рефераты скачать

МЕНЮ


Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский Государственный Техничесвий Университет»

Кафедра экономической теории

Реферат по экономической теории на тему:

«Деформация рынка в условиях командно-административной системы»

Выполнил:

студентка ЭФ

гр. Ф-7

Глебик Н.Е.

Проверил:

Рыжко Е.В.

Брест, 2002

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Модели экономических систем…………………………………………

Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и

особенности……………………………………………………..

Отличия командно-административной системы от рыночной

экономики………………………………………………………………...

Деформация рынка в уловиях командно-административной

системы…………………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

Введение

Фундоментальной проблемой для экономической теории и практики был и

остается способ согласования действий участников общественного

производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете

суть и особенности функционирования различных социально-экономических

систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к

давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или

«рынок». Окуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?

Дело в том, что труд человека, производящего товары, несет двойственный

характер. С одной стороны, это частный труд, ибо товаропроизводитель

работает на свой страх и риск, занимаясь вроде бы сугубо индивидуальным

делом. С другой стороны, этот частный труд должен непременно получить

общественное признание. А это происходит лишь в процессе обмена товара на

рынке.

Отсюда и возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики,

который можно сфомулировать следующим образом: каков тот общественный

механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для

удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и

эффективностью?

Эта задача в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий решалась в

пользу планово-командной экономики.

1. Модели экономических ситем

Экономическая система – это совокупность фунционирующих

институциональных, юридичских, технико-технологических, психологических и

природно-ресурсных параметров.

Современные экономические системы целесообразно подразделять исходя из

форм собственности на средства производства и способа координации входящих

в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:

. традицонную экономику;

. ценрализованно-командную экономику;

. рыночную экономику.

Конкретизация методов, с помощью которых удовлетворяются потребности,

осуществляется при решении основных вопросов любого воспроизводства: что

производить, как производить, для кого производить?

Традиционная экономика характерна для общества с низким развитием, где

поведение субъектов при решении трех основных вопросов определялось

обычаями. В их основе дежало приспособление к природно-климатическим

условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика

существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась

в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне

все жители делились на касты: священников, воинов, ремевленников и слуг.

Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать

занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ.

Технология производственного процесса была строго закреплена социальными

правилами, причем усовершенствования запрещались. Технолгический процесс в

таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается

неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок

распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика

отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический

прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает

стабильности общества.

Централизованно-командная экономика получила свое название из-за способа

управления и координации. Все решения, касающиеся производства и

распределения продукта, принимаются централизованно и реализуются по

командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления.

«Наверх» идут отчеты о выполнении команды. История отражает попытки

использования приказных методов не только в XX в.

Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV

сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для

каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и

качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность

осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать

покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху.

Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело

слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую.

По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи

определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала,

способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути

Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено

выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным

мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать

платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них

публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.

Централизованно-командную экоомику XX в. характеризуют директивное

планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение,

целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии

государственной собственности на средства производства и абсолютизации

государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы,

основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда

вопросы воспроизводства решались административно-командными методами:

например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной

собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям

заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.

Антиподом централизованно-командной экономики выступает рыночная

экономика. Она характеризуется преобладанием частной собтвенности на

средства и предмет производства, отсутствием вмешательства со стороны

государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. В такой

системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей

координирует рыночный механизм. Именно он определяет, что производить,

сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает

дефицита. Определение идеальной рыночной экономики было дано М.Фридменом,

утверждавшим, что идеальная рыночная экономика – это система, в которой

совершенно независимые экономические субъекты руководствуются собственными

интересами и для достижения своих частных целей вступают в отношения

добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Однако в реальной

жизни экономических систем, фунционирующих и решающих основные вопросы

воспроизводства исключительно по приказу или на основе реализации частного

интереса, не существует.

В экономической системе, функционирующей на основе частной

собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех

областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где

эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие

частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих,

где результаты действий одних субьектов могут затронуть экономические

интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к

дейсвиям первых.

В экономической системе, выстроенной на административно-командных

метордах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные

отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских

товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако

потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо

приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.

В чем же заключается сущность командно-административной системы (КАС),

сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и особенности?

2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и

особенности.

Существенной характеристикой КАС является всеобщее огосударствление

экономической жизни общества. Оно проявилось, прежде всего, в

огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям

социалистических стран, собственность фактически превратилась в

государственную, удельный вес которой в СССР, например, составлял 90%. В

результате произошла как деформация процесса присвоения объектов

собственности, так и результатов ее функционирования. Декларированные

субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были

отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие фунции

присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного

управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего

государственная собственность утратила обшественный характер и стала

персонифицированной. Реальным собственником стала аминистративно-

бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению

подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная.

Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система

государсвенных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90% всей товарной

продукции колхозов; безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу

государства; регдаментация государством процесса воспроизводства на

кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс

был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных

доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к

труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.

Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы –

собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только

государство стало собственником производственных ресурсов и только оно

принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства

в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой

информации.

Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела

развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она

опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы,

отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей

их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-

работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить

реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества

является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.

Результатом КАС является тоталитарное государтсво. Тоталитаризм – это

система насильственного политического господства, характеризующаяся полным

подчинеием общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие

характерные черты тоталитаризма:

1. единая идеология, мобилизующая население;

2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;

3. государственная монополия на средства массовой информации;

4. репрессивная политическая система;

5. всеобщее доминирование государственной собсвенности на все средсва

производства.

Предпосылкой возникновения тоталитаризма явилось положение классиков

марксизма о необходимости введения на переходный период от капитализма к

социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры пролетариата.

Но, как показал исторический опыт, в течение короткого времени диктатура

пролетариата может превратиться в диктатуру правящей партии, затем в

диктатуру узкого круга партийных лидеров, наконец, в диктатуру одного

человека.

Существенной чертой КАС является деформация всех отношений общественного

воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.

В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо

удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради

накопления. В основе управления производственным процессом лежало

директивное планирование. Система централизованного планирования была

создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных

изменений. Она была разработана, чтобы олеспечить стратегию ускоренной

индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации

капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план

вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие

принципы, как:

1. директивность – обязательность для исполнения;

2. адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;

3. ценрализованность – распределение плановых заданий из единого центра.

Централизованное плановое задание включает директивы по регионам,

отраслям, отдельным предприятиям. После принятия план принимает форму

закона и его неисполнение ведет к административной, уголовной и партийной

ответственности. Социалистическому планированию теоретиками приписывалось

такое существенное свойство, как научность. Но на практике через

планирование реализовывались политические и экономические установки

правящей партии и, как правило, не учитывались объективные экономические

пропорции. С помощью пятилетних и годовых планов Госкомитет по

планированию, отраслевые министерства, другие ведомства пытались управлять

темпами экономического роста, структурными преобразованиями в экономике,

распределением материальных ресурсов. Но, как показал опыт, директивное

централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу.

В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству

того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким

стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы

оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания

выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно

устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея

номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить

их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное

планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в

чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи,

когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных

направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и

многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного

планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического

развития.

В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим

предприятиям не дают разориться, а поддреживают их «на плаву», путем

перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому

отсутствуют стимуды для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных

предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них

все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям.

Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического

иждивенчества.

Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет

возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конокуренция и

возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат

производителя над потребителем.

В условиях централизованного распределения ресурсов существовали

постоянные завышеные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как

гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.

В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения

патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за

экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных

трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов.

Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные

льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое

положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство

безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от

необходимости бороться за свое существование.

Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет

экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и

в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР.

При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные

штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая

повсеместная производительность труда.

Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче

обеспечения государственнызх предприятий финансовыми стедствами,

необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались в

натуральных показателях. Кредитно-денжная политика также не играла

активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система

кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от

предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах

предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли

использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком

уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых

ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства

расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее, до

80-х годов консервативная бюджетно-налоговая политика и административный

контороль за расходами предприятий предотвращали возникновение серьезных

макроэкономических перекосов.

Чтобы повысить экономическую самостоятельность предприятий и обеспечить

положительную динамику экономического роста, были попытки введения

хозрасчета: предприятия должны были сами окупать свои расходы за счет

собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный характер, так как все

нормативы (по размеру прибыли, оставляемой предприятию, величине фонда

зарплаты и др.) устнавливались из центра. Отсутствовало свободное

ценообразование. Предприятия получили только небольшую экономическую

свободу. Желаемый результат не был достигнут.

В сельском хозяйстве произошла алминистративная коллективизация как

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.