Достоинства и недостатки плановой и рыночной экономики. Смешанный тип экономики
вопросы в условиях рыночного хозяйства?
Ответы на них даются с помощью одного-единственного механизма - цен,
формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают
сигналы покупателю - что выгодно покупать, а производителю - что выгодно
изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой
способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, -
какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на
будущее.
Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов
лишь при определенных условиях их формирования и в определенной
экономической среде. Подробное знакомство с этими условиями и экономической
средой, в которой формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.
Здесь же отметим, что решение главных проблем экономики с помощью
рыночных механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере
хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями:
|1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать - разговор особый);
|2| люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий,
обеспечивающие им получение наибольшей выгоды;
|3| люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды.
Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе
такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага
можно только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для
других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым
отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может
оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и
продавцы, и покупатели - каждый день ищут лучший вариант компромисса между
своими интересами.
К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов
при производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не
обеспечивает идеального решения всех проблем. Метод работы рынка - метод
проб и ошибок.
И все же механизм рынка допускает куда меньше ошибок, а исправляет
допущенные ошибки быстрее, чем самые мудрые эксперты по планированию.
Причина проста - рынок на полную мощность "включает" личные интересы
каждого из его участников, а эти интересы - рычаг более мощный, чем самые
грозные распоряжения центральных плановых органов.
Это вовсе не означает, что известные ныне механизмы рыночной
организации идеальны и в их работу общество в лице государства не должно
вмешиваться никогда и ни при каких условиях. Напротив - во всем мире
постоянно идет поиск способов совершенствования этих механизмов. И даже в
тех страна мира, которым посчастливилось избежать социалистических
революций и последующих экспериментов с планированием, рынок конца ХХ века
сильно отличается от способов хозяйствования начала века.
Во многих странах рыночные процессы активно контролируются
государством, стремящимся предотвратить всякого рода кризисы и потрясения.
Через государственные органы перераспределяется и немалая часть
экономических ресурсов.
И все же, как ни упорядочена, как ни регулируема государством
экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же
три элемента: частная собственность, частная инициатива и рыночное
распределение ограниченных ресурсов. Именно на рынках проверяется
правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на
получение прибыли как вознаграждения за свои усилия. Реальным же механизмом
формирования такой оценки является сопоставление затрат на производство
товаров и рыночных цен, по которым реально можно продать произведенные
товары.
3. ПУТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Сегодня всё чаще вместо понятия “экономические реформы” используется
понятие “модернизация экономики”. Ряд экономистов в качестве “русской идеи”
выдвигает идею модернизации России, что означает реконструкцию социально-
экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других
основ жизни российского общества путём различных нововведений и
усовершенствований. Важное место в модернизации России должна занять
модернизация российской экономики. Причём большая часть исследователей
слово “модернизация” органично связывают с понятием “эволюционный подход”.
Итак, можно сформулировать задачу в экономической сфере: от радикальных
экономических реформ к эволюционной модернизации российской экономики.
Необходим поиск путей такой модернизации.
Прежде всего, надо определить, куда идёт российская экономика, какова
модель будущей российской экономики. Уже ясно, что в результате радикальных
экономических реформ 90-х гг. Россия существенно продвинулась к
европейскому капитализму, к так называемому “дикому капитализму”, но с
российской спецификой - “с криминальным лицом”, хотя российский народ
вообще не приемлет капитализм как таковой. А европейская, американская и
японская экономика уже давно ушла от “дикого капитализма” к смешанной
экономике. Ошибка правящей элиты России состояла в том, что она с самого
начала неверно определила основную цель экономических реформ, как переход
от командной экономики к рыночной экономике. Вторая ошибка правящих
либералов - это радикализм, отказ от эволюционных преобразований экономики.
В результате вместо созидания мы имеем только разрушение и системный
кризис, охвативший российскую экономику. На мой взгляд, основной задачей в
области экономики должна стать эволюционная модернизация российской
экономики с целью созидания смешанной экономики, с учетом российской
специфики и мировых тенденций.
Экономисты должны решить вопрос, что следует понимать под смешанной
экономикой. Преобладает упрощённое понятие смешанной экономики как единства
трёх подсистем: рыночной экономики, традиционной экономики и командной
экономики. По моему мнению, смешанная экономика – это система экономических
структур (подсистем), выступающая как “мозаичная целостность” и включающая
в себя не три, а намного больше структур. Как я полагаю, российская
экономика должна стать системой следующих экономических подсистем:
1. единая многонациональная экономика, обеспечивающая союз этносов, а не
союз суверенных государств;
2. корпоративная экономика социальной и этической ответственности, на
началах равноправного участия;
3. финансовая экономика духовной и социальной ориентации;
4. социальная рыночная экономика;
5. регулируемая рыночная конкурентная экономика;
6. кооперативная экономика, основанная на соучастии;
7. коллективная частная экономика на основе гуманной экономической
демократии;
8. транснациональная экономика на основе сотрудничества и диалога;
9. глобальная экономика, учитывающая национальные и общечеловеческие
интересы;
10. традиционная экономика, несущая в себе российские национальные
традиции;
11. военная экономика, обеспечивающая национальную безопасность;
12. межрегиональная экономика, построенная на принципах единства,
сотрудничества и взаимной помощи;
13. государственная экономика, реорганизованная на базе гражданской
собственности и управляемая по системе самоуправления;
14. духовная экономика;
15. экологическая экономика;
16. космическая экономика.
Модель смешанной экономики
[pic]
Основными признаками (критериями) каждой экономической системы,
входящей в смешанную экономику, на мой взгляд, должны быть следующие:
. идеи, применяемые виды знаний, наука, технологии, ресурсы как
материальные и идеальные средства движения экономической системы;
. способ или тип самоорганизации экономической системы, характер
воспроизводства материальных и духовных благ, организация мер по
принятию решений;
. основные субъекты экономической системы;
. основные формы собственности, определяющие сущность экономической
системы. Система прав собственности, контроля и доходов;
. основные виды деятельности, присущие экономической системе. Связь
экономической жизни с важными руководящими органами социальной и
политической жизни. Структура экономики;
. основные движущие силы экономической системы. Механизмы обеспечения
информацией и координации;
. основные законы движения экономической системы. Формы и направления
экономических процессов;
. основные ценности и цели эволюции экономической системы. Механизмы
постановки целей и формирования ценностей;
. основные мотивы и стимулы человеческой деятельности, присущие
экономической системе. Побуждения действовать. Принципы универсализма
и индивидуализма.
. система специфических потребностей, присущих экономической системе;
. основные типы экономического поведения людей, присущие экономической
системе;
. основные противоречия движения экономической системы.
Какова цель смешанной экономики? Цель экономики нельзя установить в
отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством
достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и
экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и
человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А.
Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для
человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни.
Ставя человека в центр экономики, мы должны принципиально по-иному
посмотреть на понятие “экономический человек”. Оно охватывает сегодня весь
спектр личности человека. Новый подход к человеку в экономике, к субъекту в
экономике есть изменение самого содержания и сущности субъекта экономики.
России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта
экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной
потребительского общества”.
3.1. К методологии анализа смешанной экономики
Теория смешанной экономики не является результатом некой
идеологической концепции, предшествовавшей экономической практике,
концепцией, под которую приходилось насильственно подгонять реальные
экономические процессы. В сложном диалектическом взаимодействии
"экономической теории" и "экономической практики" относительная
самостоятельность первой зачастую приводит к тому парадоксу, какой К. Маркс
называл "возведением второго этажа раньше первого", т. е. ситуацией, когда
построение теории упреждает реальность становления соответствующей
практики.
Однако в случае с формированием теории смешанной экономики ситуация,
по нашему мнению, сложилась не только в соответствии с предопределенностью
субъективного объективным, но и даже, как нам представляется с некоторым
запозданием. Во всяком случае, трудно отрицать что реальные процессы
становления отдельных фрагментов смешанной экономики осуществлялись гораздо
раньше, чем экономическая теория пришла к осознанию и постановке проблемы
смешанной экономики как предметного феномена современной экономической
науки.
Наиболее яркими примерами, свидетельствовавшими о грядущей эпохе
победы смешанной экономики, мы усматриваем в ленинской системе "новой
экономической политики" и концепции американских либералов о конвергенции
двух экономических систем. Нетрудно заметить, что и "нэповский" вариант, и
вариант конвергенции были очень близки к современной трактовке смешанной
экономики, однако были ограниченны идеологическими подходами. И именно эта
идеологизация до сих пор препятствует объективной оценке того
эвристического потенциала, который содержался в названных концепциях.
Действительно, ленинская модель нэповского социализма вполне может
быть охарактеризована как разновидность смешанной экономики, потому, что
она предполагала одновременное сосуществование двух политико экономически
альтернативных секторов (по ленинской терминологии - "укладов") -
капиталистический и социалистический.
В современной интерпретации за этими, крайне идеологизированными,
характеристиками скрываются общепринятые сегодня определения -
"государственный" (он же - "социалистический") и "негосударственный" (он же
- "капиталистический") секторы. Хотя, конечно, в ленинской трактовке эти
характеристики приобретали скорее социально-политический, чем политико-
экономический смысл.
Спустя полвека после ленинской концепции нэповского социализма
западные экономисты-социологи выдвинули теорию конвергенции, воспроизведя,
сами того не зная, ленинскую идею, но только в мировом масштабе.
Таковы были, пожалуй, две самые экзотические и ранние в истории
современной экономической мысли постановки будущей концепции смешанной
экономики. "Смешанного" в этих двух концепциях то, что, и та, и другая
предполагали взаимодействующее сосуществование двух различных (и даже
альтернативных) механизмов функционирования экономических процессов -
"частного" и "общественного".
4. Стратегия переходного периода
В Российской Федерации в настоящее время происходят коренные
преобразования, как в базисных структурах общества, так и в надстроечных.
Применительно к экономике это означает переход от системы хозяйствования,
организованной как своего рода одна большая фабрика, целиком, принадлежащая
государству и им же управляемая, к системе рыночного хозяйства,
характеризующегося смешанной экономикой при доминировании частной и
коллективной форм собственности на средства производства, конкуренцией и
состязательностью самостоятельных хозяйствующих субъектов, особой ролью
государства как одного из регуляторов производства.
При исследовании столь сложной и многогранной проблемы, какой является
формирование эффективного комплекса мероприятий и механизма преобразований,
обеспечивающих переход от плановой экономики к рыночной, совершенно
необходимо выяснить общетеоретические вопросы определения социально-
экономических целей реформирования производительных сил и производственных
отношений общественного хозяйства.
Основной целью радикальных преобразований следует считать достижение
Российской Федерацией уровня экономического и социального развития,
соответствующего передовым странам с наивысшими показателями национального
дохода на душу населения и производительности труда.
В результате экономической реформы должны сформироваться рыночная
инфраструктуpa и эффективный механизм достижения этой цели при логическом
эволюционном развитии преобразований и поэтапном, конкретном достижении
промежуточных задач.
Формирование рыночного механизма самоорганизации экономики и
необходимой для этого инфраструктуры, а также условий, при которых рынок
способен в определенной степени выполнять функции регулирования, - это
достаточно продолжительный период, называемый нами переходным,
промежуточным и имеющим этапы достижения своих конкретных вопросов.
В переходный период при формировании рыночной экономики принципиальные
различия в стратегии преобразований и развитии хозяйства страны основаны,
по нашему мнению, тремя постулатами: ролью государственных институтов,
соотношением разных форм собственности, степенью решения социальных
вопросов в рамках понятия социальной справедливости.
По выбору и использованию постулатов и их соотношений все мировое
сообщество со зрелой рыночной экономикой можно практически разделить в
развитии на два стратегических направления:
а) неоклассическое, либеральное - основанное на полном отрицании
государственной собственности и абсолютизации частной, при незначительной
социальной функции государства;
б) социально ориентированное - базирующееся на свободном
сосуществовании разных форм собственности, индикативном планировании и
прогнозировании, эффективной социальной функции государства.
Наиболее ярким примером первого направления могут служить США после
рузвельтовского периода, а также Англия, особенно с приходом к власти
М.Тэтчер.
Второе направление развития экономики характерно для Скандинавских
стран, Израиля, Канады, Турции, Египта, Индии, Южной Кореи. По этому пути
идут реформы в Китае.
Тенденция к формированию многоукладной экономики практически стала
общемировой, не считаться с таким положением - значит допускать крупнейшую
экономическую ошибку.
Государства со смешанной экономикой и эффективной социальной политикой
не несут внутри себя, по нашему мнению, каких-либо принципиальных
неразрешимых противоречий типа противоречия между общественным характером
производства и частным присвоением результатов труда, фатально обрекающих
их на социальные перевороты и революции.
Каждая форма собственности в многоукладной экономике имеет свою нишу и
удовлетворяет соответствующие потребности общества.
Экономическая теория оказалась недостаточно подготовленной для
описания сущности переходного периода экономики от плановой к рыночной,
обоснования сроков и последовательности проведения общеэкономических и
отраслевых преобразований, стратегии действий в целом. Проведенный анализ
позволяет сделать вывод, что в переходный период в странах СНГ, Центральной
и Восточной Европы не сложился комплекс теоретических положений, которые
могли бы послужить прочной основой для осуществления деликатного процесса
превращения плановой экономики в рыночную. Отсюда большой разброс в общей
стратегии, сроках, последовательности и очередности осуществляемых
преобразований, а также их эффективности среди стран, осуществляемых
переход к рыночной экономике.
Необходимо подчеркнуть отличительную особенность переходного периода:
переход от одной системы хозяйствования к другой - это процесс, требующий
достаточно продолжительного времени, в течение которого должно произойти
формирование смешанной экономики, основанной на разных формах
собственности; рыночной инфраструктуры; преобразование хозяйственной
деятельности, власти и управления; должны сформироваться институты рыночной
экономики, сложиться новые формы общественных отношений, утвердиться новые
ценности. Прежде чем окончательно оформиться и начать эффективно
функционировать, новая система должна пройти через естественные фазы
развития и роста. Следовательно, по нашим расчетам, на протяжении
пятнадцати-двадцати лет в стране предстоит иметь дело с качественно особой
системой хозяйствования переходного типа, характеризующейся специфическими
закономерностями функционирования, регулирования и развития. Это уже не
плановая командно-административная система, но еще и не рыночная. К ней
неприложимы существующие рыночные экономические доктрины, а потому она
нуждается в собственной теоретической базе, требует специальной
институциональной структуры регулирования производства, новых подходов к ее
Страницы: 1, 2, 3
|