рефераты скачать

МЕНЮ


Деловые циклы и инфляция

взаимосвязи обратил еще в бое гг. американский экономист М. Фридман,

который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем

"накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в

момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво

оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению

покупательной способности их заработной платы, инфляция станет

сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его сокращением -

т.е. растущей безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит идея построения "вертикальной кривой

Филлипса". В случае, если государство пытается поддержать уровень

безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и

требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает

инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их

требования к зарплате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх.

Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что

графически отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см. рис. 2).

.

Рис. 2

P

D

С С

В

A

U

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях- темп инфляции возрастает так же

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времениИтак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую

иллюстрирует кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и

70-е годы во многих странах мира одновременно росли как безработица, так и

инфляция. В указанные промежутки времени экономика индустриальных стран

столкнулась с явлением стагфляции, т.е. в ней одновременно присутствовали и

большая безработица(стагнация), и высокая инфляция. Переливание безработицы

в инфляцию опасно для экономики из- за непредсказуемых последствий.

Вследствие этой негативной черты - "компромисса между инфляцией и

безработицей", - правительства большинства западных стран, перешли к теории

естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый

уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы.

"Естественный уровень безработицы - это доля безработных, которая

соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике"[iii].

Идея того, что при полной занятости должна быть некоторая безработица,

кажется странной до тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно

изменяется, создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди

пополняют рынок труда и покидают его. Естественный уровень безработицы

должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о

потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика,

т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня

инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При

всех положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки

важный недостаток : при достижении естественного уровня безработицы

инфляция продолжает некоторое время как-бы по инерции усиливаться - ее

темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что

естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым,

и, как показывает опыт западных стран, постоянно повышается.

Инфляция - худший из налогов . Инфляция - это своеобразный налог,

которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег

облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических

лиц, в экономической литературе используется даже такой термин

"инфляционный налог". Это худший из всех видов налогов, так как в

результате его применения страдают прежде всего физические лица с

фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды,

государственные служащие, практически все лица наемного труда)

К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия

бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и

косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа

госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие

государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в

государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение

каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в

периоды войн, революций, других социально-экономических и политических

катаклизмов.

Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются

не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении

десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между

отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы

потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики,

между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.) Сюда же

можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в

экономическом организме давно нарушился обмен веществ .

Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно

ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью

импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения

добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственна,

импорт. Уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков

(кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты

широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными

ресурсами, в связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков)

стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и

безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с

сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-

1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они

стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все

возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией

коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и

банковской системы страны, в итоге мы получили то, что и должны были

получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств

предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне

отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса

рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий,

банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг

вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости,

вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-

денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет

гиперинфляция .

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить

антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и

косвенные .

Косвенные методы.

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным

банком ;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через

управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка

на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной

единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем

самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной

платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза

капитала и валютного курса.

Первоочередные антиинфляционные методы. Сбивать темпы инфляции -

значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для

этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К

первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это

первейшее условие любых реформаторских усилий. Для

налаживания продовольственного дела в стране следует оказать

государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям

всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и

совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным

предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на

потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы

на уровне, обеспечивающем рентабельную работу

товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли

промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного

хозяйства, без чего функционирование экономики становится

невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на

банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за

резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и

собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями.

Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в

основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры

могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском

и межгосударственном масштабе .

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в

современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне

трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным

платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в

зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что

будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы

прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему

России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими

и инвестиционными банками директив центрального банка по

приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей,

предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а). Создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере

производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду

производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования

(с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное

страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск

разорения особенно значителен;

б). Создать условия для повсеместного распространения параллельно с

существующей системой торговли потребительских кооперативов на

предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и

реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива

(по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

Такого рода кооперативное движение широко развито во многих

индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики.

Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне

кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональною

государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля

частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны

осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые

государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

ВЫВОДЫ.

Особенности экономики Украины в переходный период. Какое значение

имеет циклический характер развития экономики нашей страны? В чём причина

кризисного состояния национальной экономики Беларуси в настоящее время?

Каков выход из затянувшегося кризиса?

Можно взять следующий пример из области производства - изготовления

какого-либо товара. Для того чтобы перейти к созданию нового, ранее не

производившегося товара, необходимо, во-первых, узнать, нужен ли такой

товар потребителям, найдёт ли он спрос. Во-вторых, если этот товар сложен в

изготовлении, нужно подготовить необходимые ресурсы, материальные и

денежные. В-третьих, подготовить или переобучить кадры, способные работать

на этих станках, использовать новую технологию и т.д. В-четвертых, нужно

наладить организацию производства и труда, соответствующую данной

технологии. Таким образом, даже переход к производству нового продукта

требует значительных затрат труда и времени, зачастую сопровождается

приостановкой действующего производства.

Теперь можно представить, насколько сложно осуществить переход от

одного типа производственно-экономических отношений к другому, от

административно-командной системы к рыночной. Понятно что такой переход

требует колоссальных усилий, затрат и значительного времени. Трудности

перехода усугубляются теми негативными явлениями, которые до сих пор носили

скрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей

полноте. Так начиная с 60-х годов, в снижении темпов роста стал появляться

эффект резких нарушений пропорций общественного производства. Главная доля

ресурсов затрачивалась на производство средств производства и развитие ВПК,

создающего средства вооружения. На производство же товаров народного

потребления расходовалась крайне недостаточная часть национального дохода,

следствием чего стал постоянно увеличивающийся разрыв между растущими

номинальными (денежными) доходами населения и их товарным покрытием. Это

означало, что реальные доходы росли очень медленно. Их распределение

сопровождалось искажениями и нарушениями принципа распределения по труду,

т.е. происходило далеко не в соответствии с количеством и качеством труда,

вложенного в общественное производство. Все это подрывало, ослабляло

экономические стимулы к труду работников, порождало безразличное,

негативное отношение к труду. Таким образом, сам ход экономического

движения с объективной неизбежностью поставил вопрос о судьбе

административно-командной системы, необходимости ее трансформации.

Жизнеспособность и более высокая экономическая эффективность рыночных

систем, демонстрируемая развитием передовых стран мира, предопределила

выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики социально

ориентированной и регулируемой рыночной системе хозяйства. Но сам этот

переход не может быть легким и мгновенным. К тому же трудности перехода

усугубляются развалом СССР, разрывом десятилетиями налаживаемых связей

между республиками, входящими в его состав. Поэтому экономический кризис,

который переживает наша страна, является особым - его можно квалифицировать

как кризис трансформационный, т.е. кризис трансформации социально-

экономической системы.

Гиперинфляция в Украине. Некоторые говорят, что никакой гиперинфляции у

нас нет, что нужно поддерживать производство и людей, мол, нас пугают

инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи

производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

Между тем, гиперинфляция означает, что у нас нет надежды на подъем

производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка

производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При

гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром

недостатке денег.

Причин тому много. Прежде всего, нет надежного рубля. Люди теряют

стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают

операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить

их немедленно в оборот.

Потеря покупательной силы рубля в нашем положении означает

натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

В таких условиях не только не наступит подъем производства, а

продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не

краткосрочною, а длительною депрессию.

Инвестиционный голод длится в стране уже пятый год, пожалуй, с 1988

года началась открытая нехватка вложений, инвестиций выделяется меньше, чем

необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже.

Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине

семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность

падала, и реальный прирост капитала снижался.

Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница.

Говорят, что это 50 процентов в месяц, механизм экономической жизни таков,

что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как

волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств

инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к

ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся

полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов,

изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д.,

которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали

чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий

в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е.

Гайдара, назначить В. Черномырдина премьер-министром (когда не было

известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он

производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей

создалось определенное впечатление.

Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это

явление, прежде всего поведенческое, можно не достигнуть критических 50

процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до

60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно,

гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для

нее поведение. Основной сигнал - бегство от национальной валюты. Если даже

бешеные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПТСОК.

1. Аукуционес С.П. Современные буржуазные теории и модели цикла:

критический анализ. М: Наука., 1984.

2. Лушин . С . И . Откуда взялась инфляция? Финансы N9 , 1 9 9 2 .

3. Маневич . В . Б ., Перламутров . В . Л. Об инфляционной политике.

Финансы N8 , 1 9 9 3 .

4. Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1. М.: Республика, 1992.

Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 1996.

5. Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений.

Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

6. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М. , 1959.

7. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических

колебаний. М., 1960.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика». Москва 1995 год.

-----------------------

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.