рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическая теория

безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы

хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов

экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и

работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы

ссудного капитала, собственники ценных бумаг и. т.д.Основных субъектов

рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства,

бизнес (предприниматели) и правительство. сновная структурная единица,

функционирующая в потребительской сфере экономики. В рамках домашнего

хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и

сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками

факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг

труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных

потребностей. Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью

получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного

или заемного капитала,доход от которого расходуется не просто на ричное

потребление, а для расширения производственной, деятельности. Бизнес

является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.Правительство

представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые

не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции

государственного регулирования экономики. Важнейшими условиями

возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.

Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее

многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить

за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми

экономическими благами. Специализация, в свою очередь, определяется

принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить

продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Условием

возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность

субъектов рыночного хозяйства. Для возникновения рынка какого-либо продукта

важна в величина трансакционных издержек, свободный обмен ресурсами.

Функции рынка: он является регулятором общественного производства, он

поддерживает прямые и обратные связи между производителем и

потребителем,он выполняет функцию учета общественно необходимых затрат

труда товаропроизводителей, через рынок происходит приспособление структуры

производства товаров к обьему и структуре общественных потребностей.

Функции рынка: Регулятор общественного производства, поддерживает связи

между потребителем и производителем, выполняет функцию учета общественно

необходимых затрат труду товаропроизводителей, происходит приспособление

структуры производства товаров к обьему и структуре общ. потребностей.

(8) Деньги: происхождение, сущность, функции. Количество денег в

обращении Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами

связывается с процессом развития обмена. Исследовать происхождение денег —

это значит исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа

человеческой цивилизации, который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком

человеческого сотрудничества». Самой простой формой обмена является бартер.

Бартер — это непосредственный обмен одного товара на другой. Например,

земледелец обменивает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу.

Однако бартерные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при

ограниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников

при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю большого

круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения

Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу

кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множество промежуточных

торговых сделок, прежде чем вы наконец станете обладателем кувшина. Дело в

том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар,

обладающий наибольшей способностью к сбыту. Выражаясь современным языком,

речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвидный товар

(или любая другая ценность) — это легкореализуемый товар. Сущность денег

свойствен ряд характерен черт: в потребительской стоимости денег

проявляется стоимость других товаров, а деньги выступают в качестве

всеобщего воплащения стоимости., заключенный в деньгах конкретный труд

служит всеобщей формой проявления абстрактного труда, а деньги выступают в

качестве непоср. воплощения абстрактного труда., содержащий в деньгах

частный труд выступает как общественный, деньги а деньги выступают в

качестве вопл. Общественного труда., деньги обл. потребительской

стоимостью. Деньги выполняются четыре основных функции: мера стоимости,

средство обмена, средство накопления, средство платежа. 1. Эта функция

денег состоит в том, что они служат мерой стоимости товаров. Когда-то

товары выражали свои меновые стоимости в определенных количествах серебра и

золота . Эти количества денежного товара должны быть в свою очередь

измерены. Отсюда вытекает необходимость в единице измерения денег. Деньги

выполняют функцию средства обмена. Функция денег как средства обмена

состоит в том, что они выступают в качестве посредника в процессе обмена

товаров. Деньги выполняют функцию средства накопления, когда они выступают

в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства

после продажи им каких-либо товаров и услуг. С развитием товарного обмена

возникает своеобразная его форма, отчуждение «товаров может быть отделено

по времени от реализации его цены, т.е товары могут быть проданы в кредит.

Чтобы вычислит количество денег в обращении надо применить формулу Фишера:

Большинство экономистов Запада пользуются математической формулой,

предложенной американским экономистом И.Фишером, показывающей зависимость

уровня цен от денежной массы: МV=РQ, где М — денежная масса; V — скорость

обращения денег; Р — уровень товарных цен; Q — количество обращающихся

товаров. В соответствии с данной формулой, уровень товарных цен

определяется по формуле Р= МV/Q, т.е. произведением массы денежных .знаков

на скорость их обращения, деленным на количество товаров; количество денег

в обращении (объем денежной массы) — это М=РQ/V. На основании этой формулы

Фишер делает вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их

количеству. Уравнение обмена Р.Фишера МV=РQ выражает количественные

зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой.

Формула И. Фишера МV=РQ позволяет нам в первом приближении объяснить

феномен инфляции (с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного

обращения). Уравнение обмена МV=РQ используется как в классической

количественной теории денег, так и в современной количественной теории

денег (9) Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Рыночная цена.

Эластичность спроса и предложения. Между рыночной ценой товара и тем его

количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное

соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить

данный? товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и

наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество

приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной

спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q,

покупаемого на рынке, а на ординате — движение цены Р, то получится

следующий результат [pic] Кривую в экономической литературе называют

кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится

величина спроса при изменении цены. Полученная кривая иллюстрирует закон

постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим

образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие

условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее

количество этого товара. Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со

стороны продавцов или со стороны предложения, то заметим обратную картину.

Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем

выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество

товара, т. е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца

объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем,

при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного

товара. Графически данная зависимость -изображена на рис. 2 (абсцисса

служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок;

ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

[pic]Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки

производства. Рыночная цена цена складывающаяся на свободном, конкурентном

рынке под воздействием спроса и предложения; равновесная цена. При более

высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по

величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут

способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (рз) спрос

превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и

конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е

достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены

или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень

эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности

спроса в зависимости от цены (Ед) представляет собой отношение изменения

спроса к вызвавшему его изменению цены:Epд=по числителю дельта Q по

знаменателю Q деленное на по числ. Делта P по знам. P. Когда снижение цены

в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая

выручи остается неизменной (рис. 6-а), мы говорим о единичной эластичности

спроса (е(д=1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, спрос

неэластичен (Ед<1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса мы

говорим об эластичном спросе. Рассуждения относительно эластичности спроса

в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение.

Эластичность предложения — это показатель относительного изменения

предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным

изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Еps )

представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его

изменению цены: (10) Спрос и потребительский выбор. Теория предельной

полезности. Эффекты замещения и дохода. Покупатель приобретает товар ради

его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и

необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно

бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения

покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого

процесса потребления. Во-первых, большая часть потребностей человека рано

или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как

используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения

потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через

более или менее многочисленные ступени. Но если напряженность потребности

убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность

блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого

блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет

иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая

порция еды будет иметь все меньшую полезность, Для более точного описания

процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие

предельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавляемая каждой

последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон

убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества

потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к

сокращению. Эффект замещения-изменение величины спроса на товар в

результате замешения более дорогих товаров менее дорогими. Так при

уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы

которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере

роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих

товаров. (11) Предложение и издержки производства. Явные и неявные,

постоянные, переменные, валовые, средние и предельные издержки: понятия,

графики. Совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных

фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой

предложения непосредственно связан с динамикой издержек. Существует явные

издержки – денежные платежи предприятий, факторов фирм поставщикам

производства производства, производственных ресурсов, подлежащие непоср.

денежной оплате. Постоянные вздержки — это расходы, которые остаются

неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним

относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата

управленческого и административного персонала и т. п. К ним относятся

плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого

и административного персонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать

объем продукции Q, а на оси ординат — издержки С, то постоянные издержки РС

будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс. Переменные

издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны

с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек

(VС) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они

первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения

объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом

производстве, и рост переменных издержек становится ухе более медленным,

чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие

закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают

обгонять рост производства . Валовые (общие) издержки (ТС) представляют

собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне

производства. На графине (рис. 12) суммирование VС и FС означает сдвиг

вверх линии VС на величину ОF по оси ординат. Неравномерное изменение

валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема

производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Средние

издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество

товара (АС=ТС:Q). тот вид издержек имеет особое значение для понимания

рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится их

минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму

Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие

постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По

мере роста производства постоянные издержки распределяются на

незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные

издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние

издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. По мере роста объема

производства основное влияние на величину средних издержек начинают

оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона

убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Предельные

издержки, т. е. дополнительные издержки, связанные с производством

дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные

издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и

издержками производства n-1 единиц: ми производства п единиц и издержками

производства n-1 единиц: МС=ТСn-ТСп-1. Кривая предельных издержек не

зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют

независимо от того, производится ли дополнительная единица

продукции. [pic] (12) Совершенная конкуренция. Равновесие фирмы на рынке

совершенной конкуренции. Рента потребителя и производителя. Наиболее

эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или

совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется

множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции,

свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из

продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на

рыночную цену. Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда

и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную

абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для

уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Установлению

равновесия на рынке способствует: Во-первых, это цены. Изменение

относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении

необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на

выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то,

кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт. Во-вторых, это спрос

и предложение. Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынке

потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров,

которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной

цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает

колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти

колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается

равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства

и потребления. Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого

предпринимателя — максимизация прибыли, а следовательно, и расширение

масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к

взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства

и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению

друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо

товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между

продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден

снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства

данного товара. Если спрос больше, Чем предложение, то конкурировать друг с

другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести

дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более

высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это

стимулирует увеличение предложения данного товара. Избыток потребителя

(потребительская рента)- заключается в следующем: потребитель платит за

каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.