рефераты скачать

МЕНЮ


Денежная политика государства

Центральном банке РФ было введено в 1990 г. Позднее этот порядок

дорабатывался и совершенствовался. В связи с тем, что частные

коммерческие банки до сих пор играют относительно незначительную

роль в среднесрочном и долгосрочном кредитовании народного

хозяйства, рассматриваемый нами инструмент денежно-кредитной

группы выполняет в российской ГЭП в большой степени задачи

обеспечения экономической стабильности банковской системы и

гарантирования вкладчиков от возможного разорения. Эффективным

средством государственного регулирования экономики это средство в

России до сих пор не является.

Сравнительная значимость

Как уже было сказано выше, среди трех видов денежного

контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции

на открытом рынке

Учетная ставка менее важна в силу двух взаимосвязанных

обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков,

получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень

невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов

приобретаются таким путем. Именно эффективность операций на

открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в

федеральных резервных банках. Второе соображение состоит в том,

что если манипулирование резервами коммерческого банка через

операции на открытом рынке и изменения резервных требований

осуществляются по инициативе ЦБ, то использование учетных ставок

зависит от инициативы коммерческих банков

Однако изменение учетной ставки может иметь важный

"информационный эффект", то есть может послужить способом

информирования финансистов и экономики в целом о намеченном

направлении кредитно-денежной политики.

ЦБ использует свои полномочия менять резервные требования

лишь изредка, лишь когда в этом возникает крайняя необходимость (в

периоды дорогих денег), т. к. находящиеся в резерве деньги не

приносят процента, следовательно, более высокие резервные

требования могут в значительной степени негативно сказаться на

прибылях банка.

Операции на открытом рынке обладает в отличье от других

инструментов ЦБ преимуществом гибкости - государственные ценные

бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших

количествах, - и его воздействие на резервы банка осуществляется

достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных

требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и

опосредованно.

Кроме того, существуют и второстепенные селективные методы

регулирования.

2.2.4. Количественные ограничения кредита

Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что

и изменение учетной ставки центральным банком, но проводятся

частично административными средствами.

Количественное ограничение кредита — это установление

предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и

примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент

может соответственно вызывать деловой активности или ее

торможение.

Естественной границей предельной суммы кредитов являются

ресурсы центрального банка. Существует понятие инфляционного

кредита, т.е. предоставление кредитов на суммы, превышающие его

реальные ресурсы. Такой кредит подстегивает инфляцию, переполняя

каналы обращения.

Государство само определяет пределы кредитования коммерческих

банков, устанавливая максимально допустимый процент прироста суммы

кредитов частных банков в текущем периоде по отношению к

предыдущему.

Это может быть осуществлено с помощью административных,

экономических мер и добровольных соглашений.

Количественное ограничение кредитов - неэластичное и

ограниченно эффективное средство.

Если количественные ограничения не совпадут с реальной

потребностью в заемных средствах, скорее всего соблюдены не будут.

Возникнет «серый рынок» заемных средств, кредитные операции будут

осуществляться через банковские дочерние компании в оффшорных

зонах и по многим другим каналам и кредит реально станет дороже,

это затормозит деловую активность.

Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с

коммерческими.

Побочный эффект от политики ограничения государственного

кредита в связи с ростом государственной задолженности

Побочный эффект, возникающий от использования политики

количественного ограничения кредита, имеет место в связи с

регулярным размещением задолженности государственных займов внутри

страны.

Если государство берет кредит у частных банков, то повышается

спрос на заемный капитал. Государство является приоритетным

заемщиком.

Оно выкачивает средства с рынка ссудного капитала, тем самым

повышая банковский процент. Деньги изымаются из народного

хозяйства для погашения дефицита задолженности. Автор книги

отмечает, что если бы внутренние государственные займы

расходовались исключительно на хозяйственные цели:

инфраструктурное строительство, инвестиции, НИОКР, это было бы с

точки зрения национального кругооборота капитала не опасно, просто

имело бы структурные последствия. В реальности в лучшем же случае

лишь часть прироста государственной задолженности направляется на

финансирование экономики.

Предписываемая законом маржа

Излишняя спекуляция может привести к серьезным проблемам в

экономике: к примеру, падение курса акций может уничтожить

состояние частных лиц или предприятий, имеющих значительное

количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские

или инвестиционные расходы, что приведет экономику к спаду. В

качестве меры против излишней спекуляции ЦБ может устанавливать

предписываемую законом маржу (минимальный процент первоначального

взноса, который должен сделать покупатель акции).

2.3. ЭМИССИЯ ДЕНЕГ

Другим средством денежной политики является непосредственно

увеличение денежного предложения или эмиссия денег. Эмиссия может

осуществляться непосредственно путем печатанья денег или

посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия

становится опасной, если увеличение предложения денег происходит

для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается

соответственным уровнем прироста ВВП.

Если в 17 и в 19 веках каждой развитой стране существовало

несколько институтов, получивших от государства право выпуска

денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался

один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном

институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие

эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем

самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней

инстанции.

Эмиссия денег имеет 3 функции:

1. Обеспечение экономики средствами обращения, платежа,

накопления, мировыми деньгами для нормального ее

функционирования - это главная функция.

2. Покрытие дефицита государственного бюджета в критической

ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать

государственные финансы необходимо, невзирая на последствия

(типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха,

глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного

выпуска денег - инфляция, легко переходящая в само

воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация

хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск

избыточного количества денег в обращение не единственная,

но

3. Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных

пределах государство может способствовать оживлению

экономики путем вливания денежных средств, тормозить

перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти

вливания, - это регулирующая функция.

Глава 3. Денежная политика в России

1 ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Денежно-кредитная политика современной России имеет ряд

особенностей, которыми отличается от монетарной политики США,

Англии, Германии и других стран.

Важное влияние на направление и содержание денежной политики

нашей страны оказывают рекомендации Международного валютного

фонда.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления

современной единой денежно-кредитной политики кредитной

России разрабатывает Банк России во взаимополитики действии

с Правительством Российской Федерации.

В основе формирования денежно-кредитной политики России

второй половины 90-х годов лежит задача достижения следующих

макроэкономических целей:

- финансовая стабилизация и закрепление достигнутых

результатов в этом направлении;

- снижение темпов инфляции;

- создание условий для адаптации экономических агентов к

складывающейся ситуации в экономике;

- снижение номинальных и реальных процентных ставок в

экономике;

- укрепление курса национальной валюты;

- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

- достижение и закрепление тенденции не инфляционного

экономического роста.

Денежную политику в России, как и в других странах мира,

осуществляется посредством Центрального Банка. Центральный банк РФ

представляет на рассмотрение правительства проект своей

деятельности на предстоящий год и в мае - годовой отчет.

Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют

в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного

голоса. Банк России консультирует министерство финансов по

вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения

государственного долга с учетом воздействия этих акций на

состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной

политики. По закону, Банк России не должен предоставлять кредиты

правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать

государственные ценные бумаги при их первичном размещении. В Банке

России хранятся средства государственного бюджетных и внебюджетных

фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая

комиссионных сборов.

В 2000 (январе-августе) денежная масса в российской экономике

выросла на 36.2% потребительские же цены выросли значительно

меньше - на 12,6%, а плавающий обменный курс на протяжении

прошедших месяцев колебался в сравнительно узком коридоре.

Денежная масса составляет сейчас. Важно знать, что экономика

России характеризуется довольно высокой скоростью обращения денег

и низким уровнем монетизации экономики.

ВВП за первое полугодие увеличился на 7.5% по сравнению с

соответствующим периодом прошлого гола. Главным фактором

экономического роста явились благоприятные внешнеторговые условия.

В первом полугодии текущего года по сравнению с соответствующим

периодом прошлого года контрактные цены на российские

импортируемые товары снизились на 14%, а на экспортные товары в

среднем выросли на 40%, что позволило увеличить экспортную выручку

в полтора раза. Часть ее приобреталась ЦБ, который таким способом

за 9 месяцев этого года удвоил свои валютные резервы. Вызванное

этой покупкой увеличение денежной массы дало возможность уменьшить

удельный вес неденежных форм расчетов, снизить ставку

рефинансирования с 55 до 28%. что привело к снижению ставок по

кредитам, предоставляемым коммерческими банками.

Однако известно, что существенной части выпушенных денег

коммерческие банки не могут найти производительного применения из-

за больших рисков кредитования предприятий. Доля кредитов

реальному сектору экономики в совокупных активах банковской

системы практически не увеличивается на протяжении года и не

превышает 30%. В результате большие средства накапливаются в виде

остатков на корсчетах кредитных организаций в ЦБ, которые доходят

до 80-90 млрд. руб. и стремительно растут депозиты банков в ЦБ

(достигнули 92 млрд. руб.). Именно депозитные операции ЦБ

использует в первую очередь для стерилизации денежной массы, чтобы

она не выплеснулась на валютный рынок, и эту практику он планирует

продолжить в будущем году (в краткосрочном периоде такой способ

оправдан, однако в долгосрочном он требует большей осторожности,

т. к. может вызвать инфляцию).

Видно, что дальнейшее развитие получают в российской денежно

– кредитной политике рыночные механизмы рефинансирования

коммерческих банков, отказ от их прямого кредитования, применения

практики ломбардных кредитов коммерческим банкам, к примеру. В

российской экономике существует проблема, связанная с

существованием большого числа коммерческих банков. Система

коммерческих банков, созданная Центральным банком за годы

«реформ», не стала на путь эффективного развития. Значительная

часть банков имеет "дутые активы» и всецело зависит от доступа ко

все более уменьшающимся финансовым и бюджетным ресурсам

государства. Большинство из них сделали свои капиталы на

спекулятивных операциях. В целом сети коммерческих банков

невыгодно наращивание долгосрочных инвестиций в реальный сектор

экономики при наличии высоких ставок коммерческого кредита.

Удельный вес банковских кредитов в структуре инвестиций в основной

капитал в, первом полугодии этого года составил всего 4%, и выдают

их банки в основном тесно связанным с ними предприятиям, так что

банковская система практически не участвует в перераспределении

средств для развития новой экономики. По ряду ключевых,

показателей банковская система не вышла, на предкризисный уровень,

несмотря на, оживление экономики. По сравнению с 1 августа 1998

года совокупные активы в реальном выражении (с учетом инфляции и

изменения курса рубля) по состоянию на 1 июня 2000 года составляли

79%, а капитал, банковской системы - 66%. На 1 июля текущего года

удельный вес рублевых и валютных депозитов и вкладов предприятий и

физических лиц, привлеченных на срок свыше одного года - составил

всего, 12%.

Кроме того. наблюдается тенденция к снижению уровня

минимальных резервов наряду с выравниванием их по средствам,

привлекаемым в рублях и иностранной валюте. К примеру, в начале 90-

х годов норматив обязательных резервов коммерческих банков в

России составлял 20% , а с 1 ноября 1996 г. норматив обязательных

резервов по привлекаемым кредитными организациями средствам в

рублях составлял: по счетам до востребования и срочным депозитам

до 30 дней - 16%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней -

13%. В 2000 году она составляет.

Последнее очень важно, т. к. постепенное снижение норматива

обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности

по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает

предложение денег.

За период 1992-1997 года процентные ставки по операциям

Центрального банка РФ активно использовалась процентная ставка,

причем в сторону понижения. Однако в последнее время в условиях

обостряющегося кризиса ликвидности и чрезвычайной дороговизны

кредитов наблюдается тенденция к отказу от регулирования

процентных ставок: "влияние Банка России на процентные ставки по

операциям банковской системы с нефинансовыми агентами

ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по

улучшению состояния банковской системы".

В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)», принятом 26 апреля 1995 г.,

одной из задач Банка России является обеспечение стабильного

функционирования российской банковской системы; Банк России в

рамках макроэкономического регулирования деятельностью кредитных

организаций использует административные (лицензирование банковской

деятельности, порядок отзыва лицензии) и у экономические

(определение обязательных нормативов деятельности кредитных

организаций) меры по повышению надежности, ликвидности российских

банков. Банк России принимает соответствующие меры по надзору за

достоверностью учета и отчетности кредитных организаций,

доступностью информации об их деятельности, продолжает развитие

оперативного надзора за крупными структурообразующими банками,

составляющими основу российской банковской системы; выявление

проблемных кредитных организаций, определение последствий

банкротства того или иного банка для денежно-кредитной системы в

целом.

Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки,

которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной

политики России соответствующей ситуации.

Во-первых, при расчете плана денежной эмиссии власти

опираются на статистически неустойчивые формальные корреляционные

зависимости между темпом инфляции и приростом денежной массы при

заданном прогнозе изменения ВВП. Однако известно, что при такой

технологии планирования денежного предложения прогноз снижения ВВП

приобретает самоусиливающийся характер, что влечет за собой

углубление депрессивных тенденций.

Во-вторых, отказ от регулирования процентной ставки также

подвергается критике, т. к. в России в данный момент наблюдается

системный кризис. Следовательно, в нынешних условиях роль

государственного регулирования денежного предложения в нашей

стране должна быть максимальной.

В-третьих, при рассмотрении регулирования денежного

предложения не следует сбрасывать со счетов возможности

централизованной организации денежных потоков по линии

трансформации сбережений в инвестиции. Значение централизованного

регулирования денежных потоков особенно велико в странах с

несбалансированной и неравновесной экономикой (к числу которых

относятся все страны с переходной экономикой). Таким образом, в

экономике будет обеспечиваться значительный приток инвестиций в

экономику, если учесть, что за время проведения реформ было

пятикратное сокращение инвестиций в производство.

В-четвертых, необходимо решить проблемы валютного ограничения

и контроля в целях ограничения вывоза капитала. Быстрая

либерализация валютного регулирования привела к колоссальному

вывозу капитала из России, а затем и к краху финансовой системы

страны вследствие саморазрушения финансовых "пирамид", построенных

на основе привлечения спекулятивных иностранных инвестиций. В виду

того, что общая величина допустимого прироста денежного

предложения определяется масштабами оттока капитала через

приобретение наличной валюты и другие формы его вывоза, что

оказывает понижательное давление на обменный курс рубля и

способствует росту инфляции. Если не поставить под контроль вывоз

капитала, то в сложившихся условиях придется существенно

ограничить объем допустимой денежной эмиссии и отказаться, таким

образом, от решения задач ремонетизации экономики, преодоления

платежного кризиса, подъема инвестиционной активности и связанных

с этим проблем погашения задолженностей по зарплате и социальным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.