Денежно-кредитная политика государства
Денежно-кредитная политика государства
Содержание
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики 10
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами 10
1.1.1 Неоклассическая школа 10
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования 12
1.1.3 Монетаристская количественная теория денег 17
1.2 Механизм и инструменты воздействия Центрального банка
на предложение денег в экономике 21
1.2.1 Механизм кредитной эмиссии 21
1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег 24
1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 28
1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики 28
1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях
денежно-кредитного регулирования 29
1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования 32
1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль 36
Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России 39
2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику 39
2.2 Особенности российской банковской системы 40
2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики 43
2.4 Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг. 46
2.5 Методы и инструменты 52
2.6 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики 56
Глава 3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в. 60
3.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году 60
3.2 Цели денежно-кредитной политики на 2002 год 64
Заключение 74
Библиографический список 79
Приложение 1. 81
ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночной экономике существует немало социально-
экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного
вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная
система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности,
в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде
нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только
при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда
использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм
государственного регулирования экономики.
Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из
механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм
никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он
использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась
и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма
опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать
принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме
смешанных, не существует.
В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в
функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по
масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по
готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство
государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими
факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и
представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется
таким понятием, как менталитет.
Независимо от специфики экономического, культурного, национально-
исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно
функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий,
которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль
государства в них может быть представлена следующими важнейшими
экономическими функциями:
. разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и
социального климата, способствующих эффективному функционированию
рыночной экономики;
. поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
. перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего
на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных
общественных групп;
. регулирование распределения ресурсов для изменения структуры
национального продукта;
. стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а
также стимулирование экономического роста;
. предпринимательская деятельность.
Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и
облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на
корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая
нейтрализацию ее негативных сторон.
Представленный перечень экономических функций государства
свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к
руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской
деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником
которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его
деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как
единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как
правило, означающие количественное сокращение государственного сектора
экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли
государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических
функций.
В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к
смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и
направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого
воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного
регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И
хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной
мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при
анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики
при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику
государства; под ней понимается «совокупность мер экономического
регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение
устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику
инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические
последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных
методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.
Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не
является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими
регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной
деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого
предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач
содержит в значительной степени и административные меры регулирования,
поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим
обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт
реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно
после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и
методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные
разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу
предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения
дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная
политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения
рубля оказались чисто психологическими [22, c. 24], высказывалось
убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге
провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую
можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное
сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9
млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая политика денежных
властей многими авторами напрямую называется безответственной.
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и
кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация
поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу
представителями различных экономических школ;
- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности
– с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики
последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на
ближайшую перспективу.
Постановка и последовательное решение данных задач определяет
структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.
Стоит отметить, что финансовые и кредитные методы государственного
регулирования экономики рассматриваются как в общих систематизированных
курсах по экономической теории, так и в специальных изданиях и
экономической периодике.
Несмотря на то, что в части учебных изданий проблема государственного
регулирования рассматривается вскользь, ряд авторов все же уделяют ей
серьезное значение. На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д.
([19]). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного
регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики.
И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в
специализированных изданиях (Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В., [2];
Кушлин В.И., Волгин Н.А., [4]). Особо здесь следует отметить коллективный
авторский труд «Государственное регулирование рыночной экономики» ([5]).
Книга посвящена важнейшим аспектам и инструментам макроэкономического
регулирования рыночной и переходной экономики, в частности – эволюцию и
новые тенденции денежно-кредитной политики государства.
Наконец, экономическая периодика позволяет оперировать в работе самыми
последними статистическими данными, а также критическим мнением ведущих
отечественных экономистов. В частности, при написании последней главы
работы в значительной степени использовался программный правительственный
документ – «Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2002 год», опубликованный в ([29]).
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного
воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических
представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на
основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены,
платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как
активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала
важнейшей частью макроанализа.
Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории
изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние
экономики в целом.
Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том
числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического
значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и
Северной Америки не поразил разрушительный кризис.
1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами
1.1.1 Неоклассическая школа
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX —
начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и
саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость
широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы,
а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения
реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у
общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами,
производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами,
изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты
этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег
имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от
воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в
экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.
Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в
модернизацию которой внес видный представитель математической школы И.
Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно
математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег
в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень
реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует
предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.
Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального
количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня
цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и
призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном
государственном бюджете, не допуская его дефицита.
Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение
основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала
возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной
экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег
и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась
неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с
безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств
стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в
ортодоксальную неоклассическую доктрину.
1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного
государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса
"Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел
настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды
экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.
Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная
экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние
равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором
фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и
значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал[1], что экономика надолго
может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы,
поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует
механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость
и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной
занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что
правительство может воздействовать на состояние экономической активности,
используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для
изменения совокупного спроса[2].
В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится
инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта
мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди
важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс
выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки
получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост
процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень
планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и
занятость.
Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом:
рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к
росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал
влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством
которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот
почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и
предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной
составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения
процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию
спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги —
один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть
активов в форме денег определяется так называемым предпочтением
ликвидности.
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных
величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что
считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый
элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения,
т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает
трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных
расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость
иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности.
Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше
номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди
вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных
средств.
Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на
деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-
продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено
тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют,
какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также
в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных
бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как
изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.
Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то,
когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более
того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в
будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по
более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект,
инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги,
вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать.
Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|