Деформация рынка в условиях командно-административной системы
Деформация рынка в условиях командно-административной системы
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский Государственный Техничесвий Университет»
Кафедра экономической теории
Реферат по экономической теории на тему:
«Деформация рынка в условиях командно-административной системы»
Выполнил:
студентка ЭФ
гр. Ф-7
Глебик Н.Е.
Проверил:
Рыжко Е.В.
Брест, 2002
Содержание
Введение……………………………………………………………………...
Модели экономических систем…………………………………………
Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и
особенности……………………………………………………..
Отличия командно-административной системы от рыночной
экономики………………………………………………………………...
Деформация рынка в уловиях командно-административной
системы…………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Введение
Фундоментальной проблемой для экономической теории и практики был и
остается способ согласования действий участников общественного
производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете
суть и особенности функционирования различных социально-экономических
систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к
давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или
«рынок». Окуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Дело в том, что труд человека, производящего товары, несет двойственный
характер. С одной стороны, это частный труд, ибо товаропроизводитель
работает на свой страх и риск, занимаясь вроде бы сугубо индивидуальным
делом. С другой стороны, этот частный труд должен непременно получить
общественное признание. А это происходит лишь в процессе обмена товара на
рынке.
Отсюда и возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики,
который можно сфомулировать следующим образом: каков тот общественный
механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для
удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и
эффективностью?
Эта задача в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий решалась в
пользу планово-командной экономики.
1. Модели экономических ситем
Экономическая система – это совокупность фунционирующих
институциональных, юридичских, технико-технологических, психологических и
природно-ресурсных параметров.
Современные экономические системы целесообразно подразделять исходя из
форм собственности на средства производства и способа координации входящих
в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:
. традицонную экономику;
. ценрализованно-командную экономику;
. рыночную экономику.
Конкретизация методов, с помощью которых удовлетворяются потребности,
осуществляется при решении основных вопросов любого воспроизводства: что
производить, как производить, для кого производить?
Традиционная экономика характерна для общества с низким развитием, где
поведение субъектов при решении трех основных вопросов определялось
обычаями. В их основе дежало приспособление к природно-климатическим
условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика
существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась
в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне
все жители делились на касты: священников, воинов, ремевленников и слуг.
Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать
занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ.
Технология производственного процесса была строго закреплена социальными
правилами, причем усовершенствования запрещались. Технолгический процесс в
таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается
неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок
распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика
отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический
прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает
стабильности общества.
Централизованно-командная экономика получила свое название из-за способа
управления и координации. Все решения, касающиеся производства и
распределения продукта, принимаются централизованно и реализуются по
командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления.
«Наверх» идут отчеты о выполнении команды. История отражает попытки
использования приказных методов не только в XX в.
Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV
сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для
каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и
качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность
осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать
покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху.
Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело
слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую.
По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи
определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала,
способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути
Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено
выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным
мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать
платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них
публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.
Централизованно-командную экоомику XX в. характеризуют директивное
планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение,
целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии
государственной собственности на средства производства и абсолютизации
государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы,
основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда
вопросы воспроизводства решались административно-командными методами:
например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной
собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям
заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.
Антиподом централизованно-командной экономики выступает рыночная
экономика. Она характеризуется преобладанием частной собтвенности на
средства и предмет производства, отсутствием вмешательства со стороны
государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. В такой
системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей
координирует рыночный механизм. Именно он определяет, что производить,
сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает
дефицита. Определение идеальной рыночной экономики было дано М.Фридменом,
утверждавшим, что идеальная рыночная экономика – это система, в которой
совершенно независимые экономические субъекты руководствуются собственными
интересами и для достижения своих частных целей вступают в отношения
добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Однако в реальной
жизни экономических систем, фунционирующих и решающих основные вопросы
воспроизводства исключительно по приказу или на основе реализации частного
интереса, не существует.
В экономической системе, функционирующей на основе частной
собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех
областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где
эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие
частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих,
где результаты действий одних субьектов могут затронуть экономические
интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к
дейсвиям первых.
В экономической системе, выстроенной на административно-командных
метордах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные
отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских
товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако
потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо
приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.
В чем же заключается сущность командно-административной системы (КАС),
сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и особенности?
2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и
особенности.
Существенной характеристикой КАС является всеобщее огосударствление
экономической жизни общества. Оно проявилось, прежде всего, в
огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям
социалистических стран, собственность фактически превратилась в
государственную, удельный вес которой в СССР, например, составлял 90%. В
результате произошла как деформация процесса присвоения объектов
собственности, так и результатов ее функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были
отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие фунции
присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного
управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего
государственная собственность утратила обшественный характер и стала
персонифицированной. Реальным собственником стала аминистративно-
бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению
подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная.
Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система
государсвенных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90% всей товарной
продукции колхозов; безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу
государства; регдаментация государством процесса воспроизводства на
кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс
был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных
доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к
труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.
Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы –
собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только
государство стало собственником производственных ресурсов и только оно
принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства
в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой
информации.
Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела
развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она
опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы,
отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей
их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-
работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить
реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества
является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.
Результатом КАС является тоталитарное государтсво. Тоталитаризм – это
система насильственного политического господства, характеризующаяся полным
подчинеием общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие
характерные черты тоталитаризма:
1. единая идеология, мобилизующая население;
2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;
3. государственная монополия на средства массовой информации;
4. репрессивная политическая система;
5. всеобщее доминирование государственной собсвенности на все средсва
производства.
Предпосылкой возникновения тоталитаризма явилось положение классиков
марксизма о необходимости введения на переходный период от капитализма к
социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры пролетариата.
Но, как показал исторический опыт, в течение короткого времени диктатура
пролетариата может превратиться в диктатуру правящей партии, затем в
диктатуру узкого круга партийных лидеров, наконец, в диктатуру одного
человека.
Существенной чертой КАС является деформация всех отношений общественного
воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо
удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради
накопления. В основе управления производственным процессом лежало
директивное планирование. Система централизованного планирования была
создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных
изменений. Она была разработана, чтобы олеспечить стратегию ускоренной
индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации
капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план
вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие
принципы, как:
1. директивность – обязательность для исполнения;
2. адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;
3. ценрализованность – распределение плановых заданий из единого центра.
Централизованное плановое задание включает директивы по регионам,
отраслям, отдельным предприятиям. После принятия план принимает форму
закона и его неисполнение ведет к административной, уголовной и партийной
ответственности. Социалистическому планированию теоретиками приписывалось
такое существенное свойство, как научность. Но на практике через
планирование реализовывались политические и экономические установки
правящей партии и, как правило, не учитывались объективные экономические
пропорции. С помощью пятилетних и годовых планов Госкомитет по
планированию, отраслевые министерства, другие ведомства пытались управлять
темпами экономического роста, структурными преобразованиями в экономике,
распределением материальных ресурсов. Но, как показал опыт, директивное
централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу.
В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству
того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким
стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы
оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания
выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно
устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея
номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить
их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное
планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в
чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи,
когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных
направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и
многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного
планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического
развития.
В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим
предприятиям не дают разориться, а поддреживают их «на плаву», путем
перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому
отсутствуют стимуды для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных
предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них
все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям.
Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического
иждивенчества.
Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет
возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конокуренция и
возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат
производителя над потребителем.
В условиях централизованного распределения ресурсов существовали
постоянные завышеные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как
гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.
В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения
патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за
экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных
трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов.
Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные
льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое
положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство
безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от
необходимости бороться за свое существование.
Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет
экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и
в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР.
При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные
штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая
повсеместная производительность труда.
Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче
обеспечения государственнызх предприятий финансовыми стедствами,
необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались в
натуральных показателях. Кредитно-денжная политика также не играла
активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система
кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от
предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах
предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли
использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком
уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых
ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства
расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее, до
80-х годов консервативная бюджетно-налоговая политика и административный
контороль за расходами предприятий предотвращали возникновение серьезных
макроэкономических перекосов.
Чтобы повысить экономическую самостоятельность предприятий и обеспечить
положительную динамику экономического роста, были попытки введения
хозрасчета: предприятия должны были сами окупать свои расходы за счет
собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный характер, так как все
нормативы (по размеру прибыли, оставляемой предприятию, величине фонда
зарплаты и др.) устнавливались из центра. Отсутствовало свободное
ценообразование. Предприятия получили только небольшую экономическую
свободу. Желаемый результат не был достигнут.
В сельском хозяйстве произошла алминистративная коллективизация как
Страницы: 1, 2
|