Бюджетная система. Государственный долг
Бюджетная система. Государственный долг
1998 ИГЭА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 2
ГЛАВА 1 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В
РОССИИ 4
ГЛАВА 2 8
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8
ГЛАВА 3 12
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 12
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 14
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВВЕДЕНИЕ
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Бюджетная система страны представляет собой сложный
механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства
и местных органов власти.
Структура бюджета страны зависит от её государственного
устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная
система имеет как бы двухъярусное построение - государственный
и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным
устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты
штатов, земель и соответствующих им административных
образований.
Бюджет любого уровня представляет собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается
правительство страны или администрация конкретной территории.
К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов
- штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов
управления - городов, графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы
субъекта и его расходы.
Расходы показывают направление и цели бюджетных
ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например
государства, подразделяются на расходы по государственному
управлению, на военные расходы, расходы на социально-
экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность
государства, расходы на осуществление внешнеэкономической
деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что
масштабы государственных расходов увеличиваются темпами,
значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США
государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350
раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы
федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433.5
млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.).
К числу важнейших статей государственных расходов
относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных
предпосылок для функционирования производственных секторов
экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на
создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь -
на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные
расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не
только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых
относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и
пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.
Важной составной частью финансовой системы государства
являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в
первую очередь, объекты коммунальной собственности,
строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также
жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти
используются также на социально-культурные нужды, содержание
объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь,
из налогов, собранных как центральными, так и местными органами
власти, государственных займов, а также поступлений так
называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода
фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых
расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-
экономического характера. К числу их относятся социальное
страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды,
подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.
Число их постоянно растёт, примером чего может быть федеральный
бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800
подобных фондов.
ГЛАВА 1
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
И В РОССИИ
Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального
правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран
и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть
хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью
которого правительство оказывает огромное воздействие на весь
процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет
при этом три функции:
1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые
ресурсы для правительственной деятельности, то есть для
покрытия расходов на военные, экономические и социальные
программы, а также на существование аппарата управления;
2. экономического регулирования - налоги и расходы используются
как рычаги управления хозяйственной деятельностью и
осуществления определённых целей экономической политики
(стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных
сдвигов и т. п.);
3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,
благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе
трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным
гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в
том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те
общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное
предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают
плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных
слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:
содержание вооружённых сил и государственного аппарата;
финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение,
здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства;
выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется
многими факторами: социальной и экономической структурой в
конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и
политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,
Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов
представлена в таблице.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ФУНКЦИЯМ В % К ВВП[1]
| |США |Япония |ФРГ |Англия |
| | |1990 г. |1989 г. |1990 г.|
| | | | | |
| | | | | |
|1. Общественные |9.3 |4.9 |9.2 |9.7 |
|товары, в т. ч. | | | | |
|оборона |6.0 |0.9 |2.5 |4.3 |
|Общественные услуги |6.0 |10.8 |10.9 |12.2 |
|Образование | | | | |
|Здравоохранение |4.7 |3.7 |4.2 |5.0 |
|2.3 Жилищное |0.9 |4.8 |6.0 |5.1 |
|строительство |0.4 |2.2 |0.7 |2.1 |
| | | | | |
|Трансферты |11.9 |7.8 |18.5 |13.4 |
|Поддержание доходов |7.8 |7.2 |15.7 |9.9 |
|Административные | | | | |
|расходы |0.6 |0.6 |2.4 |1.6 |
|3.3 Прочие трансферты| | | | |
| |3.5 |0.0 |0.4 |1.8 |
|Экономические услуги, |4.6 |4.4 |4.5 |4.0 |
|в т. ч.: | | | | |
|Капиталовложения |1.7 |2.9 |1.4 |1.8 |
|Субсидии |0.6 |0.5 |1.8 |0.5 |
|Проценты по |5.1 |4.0 |2.7 |3.5 |
|государственному долгу| | | | |
|6 Все расходы |36.9 |32.5 |45.8 |43.2 |
СТРУКТУРА РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 1995 ГОДУ[2]
|Основные расходные статьи |Доля в % к |Доля в % к |
| |ВВП |бюджетным |
| | |расходам |
|РАСХОДЫ ВСЕГО |29.8 |100 |
|Из них: | | |
|Государственное управление |0.7 |2.3 |
|Международная деятельность |1.7 | |
|Национальная оборона |3.0 |10.0 |
|Правоохранительная |1.6 | |
|деятельность и обеспечение | | |
|безопасности | | |
|Промышленность, энергетика, |2.1 |11.4 |
|строительство | | |
|Сельское хозяйство и |1.3 | |
|рыболовство | | |
|Социально-культурные |7.9 |24.0 |
|мероприятия, в т. ч.: | | |
|Образование |3.5 |12 |
|культура и искусство |0.5 | |
|здравоохранение и |2.5 | |
|физкультура | | |
|социальная политика |1.3 | |
|Прочие |11.5 |40 |
Как видно, структура расходов российского бюджета существенно
отличается. За годы реформ произошло прежде всего резкое снижение
доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП
в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3.7% ВВП). Но
самое главное различие состоит в том, что удельный вес социальных
расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в России
значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас доля
финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1.03% в
1991 г. до 0.41% в 1995 г. (в развитых странах этот показатель
колеблется в пределах 2-2.7%).
Главным источником покрытия государственных расходов являются
налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника:
во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает
примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно
низка - 13.4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля
которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46%
во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии
эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах
их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на
потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на
добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех
перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога
на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21.1%), то эта доля
составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11%
в Англии. Это говорит о том, что налоговые системы построены
таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение
предпринимательского сектора, с тем чтобы предприятия имели
благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей.
С 1992 года российский бюджет в основном перешёл на те виды
налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, -
подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог,
налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую
роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс
постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37.5% всех бюджетных
поступлений. А в 1995 г. - 22.0%. Что касается поступлений по
остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.
Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на
прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до
26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80%
прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная,
никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не
оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-
видимому необходима более прогрессивная шкала налогообложения
физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была
весьма дифференцированной, с высокими предельными ставками.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают
доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в
развивающихся странах, а также в странах с переходной
экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя
государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства
превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный
избыток (профицит).
Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно
должно занимать деньги у населения. Чтобы оплатить свои счета.
Для этого правительство выпускает облигации, представляющие
собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в
какой-то определённый момент в будущем. Государственный долг
(накопленная сумма задолженности правительства) - это денежная
ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу
(домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим
неправительственным учреждениям).
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путём
заимствования на внутреннем и (или) внешнем финансовом рынке.
При этом заимствование у денежных властей (кредиты Центрального
банка правительству или приобретение им государственных ценных
бумаг) является инфляционным. Например, в России в 1992-1994
гг. кредиты ЦБ государственному сектору экономики явились
основным фактором высокой инфляции. Поэтому во многих странах
запрещено кредитование правительства денежными властями. А в
ряде стран - и приобретение ими государственных ценных бумаг.
В большинстве развитых стран преобладают неэмиссионные
формы финансирования дефицита государственного бюджета, не
приводящие непосредственно к росту инфляции. К таким формам
относятся продажа государственных ценных бумаг на финансовом
рынке. Получение государством кредитов от коммерческих банков и
из-за рубежа. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном
периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на
государственные ценные бумаги и готовностью предоставления
кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого
государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему
со стороны потенциальных кредиторов.
Приемлемость данного уровня дефицита в долгосрочном
периоде определяется возможностью долговременного поддержания
определяющих этот уровень параметров бюджетно-налоговой политики.
Государство может, предложив достаточно высокий доход,
разместить свои ценные бумаги в краткосрочном периоде, однако
выход за разумные пределы доходности и объёма реализации
ценных бумаг повлечёт за собой высокие расходы по обслуживанию
государственного долга в будущем и, следовательно, увеличение
в будущем бюджетного дефицита, снижения доверия к правительству
и необходимость повышения процентов по государственному долгу.
Этот “порочный круг” выразится в конечном счёте в
невозможности дальнейшего неэмиссионного финансирования бюджетного
дефицита. Если, например, в России в 1995-1996 гг. при
отсутствии экономического роста и годовой инфляции порядка 60-
70% процентные ставки по ГКО существенно превышали 100%, ясно
что данный режим финансирования бюджетного дефицита может
поддерживаться лишь в весьма краткосрочной перспективе.
Государственный бюджет выполняет три основные экономические
функции. Во-первых, он выступает средством распределения
национального продукта между частными и общественными
потреблением и инвестициями. Во-вторых, с помощью прямых
расходов и косвенных налоговых стимулов государственный бюджет
воздействует на предложение производственных факторов (таких как
труд и капитал) и на объём выпуска различных секторов
экономики. В-третьих, он является орудием бюджетно-налоговой
политики правительства, направленной на достижение ключевых
макроэкономических целей. Под налогово-бюджетной политикой
понимается процесс налогообложения и осуществления
государственных расходов с целью сглаживания циклических
колебаний и обеспечения устойчивого экономического роста в
Страницы: 1, 2
|