рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическое макропланирование

Экономическое макропланирование

ПЛАН

1.ПРИМЕНЕНИЕ МАКРОМОДЕЛЕЙ В ИСЛЕДОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

2

2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ И НДЕКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

13

3.ИЗ ПРАКТИКИ ФРАНЦУЗКОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

17

4.ЛИТЕРАТУРА 21

Тема 1

С.Ф. Миксюк

Применение макромоделей в исследовании

и прогнозировании экономики

Белорусский экономический журнал. №2, 1998

Переживаемый Республикой Беларусь кризис требует принятия

комплексных мер, направленных на его преодоление и системное

реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей

экономической политики может служить макроэкономическая модель.

В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных

макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые

по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики

технологических факторов, результатов институциональной деятельности и

экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется

очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования

экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью

экономических процессов. Более того, применение стохастических моделей в

переходной экономике затруднено переводом статистики Беларуси на

принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой

связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает

объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также

иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы

положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив.

Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов,

объясняющих поведение экономических показателей.

Указанные выше причины привели нас к мысли о том, что для

переходной экономики следует разработать не стохастическую, а

детерминированную модель. В неприемлемости стохастической модели для

наших условий убеждает также имеющийся у автора отрицательный опыт

разработки регрессионных зависимостей показателей внешней торговли. Что

касается детерминированных моделей, то основным их недостатком является

жесткий характер. Однако он может быть устранен с помощью аппарата

имитации с различными сценариями, отражающими альтернативные варианты

правительственной политики.

Изложенное выше позволяет заключить, что в условиях переходного

периода использование разработанного в странах с развитой рыночной

экономикой модельного аппарата является невозможным. То же относится и к

моделям централизованной экономики, разработанным в странах бывшего

СССР. Все это предопределило необходимость собственных модельных

разработок. Следует отметить, что в республике имеются стандартные

модельные разработки Всемирного банка и МВФ, выполненные для стран с

переходной экономикой, однако попытки их практического освоения

оказались неудачными. Во-первых, потому, что информационное обеспечение

этих моделей не учитывает особенностей статистической отчетности

Беларуси. Во-вторых, модели ориентированы на решение внешних для нашей

экономики специфических задач.

В этой связи с 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь

началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели.

Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели,

позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-

вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По

аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен

методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому

доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели

выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства,

нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский

сектор, а также внешний сектор. В 1996 г. первая версия комплексной

модели среднесрочного прогнозирования (на период до 3 лет) прошла

практическую апробацию (Миксюк С.Ф. Разработка и использование

комплексной макромодели прогнозирования экономики Беларуси в условиях ее

рыночной переориентации // Вопросы прогнозирования развития отраслей и

сфер народного хозяйства. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. — Ред.).

Модель состояла из трех взаимоувязанных блоков: совокупного спроса и

предложения, платежного баланса, кредитно-денежного. Она включала 80

уравнений и по своему характеру являлась высокоагрегированной.

Результаты практической апробации модели дают основание сделать

следующие выводы.

Модель позволяет осуществлять прогноз не противоречащих друг другу

счетов как в разрезе секторов экономики, так и по экономике в целом.

Малая размерность модели, с одной стороны, обеспечивает аналитическую

наглядность получаемых результатов, что позволяет оперативно работать с

моделью и проводить многовариантные расчеты в ограниченные временные

сроки. С другой стороны, высокоагрегированность модели сопряжена с

большим количеством допущений, что делает прогноз в значительной степени

условным.

С учетом этого в 1996 г. модель получила дальнейшее развитие в

направлении детализации показателей налогово-бюджетного сектора. Это

потребовало переклассификации статей бюджета и внебюджетных фондов в

соответствии с классификацией СНС, отслеживания взаимосвязей

государственного, местных бюджетов, внебюджетных фондов, представления

доходной части бюджета и внебюджетных фондов в требуемой классификации.

Концепция общей структуры модели

Конечной целью построения модели является разработка инструмента,

который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и

развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не

противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики.

Создание модели, способствующей решению данной задачи, требует, с

одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей

макропоказателей; с другой стороны, — введения в модель группы

государственных регуляторов (налоги, бюджетные статьи расходов, ставка

процента, индекс реальной денежной массы) и адекватного отражения их

влияния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется

посредством реализации методологии потока финансовых средств (там же).

Что касается второго требования, то его достижение обеспечивается за

счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за

счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических

субъектов на основе коэффициентов эластичности.

Использование в модели принципа методологии потока финансовых

средств автоматически предполагает прогнозирование в разрезе секторов

экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор

имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых

потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика;

домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский

сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в

целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение

составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования

показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках

модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие

элементы между соответствующими показателями национального дохода и

показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.

На рис.1 представлена блок-схема макромодели среднесрочного

прогнозирования.

|Блок |Эндогенные переменные |

|производства и |Материальные затраты |

|издержек в |Налогооблагаемые базы: выручка от реализации, |

|текущих ценах |прибыль, затраты на производство продукции, |

| |амортизация основных фондов |

| |Рентабельность |

| |Капвложения за счет собственных средств предприятия|

|Блок |Эндогенные переменные |

|доходов и |Доходы бюджета и внебюджетных фондов |

|расходов |Дефицит бюджета |

|государства |Сбережения и валовые накопления сектора |

| |государственного управления |

| |Социальные выплаты: среднемесячная стипендия одного|

| |студента, среднемесячная пенсия одного пенсионера, |

| |среднемесячное пособие одного безработного |

|Блок |Эндогенные переменные |

|доходов и |Доходы населения |

|расходов |Текущие потребительские расходы |

|населения |Сбережения населения |

| |Валовое накопление населения |

| |Капвложения за счет средств населения |

| |Среднемесячная зарплата одного занятого |

|Блок |Эндогенные переменные |

|национального |Валовой выпуск и валовой внутренний продукт в |

|дохода и |рыночных ценах |

|продукта |Сбережения и валовое накопление сектора |

| |нефинансовых предприятий |

| |Воспроизводственная структура ВВП в разрезе |

| |секторов |

| |Финансовая структура ВВП |

|Блок |Эндогенные переменные |

|платежного |Показатели текущего счета: сальдо торгового |

|баланса |баланса, сальдо нефакторных услуг, сальдо дохода, |

| |сальдо текущих трансфертов |

| |Внешний заем |

| |Внешний долг на конец периода |

|Блок |Эндогенные переменные |

|кредитно-денежн|Чистые внутренние активы в разрезе секторов |

|ого сектора |Широкие деньги в разрезе секторов |

Рис. 1 Блок-схема модели среднесрочного прогнозирования

Блок производства и издержек. В данном блоке рассчитываются со стороны

предложения номинальный и реальный ВВП, валовой выпуск по факторной

стоимости на основе экспертно заданных темпов роста производства

отраслей и индексов цен на продукцию этих отраслей. Работа блока

представлена следующими отраслями: промышленность, сельское хозяйство,

прочие отрасли материального производства, нематериальные услуги. В

данном блоке рассчитываются все налогооблагаемые базы, необходимые для

работы очередного блока: выручка от реализации, оплата труда,

материальные затраты, амортизация, прибыль от реализации, балансовая

прибыль. В блоке отражается влияние динамики ставки косвенных налогов на

динамику объема продаж и, как следствие, на величину выручки от

реализации.

Налогово-бюджетный блок. Поступления в бюджет и внебюджетные фонды

рассчитываются путем умножения величины налогооблагаемых баз на

экзогенно задаваемую ставку фактического изъятия. При выборе условно

расчетных баз налогообложения мы исходили из следующих соображений:

а) условно расчетная база, принятая в модельных расчетах, должна быть

максимально приближена к базе, устанавливаемой в законодательном

порядке;

б) при невозможности установления подобного соответствия приоритет

отдается базе, которая в наибольшей степени отражает сферу производства;

в) в методологии модельных расчетов не должно быть противоречия при

определении налогооблагаемой базы: если показатель является

результирующим, он не может выступать в качестве налогооблагаемой базы,

поскольку рассчитывается в первом блоке модели.

В модели воспроизводится взаимосвязь бюджета и внебюджетных фондов

посредством включения позиции "поступления из бюджета" в статьи

внебюджетных фондов. Следует отметить, что в модельных расчетах данная

позиция является балансирующей между расходной и доходной частями

внебюджетных фондов. Такая методика расчетов предполагает

бездефицитность внебюджетных фондов.

В отличие от доходов, возможности прогнозирования государственных

расходов на основе обычных экономических соотношений гораздо более

ограниченны. Это является следствием политической природы принятия

решения по поводу государственных расходов. Методика прогнозирования

бюджетных расходов в рамках модели предполагала решение следующих

вопросов: классификация расходов, обеспечивающая связь финансовых

потоков между бюджетом и остальными секторами, методика прогноза этих

расходов.

Требуемая для модельных расчетов классификация бюджетных расходов

представлена как сумма текущих и капитальных расходов (рис.2). В свою

очередь текущие расходы складываются из текущего государственного

потребления (заработная плата, товары и услуги), субсидий, трансфертов,

расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. К капитальным

расходам бюджета относятся капитальные трансферты сектору нефинансовых

предприятий, инвестиции госсектора.

В силу политической природы бюджетных расходов их прогнозирование

осуществляется на основе экзогенно заданных реальных темпов роста.

Следует отметить, что основная сложность прогнозирования расходов

бюджета состоит в формировании его отчетной информационной базы в

требуемой классификации. Это потребовало обращения не к агрегированному

бюджету, а к его детализированному виду.

Дефицит бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов

бюджета. Финансирование дефицита бюджета определяется на основе

экзогенно задаваемой структуры: внешние источники, внутреннее банковское

финансирование, внутреннее небанковское финансирование. Влияние статей

бюджета на основные макропоказатели отражено в модели посредством

расчета располагаемого секторами дохода и его взаимосвязей.

|Статьи бюджета |

|1. Текущие расходы |

|1.1. Текущее |

|государственное |

|потребление |

|1.1.1. Заработная |

|плата |

|1.1.2. Товары и |

|услуги |

|1.2. Субсидии |

|предприятиям |

|1.3. Рублевое покрытие|

|за перечисление |

|средств в валютные |

|фонды |

|1.4. Трансфертные |

|платежи населению |

|1.4.1. Стипендии |

|1.4.2. Средства в фонд|

|социальной защиты |

|1.4.3. Социальные |

|пособия в натуре |

|1.4.4. Прочие |

|1.5. Расходы по |

|обслуживанию |

|внутреннего долга |

|1.6. Выплаты процентов |

|по внешнему долгу |

Доходы и расходы населения. Данный блок является в целом производным

от показателей предыдущих блоков. В нем отражается влияние налогов с

населения на располагаемый доход и далее — на конечное потребление

домашних хозяйств и инвестиции населения.

В блоке национального дохода и продукта рассчитывается материально-

вещественная структура ВВП, финансовая структура, а также сбережения как

в целом по экономике Беларуси, так и в разрезе секторов. В блоке

реализуются основные балансовые соотношения макроэкономики. Очевидно,

что основная часть показателей балансовых соотношений рассчитывается в

предыдущих блоках, в этом же определяются лишь балансирующие элементы,

по динамике которых можно судить о реалистичности полученных ранее

прогнозных показателей. В блоке также отражается влияние прямых налогов

с юридических лиц на величину чистой балансовой прибыли и, как

следствие, на инвестиции за счет средств предприятий.

В блоке платежного баланса реализовано балансовое соотношение:

сальдо счета внешних текущих операций должно компенсироваться за счет

либо притока капитала, либо снижения уровня резервов. В качестве

балансирующего элемента в соотношении выступает показатель внешних

займов. Все остальные показатели указанного балансового соотношения

рассчитываются автономно на основе экзогенно задаваемых темпов роста,

описывающих динамику внешней конъюнктуры. Исключение составляют экспорт

и импорт товаров. Физический индекс роста импорта товаров прогнозируется

на основе коэффициента эластичности от ВВП. Импорт товаров в долларовом

выражении определяется на основе физического индекса роста импорта и

индекса цен на импорт. Экспорт товаров является производным от

рассчитанных ранее внешнеторгового сальдо и импорта товаров. Назначение

блока заключается не только в том, чтобы отразить взаимодействие

секторов экономики, но и в том, чтобы оценить реалистичность прогноза на

основе балансирующего показателя "внешние займы".

Блок кредитно-денежного сектора. Реализация данного блока решает,

каковы должны быть кредиты секторам, чтобы последние находились в рамках

своих бюджетных ограничений. Решение данной задачи требует

прогнозирования спроса на денежные активы со стороны секторов. В модели

эта задача решается с использованием коэффициентов эластичности:

депозиты населения - от реальной ставки процента; депозиты предприятий -

от ВВП. Потоки кредитов секторам определяются как балансирующие элементы

соотношении, отражающих бюджетные ограничения секторов. Следует

отметить, что в этих балансовых соотношениях используются показатели,

рассчитанные в предыдущих блоках. В блоке реализуется также соотношение,

отражающее баланс банковской системы: изменение совокупной денежной

массы совпадает с изменением чистых иностранных активов и чистых

внутренних кредитов.

Программное и информационное обеспечение модели

Программное обеспечение модели реализовано средствами ЕХСЕL в

диалоговом режиме. Этот выбор обусловлен возможностью обеспечения

обработки информации в табличной форме, а также оперативной

корректировки формул в случае изменения постановки задач.

Определенные особенности имеет информационное обеспечение модели.

Комплексность модели предполагает привлечение информации из различных

счетов экономики - счет национального дохода, бюджетные счета, счет

платежного баланса, кредитно-денежные счета. Все они, как правило,

сформированы на различной методологической основе, что приводит к

расхождениям в отчетных значениях одного и того же показателя. Например,

в 1995 г. наибольшие расхождения между бюджетными и национальными

счетами отмечались по показателю "пенсии, пособия, стипендии" - до 15% и

наименьшие - по показателю "текущее государственное потребление" - 1%.

Расхождения по показателю "сальдо экспорта-импорта" из счета платежного

баланса и национального счета в этом же году составили 7%. Расхождения

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.