рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджет и основные направления бюджетной политики

Бюджет и основные направления бюджетной политики

Белорусский Государственный Университет

Факультет Международных Отношений

Кафедра международных

экономических отношений

курсовой проект

по макроэкономике

на тему:

"Бюджет и основные направления бюджетной политики"

Выполнил:

студент 2 курса

6

группы

отделения МЭ и МЭО

Ищенко М.А.

Научный руководитель:

аспирантка кафедры МЭО

Коляда О.Л.

Минск, 2000

План.

Введение -------------------------------------------------------------------

---------- 3

Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета ------------

----------------------------------------------------------------------- 4

1. Государственный бюджет и бюджетная система ------------------------------

--- 4

2. Бюджетные расходы -------------------------------------------------------

--------------- 4

3. Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета ---- 6

4. Государственный долг ----------------------------------------------------

--------------- 7

Глава 2. Бюджетно-налоговая политика ----------------------------------9

2.1 Направления бюджетно-налоговой политики и её инструменты -----------9

2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования -------------------------

11

Задача ---------------------------------------------------------------------

----------14

Заключение -----------------------------------------------------------------

------ 16

Список литературы ----------------------------------------------------------

-------------17

Введение.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот

факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой

пропорции объем производства страны должен быть распределен между

коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей

за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после

разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена

неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства

оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости

и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является

статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени

волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние

каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных

политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении

столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и

постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии

и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса

(бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики

(особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики

посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило,

прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный

дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое

бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов

экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С

другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет

увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора

экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во

внебюджетные социальные фонды.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета

разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта

война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так

и государственные предприятия, и частный сектор.

Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались

равнодушными к проблеме формирования бюджеты, к источникам его

формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и

вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в

стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее

время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты

бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая

рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать

активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет

государству осуществлять государственное регулирование экономики не только

в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет

государству задействовать непосредственно экономические рычаги

государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является

важным разделом в экономической науки, требующим большого внимания со

стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и

рядовых граждан.

Глава 1. Структура и функционирование государственного бюджета.

1.1 Государственный бюджет и бюджетная система.

Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и

расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового

обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект

бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом —

парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по

завершении финансового года представители исполнительной власти

отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению

расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая

нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,

а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между

основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между

общегосударственными и частными интересами граждан по поводу

налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по

поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных

отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и

государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства,

имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти

средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов

власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых

предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенсионный фонд,

Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования,

Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки

населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и

финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные

фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя

бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет

государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения

дефицита бюджета.

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от

государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и

государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые

налоги шли не в ”общий котел” госбюджета, а расходовались строго по

назначению -- на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д.

Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для

бюджета.

В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три

уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов

федерации (региональные бюджеты) и бюджет органов местного самоуправления

(местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня:

бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

1.2 Бюджетные расходы.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,

социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и

удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной

экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:

1. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные

пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ---------------------

-------------------------- 45-50

2. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру,

дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы

на осуществление государственных программ ----------------------------------

---------------------------------------10-20

3. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики,

включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам --

----------------10-20

4. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных

органов, полиции, юстиции и т.д. -------------------------------------------

----------------------------------5-10

5. Платежи по государственному долгу -------------------------------------

----------------------до 7-8

[4; 376]

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи:

социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру,

вызваны самим характером современного общества, которое становится

постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания,

образования, культуры искусства, здравоохранения и физической культуры,

жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к

индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство,

отказываясь от активной роли в поддержке материального производства,

одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы

услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики —

стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-

экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить

дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее

обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному

медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному

жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает

хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой

рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. [4;

376]

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии

сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и

хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть

заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,

фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство

иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных

товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний

рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает

свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и

обеспечение безопасности, а также административно- управленческие расходы

воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по

государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры

расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям,

сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов

инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на

хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры

– сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее

воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и

региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на

мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и

вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют

экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для

экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению

национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых

товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных

расходов.

Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов

зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в

ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности

использования каждой единицы расходуемых средств.

1.3 Подходы к проблеме сбалансированности государственного бюджета.

Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный

дефицит покрывается государственными займами (внутренними и внешними); Они

осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у

внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или

пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования

бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита

государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода

от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт

покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических

ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии

общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы

для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена — заработная

плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный

дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства

развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в

систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель:

конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального

эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный

банк не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон

инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по

желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают

определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в

определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению

ценных государственных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию

деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство

даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и

физическими лицами ценных правительственных бумаг, то государственные

займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают

возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и

средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как

государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов

способствуют удорожанию кредита — росту учетной ставки.

Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых,

образовавшийся на их основе рынок ценных государственных бумаг может

привлекать часть инвесторов, для которых остальные секторы фондового рынка

непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых

государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов,

государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем

рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются

преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Для развитых

стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине

бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности

государственного бюджета.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для

страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет

(обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а

не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает

инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние

годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита

бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет

мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом

неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной

частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в

период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые

поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению

расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению

налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается

еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же

избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые

поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство

снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще

больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому

неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству

возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для

оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна

сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов я

увеличения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к

несбалансированности бюджета.

1.4 Государственный долг.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.