской Федерации |
| |по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, |
| |проектные и научные организации |
|Основные цели и |- реализация основных положений энергетической стратегии |
|задачи Программы |России; перевод экономики России на энергосберегающий |
| |путь развития за счет всемерного использования |
| |энергосберегающих технологий и оборудования, надежное |
| |обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение|
| |издержек производства в энергетическом секторе, в том |
| |числе на транспорте, при переработке и использовании |
| |топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение|
| |негативного воздействия энергетического сектора на |
| |окружающую природную среду; сохранение и расширение |
| |экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса|
|Сроки и этапы |- первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 |
|реализации |годы |
|Программы | |
|Перечень |- подпрограмма "Энергоэффективность топливно- |
|подпрограмм, |энергетического комплекса" (государственный заказчик - |
|основных |Министерство энергетики Российской Федерации) включает в |
|мероприятий и их |себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; |
|государственные |модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; |
|заказчики |модернизация и повышение надежности магистральных |
| |нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль;|
| |угольная промышленность; электроэнергетика (в части |
| |мероприятий по строительству зон затопления |
| |гидроэлектростанций государственным заказчиком является |
| |Государственный комитет Российской Федерации по |
| |строительству и жилищно-коммунальному комплексу); |
| |эффективное энергообеспечение регионов, в том числе |
| |северных и приравненных к ним территорий, на основе |
| |использования нетрадиционных возобновляемых источников |
| |энергии и местных видов топлива; создание |
| |высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и |
| |материалов для топливно-энергетического комплекса; |
| |экологические аспекты энергоэффективного развития |
| |топливно-энергетического комплекса, включая |
| |ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов |
| |тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых |
| |газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы|
| |подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"|
| |(государственный заказчик - Министерство Российской |
| |Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие |
| |разделы: безопасность действующих атомных электростанций;|
| |строительство атомных электростанций; продление ресурса |
| |энергоблоков атомных электростанций первого и второго |
| |поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; |
| |топливообеспечение атомных электростанций; разработка |
| |кадастра перспективных площадок для размещения атомных |
| |электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и|
| |отходами атомных электростанций; инновационная ядерная |
| |энергетическая технология с реактором и топливным циклом |
| |естественной безопасности; механизм реализации и |
| |управления подпрограммой подпрограмма |
| |"Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя|
| |следующие разделы: энергоэффективность энергоемких |
| |отраслей промышленности (государственный заказчик - |
| |Министерство промышленности, науки и технологий |
| |Российской Федерации); энергоэффективность в сельском |
| |хозяйстве (государственный заказчик - Министерство |
| |сельского хозяйства Российской Федерации); |
| |энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве |
| |(государственный заказчик - Государственный комитет |
| |Российской Федерации по строительству и |
| |жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на |
| |транспорте (государственный заказчик - Министерство |
| |транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в |
| |сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей |
| |сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в |
| |организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы |
| |(государственный заказчик - Министерство энергетики |
| |Российской Федерации); энергосбережение в отраслях |
| |топливно- энергетического комплекса (государственный |
| |заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) |
|Исполнители |- определяются на конкурсной основе |
|программных | |
|мероприятий | |
|Объемы и |- всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. |
|источники |рублей, из них за счет средств федерального бюджета - |
|финансирования |50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005 годы - 12,34 |
|Программы |млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей |
| |2002-2005 годы |
| |(млрд. рублей) 2006-2010 годы |
| |Всего |
| |2958,671 |
| |4045,989 |
| |в том числе по государственным заказчикам: |
| |Минэнерго России |
| |2703,901 |
| |3690,349 |
| |Минатом России |
| |181,66 |
| |286,16 |
| |Минпромнауки России |
| |34,68 |
| |33, 4 |
| |Минсельхоз России |
| |4,1 |
| |4,02 |
| |Минтранс России |
| |3,76 |
| |4,21 |
| |МПС России |
| |5,24 |
| |3,8 |
| |Госстрой России |
| |25,33 |
| |24,05 |
| |Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 |
| |годах уточняются при разработке прогнозов |
| |социально-экономического развития страны и федерального |
| |бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и |
| |согласовывают перечень первоочередных проектов и |
| |мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь |
| |постановлением Правительства Российской Федерации от 11 |
| |октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами|
|Система контроля |- государственные заказчики обеспечивают создание и |
|за выполнением |функционирование многоуровневой системы планирования, |
|Программы |учета и контроля хода выполнения программных мероприятий |
| |в соответствии с постановлением Правительства Российской |
| |Федерации от 26 июня 1995г. N594 |
|Ожидаемые |- реализация Программы позволит преодолеть негативные |
|конечные |тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического |
|результаты |комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней|
|реализации |добычи и производства топливно-энергетических ресурсов: |
|Программы |к 2005 году |
| |к 2010 году |
| |добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) |
| |360 |
| |360-370 |
| |добыча газа (млрд. куб. м) |
| |620 |
| |635 |
| |добыча угля (млн. тонн) |
| |300 |
| |335 |
| |производство электроэнергии (млрд. кВт..ч) |
| |1008,8 |
| |1158,9 |
| |б) производство первичных топливно- энергетических |
| |ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного |
| |топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного |
| |топлива); в) перевод экономики страны на |
| |энергосберегающий путь развития и достижение экономии |
| |топливно-энергетических ресурсов за счет использования |
| |современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. |
| |тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. |
| |тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной |
| |эксплуатации атомных электростанций; д) снижение |
| |энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 |
| |году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) |
| |поэтапное перевооружение отраслей топливно- |
| |энергетического комплекса и обновление до 2010 года |
| |оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в |
| |нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в|
| |сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45|
| |процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в |
| |угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике -|
| |на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в |
| |атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) |
| |сохранение и расширение экспортного потенциала |
| |топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих|
| |мест на 199 тыс. человек |
Заключение.
Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом,
используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает
высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному
развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является
основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю
приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть
инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные
резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.
Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на
воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около
четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных
источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание
ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного
виды.
Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а,
следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в
вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в
энергосбережении в широком смысле этого понятия.
Список использованной литературы:
1. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-
1994 №2 с 25-31
2. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев.
«Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27
3. Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики
4. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»
5. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное
пособие» Москва, ТЕИС 1997
-----------------------
Работу выполнил
студент группы № 106
Емельянов Андрей
Проверил: доцент
Мухаметгалеев Д.М.
Казань 2002
Страницы: 1, 2
|