рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

муниципалитетов, поселков в сельской местности, школьных округов,

специальных округов. Элементами системы местных финансов являются местные

бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих

местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тысяч

местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных

органов власти формируются в основном за счет косвенных налогов и

поимущественного налогообложения.

Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США за 1990 год.

Объем доходов на данный год был запланирован в размере 976 млрд долл.

Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в

сумме около 150 млрд долл.

Как видим, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с

населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый

налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться

либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды

доходов членов семьи за год.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета США[3]

|Доходы |Величина, % |

|Подоходный налог на физических лиц |41 |

|Отчисления на социальное страхование |34 |

|Налог на доходы корпорации |10 |

|Акцизные сборы |03 |

|Заёмные средства |08 |

|Прочие доходы, включая налог на имущество, | |

|переходящее в порядке наследования или дарения, и| |

|государственные пошлины |4 |

|Всего |100 |

Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются все

полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской

деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и

страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход

от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается

либо специальным налогом, либо в составе личного дохода.

Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются

издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с

предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание

капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование; текущие

производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у

предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат

получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые

льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме

необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в

благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги,

проценты, полученные от ценных бумаг правительств, штатов и местных органов

управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты

по личным долгам. В результате этих вычетов образуется налогооблагаемый

доход.

Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей

тенденцию к увеличению. В начале 90-х годов он равнялся 2 тыс.долл.

Ставки подоходного налога приведены в таблице 2. Понижение ставки налога

после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для

США. Это обосновывается крупной абсолютной суммой выплаты. До 1986 г. в

стране действовали 14 ставок подоходного налога, их величина нарастала от

11 до 50%. После налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная

ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Но наряду с этим

уменьшилось количество налоговых льгот.

Таблица 2

Ставки подоходного налога[4]

|Налогооблагаемый доход, долл. |налоговые|

| |ставки, %|

|супружеская |супружеская |одинокий |одинокий | |

|пара, |пара, |глава семьи |человек | |

|совместные |раздельные | | | |

|доходы |доходы | | | |

|0 – 29750 |0 – 14875 |0 – 23900 |0 – 17850 |15 |

|29751 – |14876 – 35950|23901 – |17851 – 43150|28 |

|71900 71901 | |61650 | |33 |

|– 149250 |35951 – |61651 – |43151 – 89560|28 |

|Свыше 149250|113300 |123790 | | |

| |Свыше 113300 |Свыше 123790|Свыше 89560 | |

Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов

федерального бюджета, уплачиваются как работодателем, так и наемным

работником. В отличие от России, где основную часть данного взноса делает

работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при

формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% от

заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но

облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. в

год в расчете на каждого занятого.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета.

Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато: Корпорация уплачивает

15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25

тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от

100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%.

Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и

малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты

штатов, ставка налога, как правило, стабильна.

Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого

дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от

находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80%

дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты

по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные

фонды. Применяются налоговые льготы на амортизации, льгота на инвестиции,

на научно-исследовательские работы.

Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных

видов энергии. Компаниям предоставляется налоговая скидка в размере 50%

стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в

ходе производственного процесса.

Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-е годы была введена

налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на

прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна

уменьшать налог более чем на 50%.

В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например,

такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был

введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить

предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля над

внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между

продажной ценой нефти и её базовой ценой.

Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же

ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально — 34%). Но если при

этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может

вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах

государственного бюджета. Они устанавливаются как на товары: алкогольные и

табачные изделия, так и на услуги: дороги и воздушные перевозки.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат США.

Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы

обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать

налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории

строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного

штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать

прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В

настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом

случае.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных

доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие

здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке,

уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по

месту жительства. Ставки подоходного налога штатов колеблются от 2 до 12%.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с

городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с

налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные

товары за исключением ресторанов. В 1993 — 1994 финансовом году налог с

продаж применялся в 44 из 50 штатов США.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан,

налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать

налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40%

собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс.

зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагаются

налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше,

чем собственник сдаваемого внаем жилого дома. Арендатор квартиры не платит

налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем

арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного

потребления, данным налогом не облагается.

В городе Уинтон штата Иллинойс налог на имущество в 1991—1992 финансовом

году был установлен 6,75%. Это очень высокий уровень. В облагаемую

собственность входили земля и строения. База налогообложения равна одной

трети рыночной стоимости. Владелец получает один раз в четыре года письмо с

уточнённой оценкой его собственности. Налог поступает в бюджеты графства,

города, школьных и парковых округов. В среднем налог на имущество в США

составляет 1,4%.

Из других местных налогов в городе установлены: налог на гостиничное

обслуживание — 5% платы за гостиницу; налог на коммунальные услуги — 3%

платы за телефон, газ, электричество; налог на сделки — при продаже и

покупке недвижимости вносятся 2 долл. 50 центов за каждую 1 тыс. долл.

Местными органами власти выдаются лицензии на право продажи продуктов,

спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются

лицензии на пользование автомобилями, мотоциклами, на право содержания

домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов.

Приведу в качестве примера структуру бюджета Сан-Франциско. Финансовая

система города состоит из бюджета текущих затрат и бюджета капитального

строительства. В 1989 г. объемы были равны 1,8 млрд. и 0,5 млрд. долларов

соответственно. В доходной части учтена прибыль аэропорта, морского порта,

водоочистного и энергетического хозяйства. В общей сумме их чистые доходы в

1989 году составили 0,8 млрд. долларов. Эти средства полностью расходуются

на развитие самих предприятий. Структура остальных доходов в сумме 1 млрд.

долларов показана в таблице 3.

Таблица 3

Структура доходов Сан-Франциско[5]

|Статьи доходов |Сумма |

| |доходов |

| |млн долл. |

|Налоги на собственность |380 | |

|Налоги на деловую активность |140 | |

|Налог на продажу |50 | |

|Прочие налоги и поступления |160 | |

|Субсидии из бюджета штата Калифорния |270 | |

|Итого |1000 | |

На финансирование капитальных вложений у города своих средств не хватает.

Финансовые ресурсы на эти цели образуются так: 300 млн. долларов составляют

субсидии от федерального правительства, остальные 200 млн. обеспечиваются

заемными средствами.

Как отмечалось выше, 0,8 млрд. долларов направляется на развитие

муниципальных предприятий. Из бюджета капитальных вложений, составляющего

0,5 млрд. долларов, финансируются: реконструкция аэропорта, реконструкция

канализационной системы, строительство общественных зданий. Ссуда (200 млн.

долларов) была взята на реконструкцию аэропорта. Покрывается она за счет

платы авиационных компаний за его услуги.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России,

Германии и ряда других стран служат основой доходной части местных

бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не

обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющая в качестве специального

округа Колумбия привилегии штата, может покрывать свои расходы в сумме 3

млрд. долларов лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия.

Через субсидии и дотации федеральное правительство может влиять на

социально-экономическое развитие городов. Стоит отметить, что и система

местных налогов во многом устанавливается законодательством государства.

Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других западных странах

позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая — это

собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда

относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются

поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с

наследств. Косвенное налогообложение довольно разнообразно. Оно

представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и

специфическими акцизами.

Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным

налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет.

Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища,

гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на

проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости проживания. Среди

налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию

автотранспортных средств, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо,

налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата

и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят

фискального характера, а определяют политику местных органов управления.

Это, прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей

природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на

водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых

появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании,

производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь

идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования

продукции в отходы.

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный

бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие

урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов.

Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются

множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов

налогоплательщиков. Дело в том, что «множественность налогов позволяет в

большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее

налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм

доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется,

эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает

умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью»[6].

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

С 1.01.99 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской

Федерации. В нем реализованы следующие основные принципы построения

налоговой системы[7]:

- единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права

на получение налоговых льгот, а также на защиту законных интересов всех

налогоплательщиков;

- четкое разделение прав по установлению и взиманию налоговых платежей

между различными уровнями власти;

- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными

законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового

права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

- однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект

может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный

законом период налогообложения;

- определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков,

с одной стороны, и налоговых органов, - с другой.

Как говорилось ранее, налоговая система РФ подразделяется на три уровня:

федеральный, региональный и местный. Независимо от распределения налогов по

уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания

налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей

компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться

частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по

своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями

бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только

за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в

региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные

налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов:

кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя

соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами

Российской Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных

налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ, в отдельных случаях -

Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды

минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут

устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы

законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут

вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их

бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ

и действуют на территории соответствующих регионов.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.